Теоретическая часть. Социализация обычно понимается как процесс становления личности

 

Социализация обычно понимается как процесс становления личности, освоение общественно-значимых социальных ролей. В настоящее время используется понятие «виртуальная социализация». Под которой можно понимать «процесс вхождения пользователя Интернета в социокультурную среду локальных сообществ посредством освоения технологий коммуникации, информационной культуры, социальной навигации, информационной грамотности, а также социальных норм, ценностей и ролевых требований» [1]. При этом, «виртуальная социализация» отличается от «традиционной» опосредованностью информационно-коммуникационных технологий. В первом случае они являются (средой) социализации, во втором – ее фактором (причиной, силой влияния).

Сегодня среди факторов, влияющих на интернет-социализацию молодежи выделяют факторы, «сглаживающие» географические особенности.

Традиционные факторы социализации (государственные, религиозные и общественные организации, семейные и другие) представлены учеными в аспекте формирования личности. Виртуальные аспекты влияния на социализацию молодежи пока еще фрагментарно исследуются. Представляется актуальным уточнение положительного влияния факторов сетевого пространства на процесс социализации молодежи, который, в том числе, предполагает выяснение причин популярности виртуальной среды в обществе.

В работе «Виртуальная социализация личности» [2] выделяется ряд факторов и причин, «обусловливающих данный процесс и несущих в себе немало позитивных моментов: во-первых, для общения в интернет-пространстве характерна высокая степень оперативности, которая связана с возможностью преодолевать любые расстояния; во-вторых, общение, опосредованное компьютерами, носит анонимный характер, и в силу этого также имеет определенные преимущества, так как позволяет компенсировать недостатки внешности, дефекты речи субъектов этого общения, устранить возможную разницу в их социальном статусе, стирает возрастные различия; в-третьих, поскольку в современном реальном мире наблюдается перманентно возрастающая стрессогенность факторов социализирующей среды, виртуальное пространство, представленное интернетом и воспринимаемое человеком как «ненастоящее» не несет в своём содержании опасности, не требует обязательной ответственности за свои поступки, не создает стрессы».

Обычно выделяют два этапа: первичной социализации (человек впервые соприкасается с неизведанным социальным миром, это дети раннего и школьного возраста) и вторичной социализации (человек социализируется путем приобретения личного опыта, при этом полученные ранее знания могут трансформироваться через собственную творческую и (или) профессиональную деятельность, это студенты и молодые специалисты, люди старшего возраста).

Интернет охватывает все перечисленные этапы социализации:

- современные школьники (13-18 лет) используют средства информационно-коммуникационных технологий для познания социального мира, пользуются сетевыми электронными учебниками, осуществляют поиск дополнительной литературы в интернете, создают виртуальные группы по интересам, ведут видео блоги и другое;

- на следующем возрастном этапе (19-35 лет), взаимодействие молодых людей с различными факторами и агентами социализации также связаны интернет. Так, анализ холдинга Ромир показывает, что количество пользователей социальными сетями среди молодежи доходит до 98% и снижается до 86% среди россиян 45-50 лет [3]. Молодые люди активно используют Интернет-сервисы и ресурсы для решения повседневных и профессиональных задач, распространяют собственный положительный опыт путём ведения интерактивных публичных страниц.

Обобщение научных источников, позволяет уточнить механизмы социализации. Рассмотрим их в контексте виртуальной социализации молодежи.

К психологическим механизмам социализации относят:

- импринтинг (запечатление, фиксация индивидом особенностей воздействующих на него объектов) — он характерен преимущественно в младшем дошкольном возрасте и не способствует виртуальной социализации;

- экзистенциальный нажим (овладение языком и усвоение норм общественного поведения) – виртуальная социализация способствует формированию собственной электронной культуры, где возможно выделение элементов: язык, нормы и традиции. Языковая адаптация в виртуальном мире характеризуется примитивизацией (или оптимизацией) языка через использование упрощенных языковых форм;

- подражание ( копирование примеров и образцов поведения окружающих людей) и идентификация (отождествление с другим человеком, некоторым образцом) — сами по себе механизмы подражания и идентификации присущи реальной жизни индивида. Зачастую такие образцы для подражания и отожествления молодые люди находят именно в виртуальной среде. Стали популярны публичные интернет-страницы знаменитостей, блоги кулинаров, фитнес инструкторов, дизайнеров интерьеров, стилистов, фотографов, астрологов, путешественников и других интересных людей, которые, предоставляют коммерческие неформальные авторские образовательные курсы;

- рефлексия, как психологический механизм внутреннего диалога человека, формирует и изменяет индивида в результате осознания реальности, в которой он существует, и лишь косвенно может быть механизмом виртуальной социализации.

Виртуальная социализация человека происходит и с помощью социально-педагогических механизмов. Традиционно для крупных населенных пунктов особо явно действуют институциональный и стилизованный механизмы. Для малых городов, поселков, в малообразованных семьях характерен традиционный механизм социализации. С проникновением интернет во все точки мира, характерные для разных групп населения особенности постепенно сглаживаются. Традиционный механизм стал менее характерен даже для жителей небольших населенных пунктов, а превалирующими механизмами виртуальной социализации становятся стилизованный, институциональный, межличностный.

«Киберсоциализация – новый и очень существенный механизм социализации, который, с одной стороны, функционирует наряду с традиционным, стилизованным и институциональным механизмами. С другой стороны, он пронизывает их, включается в их структуру…»[4].

Сегодня в сети обширно представлен массив востребованных интернет-ресурсов и приложений (игровых, развивающих и т.п.), ориентированных на детей раннего возраста (1-3 года). Современные подростки уже не помнят себя вне сетевого цифрового пространства. Таким образом, формирование представлений у молодежи о роли интернета в его жизни «оффлайн» (т.н. доинтернетный период) уже не происходит в связи со значительным снижением возраста первого выхода детей в интернет. Следует отметить, что вывод о том, что доинтернетный период виртуальной социализации не характерен на сегодняшнем этапе развития информационного общества, является особенностью переодизации социализации лишь для современной молодежи и еще актуален для взрослого населения.

В ходе анализа влияния интернет на социализацию молодежи были выделены следующие Интернет-факторы и направленность их воздействия (таблица 1).

Наибольшее распространение среди молодежи приобретают интернет-технологии социальных сетей. Такие сервисы на современном этапе развития информатизации общества стали неотъемлемой частью жизни молодого поколения, они активно используются со школьного возраста для поиска разнообразной информации (процент пользователей социальных сетей среди молодого поколения составляет 98%). Социальные сети представляют собой интернет-сервис, позволяющий организовать некую систему связей участников сети по определенным интересам. Фактически социальная сеть в Интернет представляет собой круг знакомых (реальных или виртуальных), где сам человек представляет собой центр этой социальной сети, а его знакомые образуют её ветки.

Социальные сети, представляя собой социальную площадку, являются сферой трансформации традиционных форм социализации и социальных отношений, где становятся возможным расширение коммуникативного пространства. Участники социальных сервисов Интернет (такие как Вконтакте, Одноклассники, Фейсбук, Инстаграмм, Вайбер и др.) используют их, прежде всего, для общения, как вида досуговой занятости или общения с целью размещения образовательных материалов и объявлений. Очевидно, что социальная сеть, выполняя коммуникативную функцию, предоставляет обширные возможности для межличностного взаимодействия за счет новых виртуальных связей, фактически стирая все географические границы. Социальные сети (включающие сервисы мгновенных сообщений, форумы, чаты) дают возможность обмениваться информацией по различной тематике и направленности, тем самым реализовывая развивающее воздействие на интеллектуальные способности и мотивационную сферу в целом.


Таблица 1 – Интернет-факторы социализации

Интернет-факторы социализации Интернет-ресурсы Педагогические аспекты социализации Положительные аспекты социализации Отрицательные аспекты социализации  
Участие в социальных сетях Социальная сеть Вконтакте (https://vk.com); Социальная сеть Одноклассники (https://ok.ru); Социальная сеть Фейсбук (https://www.facebook.com/); Сервис обмена фотографиями с элементами социальной сети Инстаграмм (https://www.instagram.com/); Социальная сеть для публичного обмена короткими сообщениями (https://twitter.com/); Сервис публичных и анонимных вопросов от пользователей с элементами социальной сети Аск (https://ask.fm/); Международная социальная сеть знакомств (https://badoo.com/); Социальная сеть путешественников (https://welcometravel.ru/) организация непрерывного обучения (в рамках формального, информального и неформального образования); организация педагогических сообществ и сообществ обучающихся; совместное планирование и наполнение учебного контента; создание электронных образовательных ресурсов; управление образовательным процессом; организация образовательных видеоконференций; интерактивный контроль знаний; развитие познавательного интереса; развитие критического мышления; поиск, хранение, передача информации; обмен опытом. расширенное пространство коммуникации; организация досуга; самоорганизация; образование; воспитание.   уход от реальности; развитие «клипового» мышления интернет-зависимость; манипулирование сознанием и действиями пользователя; нежелательный контент; воздействие на систему деструктивных программ; фишинг.
Использование ресурсов облачных технологий  Облачное хранилище Yandex Диск (https://disk.yandex.ru/); Облачное хранилище Google Диск (https://www.google.ru/drive/); Облачное хранилище Dropbox (https://www.dropbox.com/); Облачное хранилище 4Sync (https://ru.4sync.com/); Сетевое хранилище Copy (https://copy.com/); Облачное хранилище Mail (https://cloud.mail.ru/) хранение, передача информации; совместное планирование и наполнение учебного контента; создание электронных образовательных ресурсов; интерактивный контроль знаний;     самоорганизация; организация досуга; образование. воздействие на систему деструктивных программ; фишинг.
Подписка на новости медийнойинтернет-среды (СМИ) Федеральные порталы с новостными лентами (https://ria.ru/; http://tass.ru/; https://lenta.ru/, http://www.newsru.com/) Региональные порталы с новостными лентами (http://vtambove.ru/; http://www.onlinetambov.ru/) Онлайн видео-сервисы (https://www.youtube.com/; https://rutube.ru/)   активизация познавательной деятельности; развитие творческих способностей; развитие критического мышления; поиск информации;   образование; воспитание; организация досуга манипулирование сознанием и действиями пользовател; нежелательный контент.
Использование досуговых сервисов (в т.ч. компьютерные игры) Интернет-энциклопедии (http://dic.academic.ru/; http://megabook.ru/; http://www.encyclopedia.ru/) Веб-камеры (http://webcams.ru/,; http://www.glaz.tv/online-webcams/; https://www.geocam.ru/; http://tambov.camera/); Виртуальные музеи, 3D панорамы (https://www.culture.ru/museums/virtual/; http://tours.kremlin.ru/, http://whitehousemuseum.org/); Компьютерные онлайн-игры и тренажеры и т.д. (https://games.mail.ru/, http://www.typingstudy.com/ru; http://kid-mama.ru/category/matematika/) медийное сопровождение формального и информального образования; формирование культурно-досуговой среды; активизация познавательной деятельности; развитие творческих способностей; поиск информации. организация досуга образование   уход от реальности; формирование «клипового» мышления; интернет-зависимость; манипулирование сознанием и действиями пользователя; нежелательный контент.
Участие в онлайн-форумах, чатах Портал проектов нормативных-правовых актов (http://regulation.gov.ru/); форумы по различным тематикам: образование, политика, автомобили, совместные покупки и т.д.; организация непрерывного образования; развитие критического мышления; поиск информации, обмен опытом.   расширенное пространство коммуникации   манипулирование сознанием и действиями пользователя; нежелательный контент  
Использование научных сетей, участие в электронных научных конференциях и форумах, видеоконференциях «Информационные технологии в образовании» (https://ito.edu.ru); «Студенческий научный форум» (https://scienceforum.ru); Международная заочная научно-практическая конференция «Научный форум: технические и физико-математические науки» (https://nauchforum.ru/conf/tech) Международная заочная научно-практическая конференция. «Научная дискуссия: инновации в современном мире» (https://www.internauka.org); Национальная нанотехнологическая сеть России (http://www.rusnanonet.ru) организация проектной и научной деятельности; организация непрерывного образования; организация образовательных форумов, вебинаров; поиск информации, обмен опытом.     развитие познавательного интереса; актуализация знаний; научная коммуникация; повышение уровня образованности нежелательный контент  
Подключение и участие в работе экспертных сетей Экспертная сеть по вопросам государственного управления ГосБук (http://gosbook.ru/); Федеральная экспертная сеть Клуб регионов (http://club-rf.ru/); Федеральная экспертная сеть Вектор-евразия (https://vector-eurasia.org/); Профессиональная есть оценщиков (https://ocenschiki-i-eksperty.ru/) экспертное сопровождение профильного образования, самообразования; коллективное планирование и наполнение учебного контента; коллективное/индивидуальное создание электронных образовательных ресурсов; управление образовательным процессом; развитие элементов инновационной инфраструктуры образовательной организации; организация образовательных форумов, вебинаров; поиск, хранение и передача узкоспециализированной информации; обмен опытом.   актуализация знаний; научная коммуникация; повышение уровня образованности нежелательный контент  
Регистрация и использование электронных библиотек Научная электронная библиотека (https://elibrary.ru/); электронная библиотека РГБ (http://www.rsl.ru/); президентская библиотека им. Ельцина (http://www.prlib.ru/); онлайн-библиотекой «Либерейя» (http://www.libereya.com); электронная библиотека (http://rubooks.org/) организация проектной и научной деятельности; организация непрерывного образования; поиск информации, обмен опытом.   актуализация знаний; повышение уровня образованности; воспитание.  
Применение электронного правительства для решения профессиональных и социально-бытовых проблем Портал государственных услуг РФ (https://www.gosuslugi.ru/); единая система межведомственного электронного взаимодействия (https://www.eos.ru); единая система идентификации и аутентификации, официальные и неофициальные сайты и сообщества взаимодействия населения, бизнеса и правительства (http://www.kremlin.ru/; http://www.pismo-prezidentu.info.ru/; https://www.gov.ru/; http://www.premier.gov.ru/; http://www.tambov.gov.ru/) сопровождение исполнения административных задач образовательного процесса   взаимодействие общества и государства; межведомственный электронный документооборот. воздействие на систему деструктивных программ; фишинг.
Применение для перевода денежных средств онлайн-банкинг Сбербанк Онлайн (http://www.online.sberbank.ru); Электронный кошелек Яндекс-деньги (http://www.money.yandex.ru); QIWI Кошелек (http://www.QIWI.com); Система расчетов онлайн WebMoney (http://www.webmoney.ru) сопровождение исполнения административных и экономических задач образовательного процесса   взаимодействие участников денежных отношений воздействие на систему деструктивных программ; фишинг

Общение средствами интернет, зачастую, обладает свойством анонимности, и, как следствие, обогащает возможность самопрезентации собственной личности, позволяет конструировать собственную идентичность по выбору. Однако, анонимность в сети может привести к «размыванию» реальной личности, побуждая к созданию личного идеального образа для полного соответствия виртуальному.

В рассмотрении вопросов социализирующей роли социальных сетей, актуальным представляется рассмотреть организацию и функционирование интернет-сообществ, соответствующих интересам и ценностям молодежной группы. В процессе такой предметно-ориентированной коммуникации молодежь имеет возможность обсудить с людьми разных поколений волнующие темы.

При этом киберпространство предлагает широкие возможности для реализации творческого потенциала и личностного самоопределения молодых людей. Успешность личностного самоопределения во многом зависит от способности человека к рефлексии. Интернет-среда предоставляет большие возможности для развития рефлексии благодаря блогам, авторским дневникам записям, публикуемым на страницах интернет-сообществ в социальных сетях. Развитие рефлексии происходит за счет возможности планирования, продумывания текста в процессе киберкоммуникации [6].

В связи с тем, что популярность социальных сетей среди молодежи только увеличивается, становится целесообразным педагогическое освоение социальных сетей и сервисов для осуществления предметной или проблемной профессиональной деятельности в сети Интернет. С помощью подобных сервисов каждый преподаватель имеет более широкие и оперативные возможности при осуществлении учебного и воспитательного процесса. Так, упрощаются процедуры информирования обучающихся, доведение до сведения дополнительных инструкций, предоставления им методических пособий, а также для приема выполненных работ в электронном виде для проверки.

С другой стороны, развитие педагогических сообществ и интерактивных методических кабинетов в социальных сетях ведет к непрерывному формальному или неформальному образованию за счет возможности интерактивного взаимодействия педагогов друг с другом в удобное для каждого время, что, несомненно, приводит к повышению уровня профессиональной культуры. Такие сервисы позволяют выстроить особую образовательную систему, включающую в себя организацию дистанционного взаимодействия всех участников образовательного процесса, в том числе профессиональные консультации, мастер-классы, презентации, экспертизу материалов, авторские курсы повышения квалификации и т.п. На сегодняшний день успешно функционируют многочисленные Интернет-площадки, являющиеся сетевыми педагогическими сообществами: «Педсовет.org», «Сеть творческих учителей», «Открытый класс», «Интернет-государство учителей», «Образовательный портал Ucheba.com», «Портал МИНОБР.ОРГ», «Сетевое сообщество Соцобраз» и другие.

Одновременно с увеличением коммуникационных, образовательных и других потенциалов социальных сетей, открывающих возможности для успешной социализации и саморазвития повышаются потенциальные риски личной и общественной информационной безопасности, в том числе манипулирование сознанием и поведением со стороны третьих лиц, воздействие на личностное развитие нежелательного и незаконного контента, воздействие на систему деструктивных программ; распространение сетевого мошенничества. Глобальная сеть Интернет помимо полезного контента содержит большое количество ресурсов демонстрирующих и пропагандирующих различные формы насилия, порнографического содержания, расизм, сексизм, популяризирующих различные методы манипуляции сознанием и т.д.

Помимо вышеперечисленных угроз виртуальная реальность, в том числе и социальные сети, способствует абстрагированию от проблем реального окружающего мира, полный или частичный переход личности в киберпространство, способствующие кардинальному изменению традиционных ценностей. Система ценностных ориентаций выражает содержательное отношение человека к социальной действительности и в этом качестве определяет мотивы его поведения, оказывает существенное влияние на все стороны его деятельности [7]. В реальной жизни наиболее ценными для молодого поколения являются семейные ценности, далее здоровье и дружба. Результаты анализа ценностей в виртуальном мире показали, что они не совпадают. В виртуальном мире тройку лидеров ценностей открывает информация, дружба, социальный статус.

Таким образом, масштабные социальные Интернет-проекты представляют собой мощные коммуникативные среды, объединяющие широкий круг молодых людей, позволяющие преодолеть коммуникационный дефицит, расширить круг общения, повысить уровень образованности, и, как следствие, способствуют успешной социализации, в том числе самоорганизации социальных групп. В то же время, с другой стороны, широкие коммуникативные возможности социальных сервисов порождают информационные риски, связанные с психологическими, социальными, общественными, экономическими угрозами.

Наряду с популярными социальными сетями, можно выделить облачные технологии как фактор интернет-социализации. Облачные технологии представляют собой универсальный способ получения информационных ресурсов из глобальной сети Интернет: предоставление информации или услуги, выполнение различного рода запросов, совместное редактирование документов и т.п. На сегодняшний день облачные технологии активно и продуктивно используют в образовательной деятельности (личные кабинеты учеников и преподавателей, электронные журналы, книги), в бизнесе (совместные документы, редактирование, хранение, передача данных), для сопровождения различных общественных мероприятий (в том числе для самоорганизации населения).

Процесс самоорганизации населения средствами Интернет-технологий будем определять как новое направление социализации молодежи, которое способствует повышению эффективности процессов социализации через потребление населением социальных услуг.

Сегодня общество готово активно использовать сетевые сервисы для решения собственных бытовых проблем. Так, жители Санкт-Петербурга после чрезвычайного происшествия в метро 3 апреля 2017 года, столкнувшись трудностями передвижения по городу после закрытия некоторых станций метрополитена города, создали таблицу в облачном сервисе Google.Docs с возможностью всеобщего редактирования. В такой таблице водители и нуждающиеся в передвижении по городу оставляли свои контакты и кооперировались в группы, чтобы совместно уехать домой. В таблице Google.Docs присутствовали два основных блока: в первом водители указывали собственный маршрут следования и возможное количество попутчиков, во втором – пешеходы оставляли свои контакты и точки отправления и назначения. Совместный всеобщий доступ к документу облачного сервиса позволил таблице обновляться в режиме реального времени, успешно помогая коммуникации людей, нуждающихся в помощи и людей, готовых эту помощь оказать. Одновременно с таблицей в Google.Docs социальная сеть "ВКонтакте" организовало официальную группу "#Домой", направленную на решение проблемы передвижений по маршрутам, также интерактивно в режиме реального времени позволяющая общаться заинтересованным участникам. Сетевые сервисы популярных служб такси Санкт-Петербурге также приняли участие в осуществлении бесплатного перевоза жителей, принимая заказы через мобильные приложения.

Помимо решения транспортных проблем в городе, социальные сети предложили сервис, который позволил распространить информацию о собственной безопасности. Ранее при чрезвычайных происшествиях в других странах Фейсбук включил кнопку «Я в безопасности», позже российские социальные сети Вконтакте и Одноклассники включили аналогичную функцию, с помощью которой появилась возможность установить необходимый статус или удостовериться в безопасности близких. Таким образом, интернет-сервисы способствуют самоорганизации крупных социальных групп для решения общественных проблем в течение нескольких часов, что не представляется возможным в условиях отсутствия сети Интернет.

Аналогичный пример был описан в статье «Человек в информационном обществе: новые возможности и перспективы» [8], когда во время лесных пожаров в 2010 году в России появились интернет-ресурсы, когда сами граждане участвовали в обработке и предоставлении информации, связанной с этим бедствием. Это в какой-то степени заменяло собой соответствующие функции государства. Пример самоорганизации или, так называемого, синергетического эффекта - налицо. Вообще синергизм в информационном социуме, видимо, будет проявляться все сильнее. Общество в принятии решений переходит на качественно иной уровень мышления и технологий, на качественно иной уровень понимания проблем и выбора путей их решения. Этот уровень обусловлен использованием коллективного разума.

Следующим ИКТ-фактором, способствующим процессам социализации молодежных групп населения нами выделена медийная интернет-среда. Исследования воздействий медийной среды на формирование социального образа в молодежной группе [9] показывают, что образ себя у современных подростков в значительной степени формируется под воздействием информационной и медийной среды, объединенной в пространстве интернет-коммуникации. Прослеживается тенденция взаимопроникновения реального и виртуального образов: характеристики поведения и деятельности в сети Интернет закрепляются в актуальном представлении о себе, интересы и качества личности презентуются в сетевом взаимодействии. При этом формируется область самосознания, которая включает в себя характеристики, проявляемые молодежью, как в предметно-социальной, так и в виртуальной среде, причем, некоторые из них изначально формируются в виртуальном коммуникационном пространстве.

Интернет, включая сетевые мультимедийные технологии, сегодня берет на себя функции традиционных медийных институтов и выполняет заказ общества и отдельных социальных групп. Все больше молодых людей реализуют свои медийные потребности посредством информационно-коммуникационных технологий, в том числе осуществляя медиаобразование. Медиаобразование способствует формированию творческих и коммуникативных способностей, умений полноценного восприятия и критического мышления, интерпретации, анализа и оценки предоставляемых материалов. Социализирующая роль медийной интернет-среды заключается в общественном и политическом образовании, а также в формировании системы неформального образования и просвещения населения. Широкое использование ресурсов медийного Интернета порождает аналогичные социальным ресурсам информационные риски. Прежде всего, это интернет-зависимость и манипулятивное воздействие на сознание личности. Манипулятивные технологии в сети Интернет сегодня активно используют с целью тайного психологического, экономического, политического и другого принуждения.

Среди прочих факторов социализации в Интернет-пространстве особое место занимает досуговые сервисы, в том числе компьютерные оналйн-игры. В настоящий момент проведено ряд исследований, рассматривающих различные области психологических феноменов компьютерной игры, в том числе реализации компьютерного потенциала в рамках виртуальной социализации, а также образовательной деятельности. Однако онлайн-игры, наряду с социальными сетями, предполагают высокие риски формирования интернет-зависимости, в меньшей степени - манипулирование сознанием и действиями пользователя. Зачастую, досуговые сервисы могут содержать нежелательный или незаконный контент.

В то же время исследователи отмечают фрагментарность научных разработок в психологии компьютерной игры и ее влиянии на социализацию, а также «необходимость согласования уже накопленных методов в педагогической психологии, направленных на восприятие новой «киберсоциальной» среды, а также разработки теоретико-методологической базы изучения психологии компьютерной игры» [10].

Электронные и видео конференции, форумы, вебинары на современном этапе развития науки, культуры и бизнеса играют важнейшую роль в деятельности научно-исследовательских и творческих сообществ, организаций, а также жизнедеятельности общества в целом. Заочные конференции с использованием ИКТ позволяют упростить трудоемкий и финансово затратный процесс организации конференции. При этом охват аудитории приобретает массовый характер и не зависит от географической удаленности докладчиков и слушателей: участникам всего лишь необходимо иметь компьютер с выходом в интернет.

Внедрение в информационно-библиотечную деятельность современных компьютерных технологий способствовало появлению электронных библиотек с возможностью массового доступа для широких кругов населения. Электронные библиотеки делают возможным формирование комфортной среды для выбора информационно-библиотечного продукта, обуславливающую социальный выбор личности, формирования и удовлетворения различных потребностей и интересов пользователей. Информационные учреждения, средствами электронных библиотек, выполняя социализирующую и социально-интегрирующую функции, успешно используют новейшие достижения компьютерных технологий, расширяя социализирующие возможности литературы.

С целью реализации задач социальной политики, получает развитие и система электронного документооборота государственного управления, так называемое, электронное правительство. Оно включает в себя информационную открытость всех государственных органов и органов местного самоуправления на основе применения ИКТ с охватом всех ветвей государственной власти. Инфраструктура электронного правительства обеспечивает удаленное взаимодействие участников системы межведомственного электронного обмена, создавая комфортную среду взаимодействия населения с необходимыми структурами. Появляются новые роли правительства (на основе более тесной коммуникации с гражданами посредством сетей), развивается конструктивное восприятие госслужбами работы с гражданами, осуществляется предоставление широкого доступа к правительственной информации: организационной, правовой, финансовой, географической, транспортной и так далее [11].

В работе «Хаос и порядок в Интернете. Основы сетевой самоорганизации. Онтологическое исследование» [12], Масленников Р.М., проводя социально-философский анализ сети Интернет и его пользователей, приходит к выводу, что Всемирная паутина «уравнивает в правах» участников сетевого общества: от обычного человека до органов государственной и муниципальной власти. Через виртуальные приемные и системы электронного правительства интернет вынуждает «бюрократию» демократизироваться, сокращая ресурсы закрытости иерархической власти. В то же время интернет стал для человека доступным средством самовыражения, а свобода самовыражения стала важнейшей ценностью интернет-сообществ, способствуя продвижению России к гражданскому обществу и трансформации власти.

Онлайн-банкинг, в том числе платежные системы становятся повседневной реальностью. Крупные фирмы предлагают оплату своих услуг и товаров через электронные расчеты, экономя время потребителя. Активное использование систем электронного правительства, платежных систем позволяют экономить социальное время за счет доступности отдаленных объектов.

Таким образом, интернет играет существенную роль в социализации пользователей. Положительный характер роли интернета в социализации человека связан с нарастающими ресурсами Сети, способными обеспечить возросшие социальные потребности населения, дающие высокую степень свободы и самореализации личности.

Выявлены ИКТ-факторы социализации, позволяющие «сгладить» географические особенности, а именно: социальные сети, облачные технологии, медийная интернет-среда, досуговые сервисы, онлайн-форумы и чаты, электронные научные конференции и форумы, электронные библиотеки, электронное правительство, онлайн-банкинг и многое другое. Вышеперечисленные ресурсы интернета сопровождают жизнедеятельность современного человека и оказывают влияние на процесс становления личности и освоение общественно-значимых социальных ролей.

Таким образом, учитывая вышесказанное, в данном проекте решено выбрать ключевые направления общения студентов в сети, исследовать их и на основе полученных результатов, создать модели интернет-социализации студентов, реализовать их в Web-технологиях. Суть практической реализации представлена в следующем разделе.

Общую схему исследовательской деятельности по направлениям обоснования новых форм интернет-социализации в рамках комплексного проекта можно отразить в нижеприведенной схеме (рисунок 1).

Рассмотрим результаты проведенного теоретического обоснования по предполагаемым модулям, которые, по-нашему предположению могут быть включены в дальнейшем в виде модулей в систему открытого образования.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: