double arrow

Поэтому справедливо Гераклит называл эти средства ] лекарствами [так как они исцеляют психей от ужасного и предохраняют их от жизненных несчастий]

«[Поэтому справедливо Гераклит называл эти «средства»] лекарствами [так как они исцеляют психей от ужасного и предохраняют их от жизненных несчастий]».

Леча тело, исцеляем душу.

 

85. [105] Плутарх Coriol. 22.

«С сердцем бороться трудно: всякое желание покупается ценою психеи».

Один из принципов Гераклита в объяснении отдельных явлений и космоса в целом – принцип противоречивости, который конкретизируется в соединении таких противоположностей как «избыток» и «недостаток». Избыток огня (возгорание) есть недостаток многообразия в космосе. И наоборот: недостаток огня (затухание) есть избыток многообразия.

С этой точки зрения ‑ избыточности одного, влекущего недостаток другого – избыток желания, когда сердце диктует человеку его действия, есть недостаток души, вернее, дисбаланс в душе, подавление разума, однобокость души.

 

117. [73] __ __7.

«Невозмужалый отрок ведет опьяневшего мужа, который шатается и не замечает, куда идет, ибо психея его влажна».

118. [74— 76] __ __ 8.

«Сухое сияние — психея мудрейшая и наилучшая».

Такая сценка-картинка: муж, который должен быть мудрее, умнее и потому вести юного, невозмужалого, оказывается в состоянии ведомого отроком, поскольку свой ум, свою психею не развивает. Его психея оказывается подавлена пьянством, «влажна». Живой огонь космоса проявлен в человеке «сухим блеском разума». Угасающий огонь – угасающий разум или увлажнение души. Замечательная метафора для ума и замечательная аналогия космоса (в его источнике, основе и Логосе) и индивидуальной психеи, души, разума.

Души «из влаги испаряются», но оставаться влажными им не подобает. «Сухая душа» ‑ душа «мудрейшая и наилучшая». Влажная душа — это беда, порок, что демонстрирует пьянство.

 

VII. Познание – 1; 2 [92]; 17 [5]; 19 [6]; 55 [13]; 73 [94]; 89 [95]; 21 [64]; 63 [123]; 75 [90]; 7 [37]; 34 [3]; 47 [48]; 101 а [15]; 107 [4]; 18[7]; 27 [122]; 22 [8]; 23[60]; 56 [ к 47]; 57 [35]; 42 [119]; 28 [118]; 35 [49]; 40 [16]; 41 [19]; 108 [18]; 112 [107]; 113 [91]; 87 [117]; 95 [108]; 109 [108]; 97 [115]; 71 [к 73]; 72 [93]; 74 [к 97]; 101 [80]; 116 [106]; 119 [121]

1. Секст adv. math. VII 132.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: