Совесть и справедливость. Преподоный Нил Столобенский

СОВЕСТЬ И СПРАВЕДЛИВОСТЬ

 

1. Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР, 1990, № 41, ст. 813, уточнения и дополнения в этот Закон были внесены Верховным Советом 4 июня 1991 г.

2. Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1990, № 21, ст. 240; Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 5, ст. 346

3. Известия. 30.05.1991.

4. Московский Запад. Июль 1997, № 26.

5. Филиппов Борис. Церковь в правовом государстве. На чем основывается зарубежное религиозное законодательство // Труд. 07.08.1997.

6. Этого издания не гнушался и сам Патриарх, см., например, обращение Его Святейшества в “Советскую Россию” от 11 января 1991 года по поводу политических заявлений Глеба Якунина.

7. Пояснительная записка к Законопроекту Председателя думского Комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций В.И.Зоркальцева. 1 июня 1996 г.

8. Буркин А.И. Россия Православная... Начало. М., 1997, с. 76-84.

9. Там же, с. 84.

10. Г.Дьяченко. Полный Церковно-Славянский Словарь. М., 1993, с.629.

11. Греческо-русский словарь А.Д. Вейсмана М., 1991, стб. 313.

12. Сравните Мф. 6:23 и Лк. 11:34-36.

13. Сравните Рим. 1:9 и 2 Тим. 1:3.

14. Сравните Евр. 10:22.

15. Сравните с поучениями Преп. Макария Египетского.

16. Зарин С.М.Аскетизм по право­­­­славно-христианскому учению. Этико-бого­словское исследование. СПб., 1907, с. 590-591.

17. Даль Владимiр. Толковый Словарь Живого Великорусского Языка. М., 1980, т. IV, с. 256-257.

18. Ожегов С.И. М., 1984, с. 644.

19. Религия и право. Июнь 1997, № 1, с. 12.

20. Прибавление к Церковным Ведомостям. № 2, 12 января 1908 г., с. 49.

21. Проект. Статья 3, пункт 5; статья 5, пункты 3, 4; статья 6, пункт 1; статья 7, пункт 3.

22. Проект. Статья 11, пункт 5.

23. Российские Вести. 25.07.1997.

24. Российское законодательство Х-ХХ веков, т. 3, М.,1985, с. 84.

25. Московские новости. 22.07.1997.

Преподоный Нил Столобенский

 

1. Духовная, каноническая мотивация сугубо православных скульптурных изображений Святителя Николая и Святой Параскевы в наших черновых разработках существует в виде гипотезы, и мы не решаемся пока подробно останавливаться на вопросе, который требует дополнительных и довольно обширных исследований. Здесь только стоит сказать, что в первое время христианской государственности в Византии даже скульптурные изображения языческих богов переделывались в изображения Иисуса Христа, Пресвятой Богородицы и Святых, но, видимо, это было одним из внешних поводов иконоборчества VIII-IX веков. В предыдущие же века были известны чтимые объемные иконы.

2. Буркин А.И. Россия Православная... Начало. М., 1997, с. 92.

3. Почитание преподобного Нила Столобенского Чудотворца распространилось даже в Сибирь. В 1845 году архиепископом Нилом была основана Нилова Пустынь на берегу реки Иркуты рядом с Туранскими минеральными водами в 257 верстах от Иркутска. Православные Русские обители. Полное иллюстрированное описание всех Православных Русских монастырей в Российской Империи и на Афоне. СПб [б.г.], с. 694.

4. Трапезников В. Первобытное население Севера России. “Ежегодник Пермского губернского земства 1916”, выпуск 1. “Послание московского митрополита Симона от 22 августа 1501 года пермскому князю Матвею Михайловичу”.

5. Будущий Митрополит Московский и Коломенский.

6. “Здесь сказывали мне, что деи в ваших местах многие христиане с женами и с детьми своими... молятся по скверным своим мольбищом дресвом и камению по действу дьяволю... и вы б, игумены, и священники, и диаконы, по всем тем Чюдьским и Ижерским местом, в селах и в деревнях, и в лесех, те скверные мольбища, камение и древеса везде раззоряти и истребляти в конец и огнем жещи”. Дополнение к “Актам историческим”, т. I, СПб., 1846, с. 28-29, 54-58.

7. Соболев Н.Н. Русская народная резьба по дереву. М.-Л., 1934, с. 18-21. Соболев на 19 странице помещает изображение верхушки столпообразного идола из Архангельского музея. Что касается современного традиционного язычества (не путать с искусственно насаждаемым “неоязычеством”), от себя могу добавить собственные впечатления от недавней поездки в Удмуртию по делам Общероссийского общественного движения “Россия Православная”. Как известно, в конце прошлого века вотяков-удмуртов обвиняли в языческом человеческом жертвоприношении, так называемое “Мултанское дело”, язычники были оправданы судом присяжных, но сам факт свидетельствует о живом бытовании язычества в России в то время, а сейчас в пору религиозного плюрализма в Ижевске происходит своеобразный “ренессанс” — там зарегистрирована языческая секта “Удмурт Вось”, которую возглавляет местный национальный писатель Владислав Аксянович Якупов.

8. Имеется в виду стих из Акафиста: “Радуйся, столпе девства...” (Православный Молитвослов и Псалтирь. М., 1996, с. 61)

9. И устроили они у себя высоты и статуи и капища на всяком высоком холме и под всяким тенистым деревом (3 Цар. 14, 23).

10. Он сказал и жителям Пенуэла: когда я возвращусь в мире, разрушу башню сию (Суд. 8, 9). В это время Симон сделал нападение на Газу, окружил ее войском, устроил осадные машины и придвинул их к городу, разбил одну башню и овладел ею. (1 Мак. 13, 43).

11. И Он обнес его оградою, и очистил его от камней, и насадил в нем отборные виноградные лозы, и построил башню посреди его, и выкопал в нем точило, и ожидал, что он принесет добрые грозды, а он принес дикие ягоды (Ис. 5, 2).

12. Толкование на книгу пророка Исайи профессора И. Якимова, СПб, с. 88-89.

13. И поставил Иаков памятник на месте, на котором говорил ему (Бог), памятник каменный, и возлил на него елей (Быт. 35, 14).

14. Вот, наступают дни, говорит Господь, когда город устроен будет во славу Господа от башни Анамеила до ворот угольных (Иер. 31, 38).

15. Полный Церковно-Славянский Словарь. Составил Священник Григорий Дьяченко. М., 1993, с. 665-666.

К этому можно добавить, что столб — то же, что русское народное столоб,  церковнославянский аналог — столъба. Болгарское — стълб переводится как столб или лестница. Словенское — stolba — ступень. Праславянское — stъlbъ, родственное литовскому — stulbas, переводится как столб. В латышском — stulbs переводится как “дом без кровли”, с другой же ступенью вокализма — stilbs переводится как нижняя часть руки, ноги. Древнеисландское stolpi переводится — столб, колонна. Столп, древнерусское стълпъ, болгарское стълп переводится как столб. Полабский staup переводится — алтарь. Праславянское stъlpъ родственно литовскому stulpas (столб). Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. Изд. 2-е, т. 3, М., 1987, с. 765. Языческая характеристика топонима “Столобное” опосредованно подтверждается старинным русским словом остолоп, которое синонимично понятию болван — языческий идол, богомерзкий кумир. Нам очевидно, что в православном русском самосознании язычество ассоциировалось не только с нечистотой, являлось чем-то “поганым”, но символизировало глупость, отсутствие здравого смысла и высшей мудрости. Поэтому в прозвании Святого Нила “Столобенский” есть элемент юродства Христа ради, то есть напускной глупости, за которой скрывается наивысшая богомудрость.

16. Местный топоним Кравотын, косвенно может свидетельствовать о бытовании здесь некогда кровавых культов, поскольку сей топоним буквально означает “кровавая ограда”, место, где совершено жертвенное заклание, с целью духовно огородить его.

17. Известия Императорского Русского Археологического Общества, т. IХ, с. 187. Цитируются по: Полный Церковно-Славянский Словарь. Составил священник Григорий Дьяченко. М., 1993, с. 665-666.

18. Песнь 4-я, Ирмос. Смотрите данное издание с. 141.

19. Толстой М.В. Книга глаголенная. Описание о российских святых, где и в котором граде находились. М., 1887; Словарь исторический о святых, прославленных в российской церкви и о некоторых подвижниках благочестия местночтимых. СПб, 1862; Ключевский В.О. Жития святых как исторический источник. М., 1871; Жития святых святителя Димитрия Ростовского, кн. 4, М., 1906; Архиепископ Сергий (Спасский). Полный месяцеслов Востока. т. II, Владимир, 1901 и другие издания.

20. Полные жизнеописания Святых Грузинской Церкви. ч. I, М., 1994, с. 42, 73. Столп Святой Равноапостольной Нины Грузинской в понимании икономическом являл собой ветхозаветную небесную лествицу патриарха Иакова, нисходящую с неба на землю, и возводящую праведников с земли на небеса. Вспомним и огненный столп “7175 году маия против 17 дня за десять дней прежде обретения мощей” преподобного Нила, когда иеромонах Леонтий во втором или третьем часу ночи “видев над монастырем столп огненный, от земли до небеси стоящ на мног час и от небеси опустися на землю ”. Смотрите настоящее издание, с. 188. Образ небесной лествицы боголюбца Иакова очевидно явил себя и в этом чудесном явлении, которое непреложно, боготокровенно свидетельствовало святость русского подвижника.

21. Иеромонах Алексий (Кузнецов). Юродство и столпничество. Религиозно-психологическое исследование. СПб., 1913, с. 265.

22. Комментарии переводчика А.И.Сидорова в книге: Блаженный Феодорит Кирский. История боголюбцев с прибавлением О божественной любви. [М.], 1996, с. 365.

23. Иеромонах Анатолий (Грисюк). Исторический очерк сирийского монашества VI века. Киев, 1911, с. 119-120.

24. Блаженный Феодорит Кирский. История боголюбцев с прибавлением О божественной любви. [М.], 1996, с. 267.

25. Иеромонах Алексий (Кузнецов). Юродство и столпничество. Религиозно-психологическое исследование. СПб., 1913, с. 273-276.

26. Блаженный Феодорит Кирский. История боголюбцев с прибавлением О божественной любви. [М.], 1996, с. 267.

27. Блаженный Феодорит Кирский. История боголюбцев с прибавлением О божественной любви. [М.], 1996, с. 268.

28. Альфа и Омега. Ученые записки Общества для распространения Священного Писания в России, № 4 (11), Москва, 1996, с. 142.

29. Столп преподобного Симеона воздвигался с течением времени на высоту от 2, 6 метра до 16 метров.

30. В тексте выделено нами. Таково, по определению автора Жития, внешнее проявление подвига столпничества, устраиваемого не без промысла Божия для спасения не сколько личного, сколько других людей. Юбилейные монеты особой чеканки обладали большей, чем простые, стоимостью. Для более объемной передачи смысла оригинала не удержусь привести изящный перевод этих мест у Г.Федотова: “Как цари любят перечеканивать монету, так Царь всяческих, подобно монетным знакам, запечатлевает благочестие новыми разнообразными формами жизни”. “Новизна зрелища становится удобным средством для поучения”. “Симеон учредил сие новое зрелище, странностью всех привлекая к созерцанию”. Альфа и Омега. Ученые записки Общества для распространения Священного Писания в России” № 4 (11), Москва, 1996, с. 148.

31. Блаженный Феодорит Кирский. История боголюбцев с прибавлением О божественной любви. [М.], 1996, с. 267— 270, 275, 276.

32. Иеромонах Алексий (Кузнецов). Юродство и столпничество. Религиозно-психологическое исследование. СПб, 1913, с. 277.

33. Иеромонах Алексий (Кузнецов). Юродство и столпничество. Религиозно-психологическое исследование. СПб, 1913, с. 280-281.

34. Vogue. Syrie Centrale. Architecture civile et religieuse au VII siecle, t. I, pp. 141-154, t. II, pp. 139-150.

35. Альфа и Омега. Ученые записки Общества для распространения Священного Писания в России. № 4 (11), Москва, 1996, с. 142.

36. Г. Федотов. Святая Геновефа и Симеон Столпник. Альфа и Омега. Ученые Записки Общества для распространения Священного Писания в России. № 4 (11), Москва, 1996, с. 149-155

37. Полный Церковно-Славянский словарь. Составил священник Григорий Дьяченко. М., 1993, с. 664-665.

38. Словарь исторический о Святых, прославленных в Российской Церкви и о некоторых подвижниках благочестия местночтимых. М., 1990 г. с. 180-181.

39. Словарь исторический о Святых, прославленных в Российской Церкви и о некоторых подвижниках благочестия местночтимых. М., 1990 г. с. 187-188.

40. Калмыкова Л.Э. Народное искусство Тверской земли. Тверь, 1995, с. 8.

41. Николаева Т.В. Прикладное искусство Московской Руси. М., 1976, с. 85.

42. Николаева Т.В. Прикладное искусство Московской Руси. М., 1976, с. 267.

43. Калмыкова Л.Э. Народное искусство Тверской земли. Тверь, 1995, с. 9.

44. Борзаковский В.С. История Тверского княжества. СПб., 1876, с. 64.

45. Николаева Т.В. Прикладное искусство Московской Руси. М., 1976, с. 118.

46. Попов Г.В., Рындина А.В. Живопись и прикладной искусство Твери ХIV-ХVI веков. М., 1979, с. 478, 479, 538.

47. Калмыкова Л.Э. Народное искусство Тверской земли. Тверь, 1995, с. 17.

48. Уваров А.С. Христианская символика, ч. I Символика древне-христианского периода. М., 1908, с. 192-193.

49. Калмыкова Л.Э. Народное искусство Тверской земли. Тверь, 1995, с. 18.

50. Калмыкова Л.Э. Народное искусство Тверской земли. Тверь, 1995 г. с. 24.

51. Голубинский Е. История канонизации святых в Русской Церкви. Сергиев Посад, 1894.

52. Голубинский Е. История канонизации Святых в Русской Церкви. Сергиев Посад, 1894 г., с. 203-204.

53. Древности. Труды московского археологического общества, т. IV, М., 1874, с. 82.

А.К.Жизневский. “Об иконе Спасителя...” (с.82-83): “В Новоторжском Борисоглебском монастыре находится древняя икона Спасителя, на обороте которой на деревянной доске имеется надпись: “Сему образу молитца Царь Иван Васильевич”; по краям же этой иконы написаны изображения: с одной стороны преподобных Макария Калязинского и Нила Столобенского, а по другую сторону преподобного Ефрема Новоторжского и святой Мученицы Параскевы. Изображение лика преподобного Нила на этой иконе представляет, по мнению моему, обстоятельство особой важности. преподобный Нил преставился в 1555 году и первый его образ, как сказано в описании Ниловой Пустыни В.Успенского, написан на доске, пришедшими в 1595 году во вновь устроенную Нилову Пустынь из Тверского Оршина монастыря иноками Иовом и Нифонтом; стало быть — после кончины Царя Ивана Васильевича Грозного († 1584), пожертвовавшего в Борисоглебский монастырь вышеупомянутый образ Спасителя с изображением преподобного Нила. Из этого возникают следующие вопросы: не приписан ли на иконе Спасителя лик преподобного Нила впоследствии? — или же надпись на обороте сей иконы не есть ли подложная? — Судя по наружному виду иконы, нельзя предположить, чтобы лик преподобного Нила был приписан после, равно и очертание букв означенной надписи, согласно указанию палеографии, следует отнести к XVI столетию; к тому же чеканная серебряная надпись на иконе Гдь Ис (вместо: Иисус), свидетельствует о древности этой иконы, подтверждает подлинность надписи на оборотной стороне иконы. Означенное недоразумение, как я думаю, устраняется само собою, если принять во внимание, что еще в царствование Ивана Васильевича Грозного совершались чудеса преподобного Нила. Так в Житии преподобного записано чудо 1568 года: наказание Иоанна Курова, покушавшегося похитить покров с гробницы преподобного; в том же житии записаны также два чуда, совершившиеся в 1571 г., а также упоминается и о других чудесах, бывших в то же царствование. По всему вероятию, слава о сих чудесах скоро доходила до Москвы, чему, между прочим, не мало способствовало и то обстоятельство, что вблизи острова Столобнаго, где покоятся мощи преподобнаго Нила, находился Николо-Рожковский монастырь, приписанный к московскому Симонову монастырю, а Осташковская одна слобода принадлежала московскому митрополиту; вследствие чего между ними неминуемо были постоянные сношения. Обстоятельства эти, как я полагаю, указывают, что лик преподобного Нила на иконе Спасителя, находящейся в Борисоглебском монастыре, следует считать первым по древности (выделено нами — А.Б.). Совместное написание на одной иконе, вместе с ликом преподобного Нила, и преподобных Макария Калязинского и Ефрема Новоторжского объясняется между прочим и тем, что сии угодники прославились своими чудесами в царствование царя Ивана Васильевича. Так в 1547 году на Московском Соборе постановлено повсеместно праздновать преподобному Макарию, которого мощи были обретены за 26 лет пред сим, а именно, в 1521 году; а в 1553 г. Царь Иван Васильевич посетил обитель калязинского Чудотворца и принес ей богатое пожертвование. После чего, в 1572 г. Новгородским архиепископом Леонидом были открыты мощи преподобного Ефрема и по торжественном всенародном освидетельствовании признаны святыми. По всему вероятию, Царь Иван Васильевич во время походов своих против Ливонцев пожертвовал означенную икону “.

 

54. Историческая записка о Ниловой Пустыне. Тверь, 1853, с. 5-11, 19-23, 31.

55. Загорский историко-художественный музей-заповедник. Сообщения, вып. 2, Загорск, 1958, рис. с.39.

56. Буркин А.И. Россия Православная... Начало. М., 1997, с. 84-95.

57. Служба и житие преподобному Нилу, Столобенскому новому чудотворцу, составленные старцем Ниловой пустыни Иоанникием. Рукописная книга ХVIII века из нашего собрания.

58. Историческая Записка о Ниловой Пустыне, что на озере Селигере. Тверь, 1853, с. 21-22.

59. Жизневский А.К. Древности. Труды московского археологического общества, т. IV, М., 1874, с. 82.

60. Жизневский А.К. Древности. Труды московского археологического общества, т. IV, М., 1874, с. 82-84.

61. Руководство к писанию икон святых угодников Божиих... Составил академик В.Д Фортунатов. М., 1910, с. 96.

62. Памятники культуры. Новые открытия. М., 1990, с. 219-228.

63. Пуцко В.Г. Икона с изображением Ниловой Столобенской пустыни. // Реставрация и исследования памятников культуры. Выпуск II, М., 1982, с. 239-242.

64. Лихачев Д.С. Икона “Нил Столобенский в житии” самого начала XVIII в. с изображением Ниловой пустыни. // Памятники культуры. Новые открытия. Л., 1983, с. 245-254.

65. Наше наследие, № 32, 1994.

66. Бобров Ю.Г. Основы иконографии древнерусской живописи. СПб, 1995, с. 203.

67. Летописец Новгородский церквам Божиим, СПб., 1879, с. 172.

68. Русский исторический сборник, М., 1840, т. IV, кн. 1, с. 44.

69. Трапезников В. Первобытное население Севера России. “Ежегодник Пермского губернского земства 1916 г.”, вып. I. “Послание московского митрополита Симона от 22 августа 1501 года пермскому князю Матвею Михайловичу”.

70. Дополнение к “Актам историческим”, т. I, СПб., 1846, с. 28-29, 54-58.

71. Уваров А.С. Христианская символика, ч. I. Символика древне-христианского периода. М., 1908, с. 89-93.

72. Полное собрание русских летописей, т. V, с. 303-304.

73. Макарий (Булгаков), Митрополит Московский и Коломенский. История Русской Церкви. М., 1995, кн. 4, ч. II, с. 22.

74. См. его работы: Померанцев Н.Н. Русская деревянная скульптура. М., 1967. Он же в соавторстве с Леоновым А.И. Деревянная скульптура. Русское декоративное искусство, т. 1, М., 1962.

75. Николаева Т.В. Декоративно-прикладное искусство. // Очерки русской культуры ХVI в., ч. 2, М., 1977, с. 352-369.

76. Макарий (Булгаков), Митрополит Московский и Коломенский. История Русской Церкви. М., 1995, кн. 4, ч. II, Комментарии, с. 265.

77. Петров Н.И. О русской религиозной и церковной скульптуре // Руководство для сельских пастырей. Киев, 1904; Леонов А.И., Померанцев Н.Н. Деревянная скульптура. // Русское декоративное искусство. М., 1962, т. 1; Вагнер Г.К. От символа к реальности. // Развитие пластического образа в русском искусстве ХIV — ХV вв. М., 1980.

78. Николаева Т.В. Декоративно-прикладное искусство. // Очерки русской культуры ХVI в., ч. 2, М., 1977, с. 352-369.

79. Соболев Н.Н. Русская народная резьба по дереву. М.-Л., 1934, с. 384.

80. Соболев Н.Н. Русская народная резьба по дереву. М.-Л., 1934, с. 72.

81. Соболев Н.Н. Русская народная резьба по дереву. М.-Л., 1934, с. 89-90.

82. Соболев Н.Н. Русская народная резьба по дереву. М.-Л., 1934, с. 389.

83. Калмыкова Л.Э. Народное искусство Тверской земли. Тверь, 1995, с. 15.

84. Калмыкова Л.Э. Народное искусство Тверской земли. Тверь, 1995, с. 13.

85. Попов Г.В., Рындина А.В. Живопись и прикладное искусство Твери ХIV-ХVI веков. М., 1979, с. 538.

86. Бахрушин С.В. Научные труды. т. 1, М., 1952, с. 95.

87. История Москвы. т. 1, М., 1952, с. 156.

88. Успенский В.П. Записка о прошлом города Осташкова Тверской губернии. Тверь, 1893, с. 22.

89. Бибикова И. Резной убор старинных русских кораблей. // Декоративное Искусство, 1959, № 6, с. 40. Если это даже и так, то делали они это скорее всего под наблюдением придворных резчиков из Оружейной палаты.

90. Галашевич А.А. Художественные памятники Селигерского края. М., 1983, с. 101, 105.

91. Галашевич А.А. Художественные памятники Селигерского края. М., 1983, с. 94.

92. Соболев Н.Н. Русская народная резьба по дереву. М.-Л., 1934, с. 178.

93. Соболев Н.Н. Русская народная резьба по дереву. М.-Л., 1934, с. 414.

94. ГолышевИ.А. Часовня Святителя Николая близ погоста Нередич-Никольское, 1888.

95. Соболев Н.Н. Русская народная резьба по дереву. М.-Л., 1934, с. 388.

96. Адам Олеарий. Описание путешествия в Московию, СПб. 1906, кн. 1. гл. 13, с. 53; кн. III, гл. 26, с. 315.

97. Черневский П.О. Указатель материалов для истории торговли, промышленности и финансов. // Известия Русского археологического общества, т. Х.

98. Соболев Н.Н. Русская народная резьба по дереву. М.-Л., 1934, с. 393-395.

99. Соболев Н.Н. Русская народная резьба по дереву. М.-Л., 1934, с. 387.

100. Соболев Н.Н. Русская народная резьба по дереву. М.-Л., 1934, с. 405-406.

101. Соболев Н.Н. Русская народная резьба по дереву. М.-Л., 1934, с. 406.

102. Историческая Записка о Ниловой Пустыне, что на озере Селигере. Тверь, 1853, с. 39, 47.

103. Калмыкова Л.Э. Народное искусство Тверской земли. Тверь, 1995, Табл. 162, 163.

104. Бобринский А.А. Народные русские деревянные изделия. Вып. 11, М., 1912, с. 2.

105. Калмыкова Л.Э. Народное искусство Тверской земли. Тверь, 1995, с. 84.

106. Русский подвижник XVIII-XIX веков преподобный Серафим Саровский так же в течении 1000 ночей и дней подвизавшийся в подвиге столпничества на громадном лесном валуне, принял свой смертный час стоя на коленях в сугубой молитве, в этой позе его и обнаружили саровские иноки, когда пришли в келию к умершему старцу, поэтому сюжетом одной из популярных икон святого было изображение его коленопреклоненного успения. Уже в ХХ веке столпнический подвиг моления на камне во время Великой Отечественной войны повторил Старец иеросхимонах Серафим Вырицкий (Муравьев; 1865-1949): “Во время войны старец Серафим, кроме строгих постов и непрестанной келейной молитвы, принял на себя особый подвиг ради спасения России и ее народа от гибели: 1000 ночей стоял он на камне “в саду, в тиши ночной” перед иконой преподобного Серафима Саровского и с воздетыми руками молился, подражая подвигу своего небесного покровителя”. (Старец иеросхимонах Серафим Вырицкий. М., 1996, с. 34). Таким образом, духовное преемство русского столпничества от начала христианства на Руси не пресекалось никогда. Бог весть, может быть, и сейчас где-то в России подобный тайный подвиг столпнической молитвы совершает неведомый миру исихаст ради спасения нашего Отечества и народа.

107. КлючевскийВ.О. Жития святых как исторический источник. М., 1871.

108. Главное собрание библиотеки Троицко-Сергиевой Лавры. № 672, л. 85. В.О. Ключевский. Жития святых как исторический источник. М., 1871, с. 313, 314

109. Барсуков Н. Источники русской агиографии. СПб, 1882.

110. Викторов А. Описи рукописных собраний в книгохранилищах Северной России. СПб, 1890; Викторов А. Алфавитный указатель славянских рукописей Московской Синодальной библиотеки. М., 1858.

111. Лихачев Д.С. Икона “Нил Столобенский в житии” самого начала XVIII в. с изображением Ниловой пустыни // Памятники культуры. 1981. Л., 1983.

112. Барсуков Н. Источники русской агиографии. СПб., 1882, с. 407.

113. Ключевский В.О. Жития святых как исторический источник. М., 1871, с. 314.

114. Лихачев Д.С. Икона “Нил Столобенский в житии” самого начала XVIII в. С изображением Ниловой пустыни // Памятниках культуры. 1981. Л., 1983, с. 245.

115. Записки Императорской Академии наук, т. 41, кн. 1, СПб., 1882 г., с. 339.

116. Описание славянских рукописей библиотеки Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, М., 1878 г., ч. II, с. 168.

117. Описание славянских рукописей библиотеки Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, ч. III, с. 19-20. В том же издании, в ч. III, на с. 19 под № 514 находилась служба Нилу Столобенскому.

118. Житие начинается на с. 99. Каталог книг церковных А.И.Хлудова, М., 1872 г., с. 421. В каталоге эта Минея находилась под № 196.

119. Рукописи славянские и российские, принадлежащие И.Н.Царскому, М., 1848 г., с. 49.

120. Викторов А.Е. Каталог В.М.Ундольского. М., 1871.

121. Викторов А.Е. Славяно-русские рукописи В.М.Ун­дольского. М., 1870, с. 1.

122. Викторов А.Е. Славяно-русские рукописи В.М.Ун­дольского. М., 1870, стлб. 243-244.

123. БарсуковН. Источники русской агиографии. СПб., 1882, с. 408.

124. Лихачев Д.С. Икона “Нил Столобенский в житии” самого начала XVIII в. С изображением Ниловой пустыни // Памятники культуры. Л., 1983, с. 249.

125. Викторов А.Е. Славяно-русские рукописи В.М.Ун­дольского. М., 1870, стлб. 243-244 (№ 345); стлб. 244 (№ 346); стлб. 244-245 (№ 347).

126. Барсуков Н. Источники русской агиографии СПб., 1882, стлб. 409.

127. Петров Н.И. Описание рукописных собраний, находящихся в городе Киеве, вып. 1, М., 1891, с. 89.

128. Отдел I, № 39; отдел II, №№ 67, 232. Интересно то, что рукописи эти имели миниатюры. У Н.Барсукова списки Ф.А.Толстого значатся как списки XVII в. Д.С.Лихачев в упоминавшихся “Памятниках...” пишет о том, что в Государственной библиотеке в С.‑Петербурге в собрании Ф.А.Толстого хранится список XVIII в. (F 1.144). Лихачев Д.С. Икона “Нил Столобенский в житии” самого начала XVIII в. С изображением Ниловой пустыни // Памятники культуры. Л., 1983, с. 445.

129. Лихачев Д.С. Икона “Нил Столобенский в житии” самого начала XVIII в. с изображением Ниловой пустыни // Памятники культуры. Л., 1983, с. 445.

130. Успенский В. Историческое описание Ниловой Столобенской Пустыни. Тверь, 1886/7 гг., с. 52-53.

131. УспенскийВ. Историческое описание Ниловой Столобенской Пустыни. Тверь, 1886/7 гг., с. 137.

132. Жития святых святителя Димитрия Ростовского. М., 1906, т. IV, с. 234-238.

133. Оксия — острое ударение, ставится над гласными в начале и середине слова, например: РАБЪ.

Вария — тяжелое ударение, ставится над гласными в абсолютном конце слова, например: ЗЕМЛ#.

Звательцо — знак придыхания, который ставится над гласной, с которой начинается слово например: ОУСТА.

Исо — сочетание двух знаков: звательца и оксии, например: ОТЧЕ.

Титло — знак сокращения слова, относящиеся к сакральной сфере, например: БЦА = БОГОРОДИЦА.

Паерок — надстрочный знак, выполняющий несколько функций, в том числе обозначающий позиционную мягкость согласных, например: ВСЕ.

См. Плетнева А.А. Церковно-славянский язык. — М., 1996 г., с. 29-20.

134. Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. М., Наука, 1979, с. 106.

135. Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. М., Наука, 1979, с. 106.

136. Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика. Л., 1927, с. 14.

137. Архиепископ Сергий (Спасский). Полный месяцеслов Востока. М., 1997, с. 197.

138. Никольский К. Обозрение богослужебных книг православной российской церкви по отношению их к церковному уставу. СПб, 1858 г.

139. Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. М., Наука, с. 107.

140. Канон преподобному Нилу Столобенскому. Икос, песнь 7.

141. На публикаторе рукописей лежит большая ответственность. Важно, пользуясь современным гражданским уставом, приблизить текст к ныне существующим нормам графики, орфографии и пунктуации, и при этом сохранить, донести до читателя не только букву, но и самый дух старинного текста.

Были затруднения и у нас. Если учесть, что в некоторых местах текст расплывчат, испорчен из-за неблагоприятных условий хранения в разное время, то особенности почерка переписчика, о которых говорилось выше, в третьей главе, часто затрудняли идентификацию текста, его правильное прочтение.

Вторая сложность состояла в верном графическом определении слов, так как писец слитно пишет предлоги, частицы и союзы со знаменательными словами и произвольно переносит слова со строки на строку. Поэтому возникали сомнения в толковании некоторых мест текста. Например, “Твоя песносло—...” далее следует знак переноса, а на следующей строке читаем: “сна очима...” Что это значит? “Твоя песнослосна очима”? Нет. Следует читать так: “Твоя песнословцы”. Это — первые слова ирмоса, фраза незакончена. Молитвы и церковные песнопения были на слуху у православного читателя того времени и без труда узнавались по первым словам, поэтому не было нужды писать полностью, например, ирмос, как в данном случае. Достаточно было дать указание, намек, что следует исполнять в этом месте.

Строка закончилась, писец поставил, как положено, знак переноса, но даже не подумал закончить слово. В этом случае знак переноса как бы выполняет функцию многоточия. С новой же строки он начал новое предложение: “Сна очима своима не дал еси...” Мы так подробно остановились на этом случае, т.к. он не единичный. Еще один пример, где все написано сплошным текстом: “ПОДНЕБЕСНЫХЧИНОВ...” А следует читать как: “Подобен. Небесных чинов...”

Приведем образец возможного неправильного прочтения текста из-за слитного написания клитик (союзов, предлогов, частиц): “Искупил еси...” Можно трактовать этот глагол как “и скупил еси” (купить), и как “искупил еси” (искупить). Не ошибиться в данном случае помогает контекст.

Мы постарались все аналогичные “темные” места прояснить. Для этого сравнивали рукописный вариант с напечатанным в “макарьевских” Минеях, а также обращались за консультацией к филологам.

К сожалению, в ряде мест из-за влаги чернила расплылись, некоторые слова прочитать невозможно. Мы не стали восстанавливать, реконструировать их “по смыслу”, оставили, как есть, в каждом конкретном случае оговорив: “Неразборчиво”.

Несмотря на трепетное и почтительное отношение к рукописи и ее автору, готовя текст к публикации, внесли изменения и коррективы. Перечислим их.

Писец, как уже указывалось выше, допустил описки, орфографические ошибки, которые мы устранили.

Иногда дважды повторяется одно и то же слово в предложении, не неся никакой смысловой нагрузки, в то время как в других фразах повторы слов выступают в роли стилистической фигуры, выполняя эмоционально-экспрессивную функцию. Сравните:

1) “Сна очима своима своима не дал еси...”

2) “Отче, Отче, прости нас, Бога ради...”

В первом случае повтор слова “своима” избыточен.

Изменения коснулись алфавита, так как буквы церковнославянского языка заменены: #, > — на я; q, u — на у; w — на о; i — на и; h — на е; z, s — на з; f (фита) — на ф; k (кси) — на кс; j(пси) — на пс.

Убраны все надстрочные знаки (оксия, вария, исо, звательцо, паерок, титло). Полностью написаны слова под титлами и слова с выносными буквами.

Буква ы после шипящих заменена на и: “О душах наш и х...”

Предлоги, союзы, частицы отделены от знаменательных слов.

Буквенная цифирь заменена на привычные нам арабские цифры.

Пунктуация в основном упорядочена в соответствии с нынешними нормами.

Не употребляется ъ (ер) в конце слов на твердый согласный: “шлем”, “мир” вместо “шлемъ”, “миръ” и т.п.

При подготовке рукописи к публикации сохранены падежные окончания имен существительных и прилагательных согласно нормам языка XVIII века.

Не вносились изменения в употребление глагольных времен даже в тех случаях, когда пропуск глагола-связки является грамматической ошибкой.

В соответствии со старой орфографией осталось неизменным написание приставок на З перед глухими согласными: “во з сылаше”, “бе з смертие” и тому подобное.

Сохранено одно отрицание в предложении, тогда как в современном русском языке их было бы два, например: “Никому же на нем жилище имущу...”

По нормам современной орфографии был добавлен Ь (мягкий знак) между согласными в середине слов типа: “полза”, “началник”, “светилник”, “песнми” и так далее.

В этой связи важно замечание А.И.Соболевского о том, что “старые русские писцы мало заботились об обозначении мягкости и твердости в середине слов перед согласными: волный, силный...” (Соболевский А.И. Лекции по истории русского языка. М., 1907, с. 115).

Хотя иногда автор рукописи для обозначения мягкого согласного в консонантной группе использует паерок.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: