«Солнце—не только (как говорит Гераклит) новое каждый день, но вечно и непрерывно новое».
Здесь не просто констатация вечной изменчивости, обновления, но в данном случае изменчивость сфокусирована на Солнце, что существенно. Солнце – огонь, зримый огонь, огонь как свет. В Солнце соединены сущее (огонь, бытие) и видимое (свет), в нем нет противоречия сущего и его выражения во внешнем. Изменчивость на примере Солнца присуща всему – и видимому, данному чувствам миру, и сущности мира. Изменчивость – универсальная характеристика мира во всех проявлениях и на всех его уровнях.
52.[79] ____
«Вечность—ребенок, забавляющийся игрой в шахматы, царство ребенка».
«Век – дитя играющее, кости бросающее, дитя на престоле!» [досл. «Эон – ребенок, играющий в пессейю, ребенку принадлежит царская власть»] [См.: Фрагменты ранних греческих философов, с.242].
Знаменитый своей загадочностью фрагмент.
«Вечность – ребенок» ‑ в мире нет ничего постоянного, мир вечен как обновляющийся, вновь рождающийся, потому вечность – ребенок. Само обновление мира, несмотря на борьбу, «войну», совершается, легко, играючи. Вечный мир всегда нов, всегда юн.
|
|
Вечность – играющий ребенок, забавляющийся игрой, но это игра с правилами: игра, играючи, забава ребенка, но, одновременно – разумные комбинации, требующие серьезного размышления. Игра и правила, Закон. Необходимость (Закон, правила) и случайность (каприз ребенка).
Существуют разные варианты этого фрагмента, отличающиеся друг от друга тем, во что играет ребенок – шахматы, шашки, кости.
Опять обратимся к творчеству О.Э.Мандельштама, который давал глубокую и интересную интерпретацию гераклитовской «вечности-дитя» дал в поэтических образах.
В стихотворении «Нашедшему подкову»(1923) поэт пишет об эпохе, насыщенной культурой, но которая, как все на свете, обречена исчезнуть и которой на смену придет новая юная эпоха:
«…Шорох пробегает по деревьям зеленой лаптой.
Дети играют в бабки позвонками умерших животных.
Хрупкое летоисчисление нашей эры подходит к концу».
Прошлая эпоха (отрезок вечности, ее миг – эон) осталась лишь своими позвонками в детских руках новой эпохи. Через 15 лет после того, как было написаны эти строки, исследователь античности Э. Бенвенист обнаружил, что аion (эон) - термин, употребляемый Гераклитом во фрагменте В 52 (эон – вечность), имел первоначальное значение «жизненной силы», «спинного мозга» как средоточия жизни. То, что Мандельштам заменил шахматы и кости позвонками, оказалось поэтическим гениальным прозрением, чутьем на «первосмысл» слова-образа.
В стихотворении «Век» (1922) отзвуки изречения Гераклита:
|
|
«Век мой, зверь мой, кто сумеет
Заглянуть в твои зрачки
И своею кровью склеит
Двух столетий позвонки?...
…И еще набухнут почки,
Брызнет зелени побег,
Но разбит твой позвоночник,
Мой прекрасный жалкий век!...»
И еще одна отсылка к герклитовскому образу ‑ в «Восьмистишиях» (1933):
«И там, где скрепились бирюльки,
Ребенок молчанье хранит,
Большая вселенная в люльке
У маленькой вечности спит».
125. [84] Феофраст, de. vert. 9.