По какому бы пути ты ни шел, границ психеи ты не найдешь; столь глубок ее логос

Замечательная метафорическая характеристика души (психеи). Душа у Гераклита вписана в круговорот превращений космического огня – она испаряется из влаги. Но все же не стоит (как все у Гераклита) понимать буквально. «Границ психеи ты не найдешь»: границы у Гераклита есть у Космоса (временнáя – вечность или Эон и пространственная – сфера), но у души границ не найти. Что же душа безгранична, она выше космоса? Нет, пространственные характеристики, применяемые Гераклитом к душе – «границы», «путь», дорога, по которому идешь, «глубина» ‑ характеризуют, с одной стороны, невозможность душу очертить, обнаружить ее определенность в этих указанных параметрах, если понимать их буквально; с другой стороны, именно эта невозможность буквального пространственного обозначения души, позволяет поставить вопрос об особом «пространстве души», о ее специфической, отличной от других вещей качественной определенности – о «глубине ее логоса» ‑ закона души, столь трудно обнаруживаемого, трудно постигаемого, потому характеризующего душу как бесконечную в ее обнаруживаемых «видимых» проявлениях и бесконечную в познании ее и самопознании.

 

115. [0] __ __ 180α.

«Психее присущ самовозрастающий логос».

Высшее в душе – ум, разум, который способен постигнуть Логос – космический единый для всего Закон. Познание Закона – процесс восходящий, бесконечный, поскольку Закон, который над всем довлеет, который выше и больше любого индивидуального ума, любой психеи. Познание Закона есть приближение к нему ‑ человеческий разум приближается к закону, возрастает как разум, самовозрастает через приближение (познание) к космическому Закону (Логосу).

 

67а. [О] Гиодос схоластик ad Chalcid. Plat. Tim.

«[Так жизненное тепло, исходящее от солнца, обеспечивает жизнь всему, что живет. Принимая это положение, Гераклит делает прекраснейшее сравнение психеи с пауком, а тела—с паутиной. Подобно тому, как паук,— говорит он,—находясь посреди паутины, чувствует, лишь только муха повреждает какую-либо его нить, и быстро туда бежит, как бы заботясь об исправлении нити,—так и человеческая психея, если какая-либо часть тела повреждена, поспешно туда устремляется, как бы не перенося повреждения тела, с которым соединена крепко и соразмерно]».

Психея (душа) здесь представлена в двух сравнениях. Первое – сравнение психеи с источником жизни, с солнцем, от которого исходит тепло и которое дает жизнь всему. Психея в паре с телом есть источник тепла, источник жизненной энергии. Психея – теплота, тело – холод.

Второе равнение – сравнение психеи с пауком, которому сразу доходят сигналы о повреждении паутины и который эти повреждения ликвидирует. Душа человека получает сигналы от тела, и если тело где-то повреждается, то задача психеи тело лечить.

Итак, две противоположности – душа и тело – соединены «крепко и соразмерно», т.е. неразрывно и каждая из противоположностей соотносит себя с другой.

В этой паре противоположностей активная роль принадлежит душе, которая обнаруживает нарушения тела.

В болезнях тела, их обнаружении и лечении определенную позитивную роль играет душа. О связи души и тела Гераклит говорит не только как о двух противоположностях (проявление универсальной противоречивости мира), но и в контексте болезни и здоровья.

Состояние души зависит от состояния тела. И, наоборот, состояние тела зависит от души, от того, как она прореагирует на сигналы от тела, и т.д.

68. [129] Ямвлих de туst. I 11.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: