Россия Православная — Стратегия Пути

Россия Православная — Стратегия Пути

 

22 апреля 1999 года от Р.Х.

Почти трехлетний опыт строительства нашего общественного Движения “Россия Православная” с учетом первоначального периода — со времени обсуждения самой идеи в кругу единомышленников, входивших в Оргкомитет, и проведения по благословению Его Святейшества Патриарха Московского и всея Руси АЛЕКСИЯ II учредительной Конференции Движения — позволяет не только оценить сделанное, но и безбоязненно смотреть в грядущее.

Конечный пункт Общероссийского общественного движения “Россия Православная” и есть сама исконно Православная Россия. Что мы вкладываем в комплексное понятие “Православная Россия”?

Православная Россия — суть традиционно многонациональное, многоконфессиональное государство с любым, то есть с угодным или попущенным Богом, социально-политическим строем. Однако, законодательная основа, внешнеполитическая и внутриполитическая практика, гражданская идеология этого строя должны опираться на общепринятые и проверенные тысячелетней историей морально-нравственные нормы Российского Православия, без ущемления при этом остальных национальных обычаев и традиционных верований.

Российский державный идеал ярче всего проявился в Православной Имперской политике России XVIII-XIX веков. Полагаем, что основные имперские державообразующие принципы не были утрачены в государственной практике СССР и в постсоветской Российской Федерации. Мы в наших разработках по государственному праву, в статьях газеты “Десятина” уже доказывали, что имперские принципы успешно действовали при коммунистическом правлении и действуют теперь, в пору радикальных антикоммунистических реформ. Однако официальная идеология советского периода и современная демократическая пропаганда не признали существования имперской практики после революции 1917 года.

Это порождает разногласие слова и дела, что противно нашей христианской совести. Посудите сами. Заявленный современной Конституцией России федерализм на основании международных юридических норм требует полного равенства субъектов Федерации. У нас полный разнобой субъектов по форме — республика, автономная республика, национальный округ, область, край, автономная область, столичные города и т.д... Логика теоретического федерализма попадает в тупик, но российская политическая практика худо-бедно “переваривает” это противоречие. Почему? Да потому, что на самом деле в государственном управлении у нас применяются древние имперские принципы, о которых “забыла” цивилизация Запада. Так ведь и было в Российской Империи — области, губернии, генерал-губернаторства, “царства”, великие княжества, эмираты и ханства... Центральная власть была над всем этим и заодно над всеми политическими партиями и течениями, сословиями и классами. Слово латинского происхождения “империя” так и переводится — “над всем”. Из духовных сравнений для Православной Империи более всего подходит образ спасительного Ноева ковчега. Уделом спасения душ для Жизни Вечной нам представляется и грядущая Россия, к которой мы пролагаем свой стратегический путь.

Путь Движения, ясно видимый и понятный всем участникам нашей конференции, требует терпеливого, внятного, повседневного разъяснения для миллионов соотечественников, которые пребывают на гражданской распутице.

Зачем нужен этот великий и почти непосильный труд?

Вряд ли его оценят большинство наших современников. Вряд ли стоит нам искать благодарностей и лавров. Это труд жертвенный, совершается он перед Лицом Господа, и потому даже то, что не по силам, в силе Божией и это осуществляется.

Современные лукавые политики вещают о выборе пути для России. Выбор подразумевает наличие множества путей. Мы же свидетельствуем, что первый и последний выбор стратегического пути для России был сделан тысячу лет назад Святым Равноапостольным Великим Князем Владимiром, когда он среди прочих религий промыслительно обрел Православную Христианскую Веру. Именно она, по его державному замыслу, стала духовным, идейным и объединяющим началом древнерусского многонационального государства, простиравшегося от Новгорода Великого до черноморской Тамани, от стремительного Дуная до привольной Матушки-Волги со столицей в славном Киеве на Днепре-Славутиче.

В созидательной домостроительной политике, результат которой осязаем через века и тысячелетия, всегда можно обнаружить метод необходимости. В древней эллинской философии этот мiровоззренческий закон был впервые логически открыт и сформулирован Демокритом еще в V веке до Рождества Христова. Первоначальное значение греческого слова “метод” (meJodoV) собственно и есть путь, следование за чем или кем-либо. В Евангельской свободе Апостол Павел путь необходимости изложил в свете Иисусовой любви к ближнему: Все мне позволительно, но не все полезно; всё мне позволительно, но не всё назидает. Никто не ищи своего, но каждый — пользы другого (1 Кор. 10, 23-24). Так и наш подобный апостолам Владимiр-Креститель выбрал раз и навсегда необходимый для России путь следования за Христом. Ибо Господь заповедал: Аз есмь путь и истина и жизнь (Ин. 14, 4).

Для точного определения нашего стратегического пути мы должны уяснить главную цель нашего движения. Цель как понятие существует в двух ипостасях — объект поражения и субъект притяжения частностей. В таком субъекте осуществляется цельность из частностей, обретается чаемое единство, собрание, соборность.

С самого начала целью нашего общего с вами пути называли объединение вокруг Имени Божьего. Именно так гласила самая первая наша исповедническая декларация накануне учредительной конференции: “Объединимся вокруг Имени Божьего — Россию сохраним!” Мы говорили, что не видим смысла объединяться вокруг какого-либо политического лидера из любых существующих политических течений и партий. Почему мы так говорили? Известное дореволюционное православное предание-пророчество о нынешней эпохе гласит, что Господь отнимет у русского народа всех видимых вождей его спасения, но восстанут неведомые мiру верующие люди и возвеличат попранное. Именно поэтому сама публичность каждого известного политика является гарантией того, что он не может быть вождем спасения России.

Этим мы вовсе не отвергаем роль личности в истории. Перебор людей в практическом православном деле, в делах веры, выбор лучших из народа для властных полномочий — вот для чего и образовано наше Движение.

В Минюсте сейчас принята формула уставного раздела “Цели и задачи Движения”. Так привычнее для сотрудников Министерства юстиции. Следуя их логике мы в нашем уставе прописываем “цели и задачи”. Ничего противного нашей совести и мiровоззрению в этих дежурных построениях мы не допускаем. Однако наш двухлетний опыт участия в реальном законотворческом процессе — активное вмешательство в обсуждение законопроектов о “свободе совести”, об альтернативной службе, о реституции, о Союзе Беларуси и России, о защите нравственности в средствах массовой информации, о Государственном Гербе, Знамени и Гимне России — этот опыт просто обязывает нас в новой редакции нашего устава точнее и четче выразить цель и задачи нашей деятельности. При этом мы должны ясно отдать себе отчет, что у Движения есть главная цель, которая ставит целый ряд стратегических и тактических задач для перспективной и повседневной деятельности.

В свете этого мы не говорим о нескольких целях. Это пристойно больше для стрельбища, но противно самой логике христианской жизни. У христианина одна цель в земном пути — спасение души для Жизни Вечной. Для нашего общего дела веры, без которого вера была бы мертва, существует главная цель — объединение жизни российского гражданского общества вокруг имени Господа нашего Иисуса Христа, в истинном прославлении Его нашими словами, делами и помышлениями в догматах и канонах Вселенского Православия, в учении и уставе Русской Православной Церкви ради собственного спасения для Жизни Вечной и спасения душ наших возлюбленных единоверных соотечественников.

Именно так: конечная цель ООД “Россия Православная” и есть сама Православная Россия. Вот, что необходимо было проговорить относительно главной цели нашего Движения.

Среди стратегических задач, которые требуют разрешения для достижения названной цели Движения, первейшую мы видим в обретении в Святом Духе соборного единства русского народа и православных народов России на основе традиционных для нашего Отечества принципах державной соборности. Но соборность личностей не есть соединение механических элементов. Каждая личность осуществляет свой путь в самобытном служении Отечеству и ближним, у каждого есть свое земное дело, профессия, служба, общественное призвание, которые определяют сословную принадлежность личности. Поэтому мiрская соборность уже в своей основе полагает соборность сословную — воин, чиновник, рабочий, купец, мещанин, ученый, крестьянин, врач — каждый в своем деле не только ищет свое, но волей или бессознательно обезпечивает общий интерес.

Вслед за сугубо церковной соборностью со временем и государственный строй Руси с середины 16-го века встал на путь державной, земской соборности. Это уникальное явление в мiровой практике. Духовный смысл феномена наиболее ярко раскрыт в труде-завещании “Русь Сборная” приснопамятного Владыки Иоанна (Снычева), Митрополита Санкт-Петебургского и Ладожского. Никакая иная христианская цивилизация, кроме русской, не смогла осуществить подобный опыт.

Тирания и парламентаризм — вот две взаимосвязанные формы власти, которые освоил христианский Запад. Русь искала и обретала церковное единодушие и единогласие соборными решениями наиважнейших государственных вопросов: принять новый Судебник, вести ли войну с Польшей, избрать новую династию после пресечения прежней, утвердить принцип царского самодержавия, выработать Судебное Уложение, принять в Российское лоно братскую Малороссию — вот вопросы, которые по необходимости решения их иным способом решали Собором. Особенностью Собора в отличие от парламентского собрания является то, что каждый соборянин без различия чина, звания, сословной принадлежности обладает правом veto. Естественно, при таком условии единогласное решение давалось с великим трудом и при самом всестороннем рассмотрении вопроса. Именно поэтому любое решение, принятое соборно, имело в себе непререкаемую силу. То ли теперь?

Спасительность соборного метода ярче всего себя проявила одолением страшной смуты начала 17-го века. Тогда Всероссийский Земский Собор не только восстановил законную русскую власть, но и освятил в Утвержденной грамоте всю систему легитимного наследования власти в России от времен Рюрика. В мистическом смысле это был Собор не только собственно соборян 1613 года, но и Собор всех предшествующих поколений русских православных людей: ведь Церковь и наша Вера Христова почитает всех благочестно почивших и передавших свое земное наследие следующим поколениям как живых. Для христианского сознания это естественно: души безсмертны и некогда воскреснут во плоти на Собор Страшного Божьего Суда.

Другая особенность Всероссийского Земского Собора 1613 года заключена в том, что формула клятв Соборной Грамоты вовлекает в это соборное таинство и все последующие поколения православных людей России вплоть до Второго Пришествия Спасителя. Эти клятвы относятся и к нам, даже если мы не осознаем их силу и действенность. На этом Соборе русским народом духовно было усвоено небывалое качество — быть народом не просто единокровным, племенным, но народом соборным. Это не означает, чтобы всякую государственную нужду в России справляли созывом Собора, но это означает, что вопросы смертельно опасные для русского народа, для нашего государства надо решать, согласуя с универсальными постановлениями этого соборного завещания.

Дело в том, что в феврале 1917 года нашими предками был не только предан законный Государь — Царь-Искупитель Николай II, тогда была грубо нарушена Утвержденная Соборная Грамота 1613 года. Что характерно, уже на пореволюционном Поместном Церковном Собора 1917-1918 гг. были попытки одоления этой духовной катастрофы, когда на нем поднимались вопросы не только чисто церковного устроения, но и государственного значения. Уникален опыт Приамурского Земского Собора 1922 года во Владивостоке. Все это свидетельствует, что земская соборность отнюдь не достояние исторических архивов. Это практика в нынешних условиях, крайне тяжелых для Российской государственности, необходима нам сейчас и в ближайшем будущем. В первую очередь в покаянном труде перемены себя к лучшему нужно восстановить соборную связь с нашими богомудрыми предками. Как это сделать? Возможно, современным соборным признанием нашей верности Утвержденной Соборной Грамоты 1613 года.

Именно тогда сама соборность возобновится как необходимое свойство в наших семьях, в наших делах, в наших сообществах и постепенно во всем православном обществе современной России.

Всякий верующей человек исповедует в девятом члене Символа Веры Православной, который гласит: “Верую... Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь”. Этот догмат определяет соборность как особое качество общинного исповедания веры. Такое исповедание принципиально отличается от единоличного служения Богу. Оно основывается на следующей заповеди Господа нашего Иисуса Христа: Истинно говорю вам: что вы свяжите на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе. Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни просили, будет им от Отца Моего Небесного. Ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф. 18, 18-20). Именно из этой заповеди нами почерпнут призыв: “Объединимся вокруг имени Божия — Россию спасем!” Помните, Господь свидетельствует: Аз есмь путь и истина и жизнь (Ин. 14, 4)?

Канонически верная и легитимно-приемлемая Общероссийская церковно-земская соборность — недостижимый сегодня пока еще идеал. Но это образец для подражания в малом. Мы считаем, что соборные качества среди православных мiрян необходимо воспитывать, пестовать. Их надо взращивать в себе и в единоверных единомышленниках, питая духовную жажду и душевный мир из Евангельского Источника. Блажен муж... будет яко древо насажденное при исходищих вод, еже плод свой даст во время свое, и лист его не отпадет: и вся, елика аще творит, успеет (Пс. 1, 3). И кто знает, может быть, завтра Всероссийский Земский Собор станет спасительной реальностью для нашего Отечества?

До той поры, когда российская земская соборность дала свои первые плоды, от времен апостольских полторы тысячи лет насаждалась церковная соборностью. Увы, за последнее столетие все это было вытравлено. С одной стороны, интеллигентским индивидуализмом и, с другой стороны, безответственным коллективизмом толпы. И то, и другое одинаково рушили благоприобретенную соборность русского верующего народа.

Возрождение первоначальных основ державной соборности в современном гражданском обществе России среди верующих православных мiрян исподволь началось после празднования 1000-летия Крещения Руси в 1988 году и Поместного Собора Русской Православной Церкви, посвященного этому торжеству. Уже через два года после этого идея созыва Всероссийского Земского Собора провозглашается общественной инициативой Союза “Христианское Возрождение”, который возглавляет Владимир Николаевич Осипов, и съезда православно-патриотических сил России (это было в сентябре 1990 г.).

Вслед за этим образуются как общественные организации сразу несколько Соборов — Всемирный Русский Собор (от мiрян лидер писатель Ганичев), Славянский Собор, Русский национальный Собор (лидер генерал Стерлигов), Троицкий Собор (председатель Александр Павлович Алексеев). Каждая из этих инициатив требует особого рассмотрения, на которое у нас сегодня нет времени. На наш взгляд, поспешное присвоение учрежденной в Минюсте РФ организации звания “собор” вовсе не гарантирует духовное качество Собора. Все-таки Собор есть не учреждение, не фирма или акционерное общество. Главное свойство Собора, главное его духовное качество — присутствие Господа посреди соборян: Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф. 18, 20). В известном смысле, Собор — это прорыв из временной жизни в вечность. Настоящий Собор не может решать множественные вопросы повседневного бытия. Прерогатива Собора — вопросы исключительные. Это вопросы выживания государства в смертельной опасности. Это вопросы определения государственной стратегии в необозримой двумя-тремя поколениями исторической перспективе. Соборные вопросы те, которые люди не могут разрешить в повседневных делах веры. Такие неразрешимые проблемы требуют непременного вмешательства Божества.

Своеобразный и ценный опыт региональной земской соборности за последние пять лет накоплен общественной инициативой, возглавляемой известным русским скульптором, монархистом Вячеславом Михайловичем Клыковым. Эти собрания в Белгороде, Новочеркасске, Курске, Санкт-Петербурге были поддержаны приветствиями Его Святейшества Патриарха Московского и Всея Руси АЛЕКСИЯ II, обращениями Архиепископа Курского и Рыльского Иувеналия, Епископа Белгородского и Старооскольского Иоанна, Епископа Владивостокского и Приморского Вениамина, Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира и др. Все это свидетельствует: идея земской соборности близка и понятна современным Архипастырям Русской Православной Церкви. Они ждут зрелых и ответственных шагов от российской православной общественности в этом направлении.

К положительному опыту монархистов Всероссийского Соборного Движения примешивается, на мой взгляд, неудачные и поспешные попытки уже сейчас начать решать династический вопрос. Вопрос престолонаследования это кандидатура будущего Русского Царя. Нежелание видеть на царском престоле в грядущей России современных представителей Рода Романовых, особенно потомка ветви “Кирилловичей” принца Георгия Гогенцоллерна, вылилось в обращение “соборников” к Патриарху, чтобы Его Святейшество разрешил русский народ от “клятвы 1613 года”. Если бы Утвержденная Грамота Собора 1613 года касалась только присяги верности всего русского народа Царю Михаилу Феодоровичу Романову и его потомкам, такое обращение было бы понятно и объяснимо: часть русской монархической общественности сегодня не видит среди нынешних Романовых достойного на Российский престол. Но дело в том, что в Утвержденной Грамоте Совета всея Земли впервые в истории России соборно принимаются принципы Православного Самодержавия. Они были провозглашены Царем Иоанном Васильвичем Грозным в 1547 году. Но соборно засвидетельствованны только шестьдесят с лишним лет спустя именно Утвержденной Грамотой 1613 года. Не может ли такое поспешное “разрешение от клятвы” привести Россию к новым потрясениям, подобным февральской смуте 1917 года? Пока неразрешено на церковно-государственном уровне окончательное дорасследование цареубийства, вряд ли возможно поднимать вопросы о престолонаследовании.

Участникам Общероссийского общественного движения “Россия Православная” как движению православных мiрян, конечно, близка идея земской соборности. Мы не спешили делать решительные шаги к земской соборности, пока не проверили свою способность к осуществлению соборных принципов в сравнительно малых по масштабу делах. Малых, если сравнивать с попытками скорейшего восстановления монархии в России. Мы считаем, что всякой великой соборности необходимо должен предшествовать повседневный собирательный труд.

Собрание российской общественности вокруг Патриаршего Престола — вот задача сегодняшнего дня. За последние два года наша практическая соборность проявила себя в повседневном взаимодействии участников Общероссийского Общественного Движения “Россия Православная”. Собирательный труд можно обнаружить в наших общественных законотворческих инициативах, о которых мы говорили выше. Пускай к нашему мнению пока еще слабо прислушиваются облаченные властью профессиональные законодатели. Но ряд наших замечаний был учтен при определении окончательного варианта Закона о свободе совести, в обсуждении законопроекта об альтернативной службе, в принятии законодательных актов о союзе России и Беларуси. Наша инициатива нацелена на формирование будущей идеологии Российского законотворчества. Убежден, что наши исследования и разработки в сфере отечественной юриспруденции обязательно будут востребованы в ближайшем будущем России.

Своеобразная соборность как собирательный труд проявлялась и в нашей деятельности по установке и освящению памятных знаков на месте разрушенных церквей Москвы. Подобная же собирательная работа была нами осуществлена при всестороннем рассмотрении и освещении информационных материалов по вопросу о захоронении так называемых “екатеринбургских останках”. Наши соборные усилия были предприняты для обоснованной общественной поддержки определений Священного Синода от 16 июля 1993 года, 26 февраля и 9 июня 1998 года по этой судьбоносной проблеме.

Уже ставшие традиционными многолюдные торжественные шествия православных мiрян по знаменательным поводам также свидетельствуют о воспитании соборности и гражданского единения в наших рядах.

Обобщая подобный опыт, мы должны выйти на новый для нас уровень соборной деятельности. Предлагаем в мае этого года под эгидой ООД “Россия Православная” провести в Москве Собор православных мiрян в поддержку воззваний Священного Синода от 16 июля 1993 года и 9 июня 1998 года о всенародном и всесословном покаянии в грехе Бого- и цереотступничества, в грехе попущения цареубийства. До сих пор явным образом произошло только покаяние высшего священнаначалия. Российское общество выслушало эти возвания Синода, но осталось глухо к словам иерархов Церкви. Все мы видим плоды такой глухоты: повсеместное нравственное падение, экспансия преступности, экономический и политический кризис нарастает. Даже вразумительное знамение — война НАТО против православной Югославии не стала поводом к действительному вразумлению российского религиозного самосознания.

Но не все потеряно. Именно сейчас, когда умы недоумевают от цинизма глобальной американской политики, когда сердца скорбят о страдании и гибели множества единокровных и единоверных братьев — сербов и черногорцев, когда души полны томительных ожиданий подобных испытаний для России, возможен решительный перелом в общероссийском самосознании, в настроениях гражданского общества России... Поэтому именно сейчас мы считаем необходимым подтянуть русский народ, все народы и сословия России к покаянному Акту Священного Синода Русской Православной Церкви.

Покаянное чувство может быть спасительным, но всякое чувство переменчиво. Пока оно соборно и в едином всенародном духе не разрешен и не связан таинством покаяния наследный грех Боготступничества и попущения цареубийства вряд ли можно мечтать о плодотворных попытках созыва Всеросийского Земского Собора.

По нашему замыслу мiрянская Соборность будет осуществляться не в абстрактном количестве, но в покаянных деяниях, осуществляемых в различных сословных служениях, будь то военные, казачество, купечество, чиновничество и т.д. и т.п. Служение каждого мiрянина Церкви и Отечеству, то есть соборность и в малом и большом виде имеет ярко выраженный сословный характер.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: