МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТЕХНОЛОГИЙ И УПРАВЛЕНИЯ им. К.Г. РАЗУМОВСКОГО»
(ПЕРВЫЙ КАЗАЧИЙ УНИВЕРСИТЕТ)
(ФГБОУ ВО «МГУТУ им. К.Г. Разумовского (ПКУ)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КНИГА
ТЕХНИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА
«Разработка технологий открытого образования на основе новых форм
интернет-социализации молодежи»
(Наименование проекта, реализуемого в комплексных ВКР)
Москва - 2018
Заказчик: договор РФФИ №16-06-00176А (от 3 апреля 2017)
Руководитель проекта:__________ д.п.н., проф. ВАК по кафедре ИИТ, проф. кафедры информационных систем и технологий Чванова М. С.
Научный руководитель: __________ д.п.н., проф. ВАК по кафедре ИИТ, проф. кафедры информационных систем и технологий Чванова М. С.
Научный руководитель: __________ д.т.н., проф.ВАК по кафедре Электронно-вычислительной аппаратуры, проф. кафедры информационных систем и технологий Леохин Ю.Л.
Студент: _________ 09.04.03 Прикладная информатика Мелентий В.А.
Студент: _________ 09.04.03 Прикладная информатика Крюкова А.Б.
Студент: _________ 09.04.03 Прикладная информатика Саушкина Е.Д.
Студент: _________ 09.04.02 Информационные системы и технологии Алексеев В.К.
Студент: _________ 09.04.03 Прикладная информатика Моторыгина Д.В.
Студент: _________ 09.04.02 Информационные системы и технологии Неподкосова А.С.
09.04.03
Мелентий В.А.
«Прогностическая модель SMART - технологии в молодежном туризме и ее реализация для системы открытого образования»
09.04.03
Крюкова А.Б.
«Разработка Интернет – среды для подготовки магистрантов на основе инновационного подхода»
09.04.03
Саушкина Е.Д.
«Обоснование содержания актуальной профессиональной деятельности по информационному реинжинирингу и создание инновационного курса для магистрантов - информатиков»
09.04.02
Алексеев В.К.
«Исследование и проектирование Интернет – среды для подготовки аспирантов»
09.04.03
Моторыгина Д.В.
«Интеграция Web-сред музейного и образовательного пространств как новая форма интернет-социализации молодежи»
09.04.02
Неподкосова А.С.
«Оптимизация расходов туристических маршрутов средствами ИТ (для целей развития системы открытого образования)»
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
| Заказчик проекта | договор РФФИ №16-06-00176А (от 3 апреля 2017) |
| Руководитель проекта | Чванова Марина Сергеевна |
| Перечень направлений подготовки, участвующих в проекте | 09.04.02 Информационные системы и технологии 09.04.03 Прикладная информатика |
| Список участников проекта (с указанием научных руководителей комплексных ВКР)* | 1. Мелентий Виктория Алексеевна, 09.04.03; 2. Крюкова Александра Борисовна, 09.04.03; 3. Саушкина Екатерина Дмитриевна, 09.04.03; 4. Алексеев Валентин Константинович, 09.04.02; 5. Моторыгина Диана Владимировна, 09.04.03; 6. Неподкосова Ангелина Сергеевна, 09.04.02. |
| Виды деятельности, выполняемые студентом в проекте, отрабатываемые навыки | Компетенции согласно Федеральным Государственным Образовательным Стандартам высшего образования по направлениям подготовки (уровень магистратуры): 09.04.02 Информационные системы и технологии 09.04.03 Прикладная информатика реализованы все компетенции, среди них ведущие: - способность использовать и развивать методы научных исследований и инструментария в области проектирования и управления ИС в прикладных областях (ПК-1); - способность исследовать применение различных научных подходов к автоматизации информационных процессов и информатизации предприятий и организаций (ПК-5); - способность анализировать и оптимизировать прикладные и информационные процессы (ПК-9); - способность проектировать информационные процессы и системы с использованием инновационных инструментальных средств, адаптировать современные ИКТ к задачам прикладных ИС (ПК-13); - способность использовать передовые методы оценки качества, надежности и информационной безопасности ИС в процессе эксплуатации прикладных ИС (ПК-21); - способность интегрировать компоненты и сервисы ИС (ПК-24). |
| Актуальность проекта | По утверждениям ученых США, Европы и Японии старые формы социализации теряют значимость по причине «перехода» молодежи в интернет-пространство. Появляющиеся новые формы интернет-социализации молодежи обладают значительным образовательным потенциалом, который не реализован. Проект направлен на выявление потенциальных возможностей новых форм интернет-социализации молодежи и подключения (разработанных и адаптированных) WEB-технологий для развития системы открытого образования. Результат исследования позволит обогатить систему открытого образования новыми компонентами на основе интернет-социализации молодежи. Реализация модели на практике позволит студентам включиться в профессионально-ориентированное и социокультурное взаимодействие в мировом интеллектуальном пространстве. Взаимодействие реализуется через проектную и социокультурную деятельность посредством Интернет-технологий. |
| Проблемы | Недостаточное изучение новых форм социализации (общения) студенческой молодежи в интернет-пространстве по вопросам, так или иначе, связанным с образованием. Отсутствие разработанных технологий, реализующих новые формы социализации молодежи в системе открытого образования. |
| Гипотеза | Если будут выявлены новые формы интернет-социализации молодежи и реализованы в WEB-технологиях в виде подключаемых или общедоступных модулей, то система открытого образования: 1) получит возможность реализовать потенциал новых форм интернет-социализации молодежи с целью активизации профессионально-ориентированного и социокультурного общения в процессе обучения студентов и аспирантов; 2) позволит аккумулировать интересы учебного взаимодействия и расширить функции в системе открытого образования и использовать потенциал принципиально новых образовательных задач. |
| Объект исследования | Информатизация образования |
| Предмет исследования | Инновационные технологии открытого образования |
| Теоретическая база, используемые методологические подходы и методы | Концепции информационного общества (Д. Белл, Э. Тоффлер), теория социологии Интернета и специфика виртуальной коммуникации (Б. Веллман, Г. Рейнгольд). Труды отечественные ученых об особенностях развития НИТ в социальной сфере. Труды А.А. Ослона о методологии эмпирического изучения интернет-аудитории. Теория системы открытого образования. Количественные методы сбора социологической информации: анализ документов, опрос, анкетирование, интервьюирование. Для научно-обоснованной интерпретации фактов обработка результатов: с использованием методов облачных технологий и обработки полученных данных. Для решения основных задач исследования используются: системный подход, моделирование процессуальных систем (в RAMUS); стандарты разработки ПО, инструментальные среды разработки Web-систем. |
| Цели и задачи проекта | Цель проекта – выявление новых форм интернет-социализации молодежи и подключение (разработка или адаптация) соответствующих Web-технологий для дальнейшего использования в системе открытого образования. Задачи проекта. 1. Выявить новые формы Интернет-социализации студенческой молодежи. 2. На их основе разработать (или адаптировать) шесть моделей в Web-технологиях для системы открытого образования. 3. Апробировать реализованные модели на практике, описать границы применимости и условия их использования. 4. Подготовить 8 публикаций, участвовать в международных конференциях |
| Описание содержания проектной работы в разрезе тем комплексных ВКР по направлениям подготовки | "Прогностическая модель SMART-технологии в молодежном туризме и ее реализация для системы открытого образования" (Мелентий В.А09.04.03.) и "Оптимизация расходов туристических маршрутов средствами информационных технологий" ( Неподкосова А.С. 09.04.02) Одна из форм Интернет-социализации молодежи, раскрывающаяся в сетевом общении по разным аспектам туризма. Будет создана прогностическая процессуальная информационная модель и реализована в виде SMART-системы с возможностью ее подключения в виде модуля в систему открытого образования. Эта модель опирается на технологии оптимизации туристических маршрутов. Именно такой дуэт позволяет создать технологию, применимую в системе открытого образования. "Разработка Интернет-среды для подготовки магистрантов на основе инновационного подхода" (Крюкова А.Б. 09.04.03) Форма интернет-социализации магистрантов, раскрывающаяся в сетевом общении по проблемам участия в инновационной деятельности, компетенций в инновационной политике, нормативно-правовых компетенций, конкурсных проектах государства, бизнеса, некоммерческих организаций, социального партнерства и других. Будет создана прогностическая процессуальная информационная модель и реализована в виде Web-системы с возможностью ее подключения в виде модуля в систему открытого образования "Обоснование содержания актуальной проф-ой деятельности по информационному реинжинирингу и создание инновационного курса для магистрантов-информатиков" (Саушкина Е.Д. 09.04.03) Одна из актуальных форм интернет-социализации студентов, раскрывающаяся в сетевом общении с профессиональным сообществом по проблемам развития новых знаний в динамичном мире информатики и информационных технологий. Будет создана прогностическая процессуальная информационная модель и реализована в виде образовательного курса в современныхWeb-технологиях с возможностью встраивания в виде модуля в систему открытого образования. "Исследование и проектирование Интернет-среды для подготовки аспирантов" (Алексеев В.К. 09.04.02) Актуальная форма Интернет-социализации аспирантов, раскрывающаяся в сетевом общении с мировым научным и профессиональным сообществом. Будет создана процессуальная модель и реализована в виде Web-системы с возможностью встраивания в виде модуля в систему открытого образования. "Интеграция Web-сред музейного и образовательного пространств как новая форма интернет-социализации" (Моторыгина Д.В. 09.04.03) Новой формой интернет социализации является общение молодежи в культурно-образовательном пространстве. Будет рассмотрен вопрос интеграции музейного и образовательного пространств и в Web-технологиях реализована среда, как пример для использования в системе открытого образования. Таким образом, разработанные модули обогатят систему открытого образования новыми формами интернет-социализации. |
| Ресурсы | Электронная библиотечная система «Руконт»; Электронная библиотечная система Znanium.com издательства «Инфра-М»; Polpred.com. Справочники и словари; Научная библиотека «КиберЛенинка»; Публичная электронная библиотека «Прометей»; База данных ВИНИТИ РАН on-line; База электронных документов «Государственные стандарты»; материалы Федеральной службы государственной статистики России |
| Сроки реализации проекта с указанием этапов | 20.10.2017 – представление и рассылка графика совместный консультаций по комплексным ВКР; 25.10.2017 – разработка научными руководителями индивидуальных заданий студентам, участвующим в проекте; 15.11.2017 – разработка и представление к утверждению паспорта проекта; 15.12.2017 представление отчетов координаторов о выполненных этапах работы по проектам и комплексным ВКР; 15.02.2018, 15.04.2018- проведение предварительных защит комплексных ВКР; 15.03.2018 – представление сведений и договоров о направлении студентов на производственную практику, участвующих в проекте; 15.05.2018 – представление технологической книги, единой презентации проекта и доклада по комплексной ВКР; 15.05 по 15.06.2018- информирование НТС и ЭС о результатах выполнения проектов; 15.06 по 30.06.2018 – проведение государственной итоговой аттестации |
| Планируемые результаты проекта | 1. Прогностическая модель SMART – технологии в молодежном туризме и ее реализация для системы открытого образования (Мелентий В.А., 09.04.03-Прикладная информатика) 2. Модель оптимизация расходов туристических маршрутов средствами информационных технологий (Неподкосова А., 09.04.02-Информационные системы и технологии) 3. Прогностическая модель и Web--среда для подготовки магистрантов на основе инновационного подхода и ее реализация для системы отрытого образования (Крюкова А.Б., 09.04.03-Прикладная информатика) 4. Web-среда для аспирантов с реализацией для системы отрытого образования (Алексеев В. К., 09.04.02-Информационные системы и технологии). 5. Содержание инновационного образовательного курса для информатиков на основе «сетевого интеллекта и Интернет-общения студентов с профсообществом» и Web-курс для магистрантов-информатиков как подключаемый модуль к системе открытого образования (Саушкина Е.Д., 09.04.03-Прикладная информатика) 6. Web-среда реализации интегрированного музейного и образовательного пространства, как подключаемый модуль к системе открытого образования. 5. 8 публикаций по теме, 4 участия в международных и общероссийских конференциях, выступления с научными докладами на научно-практических конференциях. |
| Формат представления результатов, который подлежит оцениванию (технологическая карта, презентация и т.д.) | Акт о внедрении или отчет по преддипломной практике о внедрения результатов в учебный процесс; Список опубликованных научных работ по теме исследования; Слайды выступления; Технологическая книга; Паспорт проекта |
| Критерии оценивания результатов проекта | Соответствие ВКР виду (видами) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована программа магистратуры согласно ФГОС |
Координатор проекта проф. Чванова М.С.
Содержание
АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЗАПИСКА ПРОЕКТА.. 12
1 ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. 15
Модуль 1. Обоснование потребности разработки Интернет-среды для подготовки магистрантов на основе инновационного подхода. 36
Модуль 2. Теоретико-методологический анализ использования информационных технологий в оптимизации туристических маршрутов. 39
Модуль 3. Теоретический анализ туристических технологий. 43
Модуль 4. Обоснование потребности в разработке инновационного курса «Информационный реинжиниринг». 46
Модуль 5. Теоретический анализ проблемы исследования. 49
Модуль 6. Теоретический анализ проблемы исследования и обоснование потребности разработки. 51
2 ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. 56
Модуль 1. Разработка Интернет-среды для подготовки магистрантов на основе инновационного подхода. 57
Модуль 2. Оптимизация расходов туристических маршрутов средствами информационных технологий. 74
Модуль 3. Прогностическая модель SMART-технологии в молодежном туризме и ее реализация для системы открытого образования. 83
Модуль 4. Обоснование содержания актуальной профессиональной деятельности по информационному реинжинирингу и создание инновационного курса для магистрантов-информатиков. 93
Модуль 5. Интеграция Web-сред музейного и образовательного пространств как новая форма интернет-социализации. 100
Модуль 6. Исследование и проектирование Интернет-среды для подготовки аспирантов. 110
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 122






