Поэтому необходимо следовать всеобщему. Но, хотя логос всеобщ, большинство людей живет так, как если бы имело собственное понимание

«Поэтому необходимо следовать всеобщему. Но, хотя логос всеобщ, большинство людей живет так, как если бы имело собственное понимание».

Если нет понимания логоса («логос всеобщ»), то нет и согласия, «следования всеобщему».

17. [5] __ Strom II 8.

«Большинство людей не разумеет того, с чем встречается, даже научившись, они не понимают, им же самим кажется, что понимают».

19. [6] __ __77 24.

«Они не умеют ни выслушивать, ни сказать».

«Выслушивать и сказать» ‑ способности, необходимые не только в процессе познания, но прежде всего в процессе диалога – нет этого важнейшего умения, не будет понимания тебя, не будет необходимого диалога в достижении согласия, «следования всеобщему».

 

55. [13] __ __

«Я предпочитаю то, что можно увидеть, услышать и изучить».

Непосредственное чувственное знание («увидеть и услышать») дополняется в данном фрагменте «изучением» (рациональным познанием). Гераклит настаивает на познании как единство противоположных путей познания – чувственного и рационального.

 

73. [94] __ __

«Не следует действовать и говорить подобно спящим, [ибо и во сне кажется, что мы действуем и говорим]».

Гераклит не раз говорит о видимости, о кажимости, об иллюзорности, название которым – сон. Не следует иллюзорное воспринимать за действительное. Не следует поступать согласно знаниям иллюзорного, тогда мы уподобимся спящим, т.е. нам будет казаться, что мы действуем и говорим, но на самом деле будем обманывать других и себя. Сон в данном случае символ того, что легко обманывает, т.е. выдает себя за действительность.

 

89. [95] __ de superst. 3 p. 166 с.

«Для бодрствующих существует единый и всеобщий космос [из спящих же каждый отвращается в свой собственный]».

Опять противопоставление бодрствования и сна, но в это противопоставление уже вводится противопоставление космосов – космоса для бодрствующих – подлинного, единого и всеобщего – и космоса для спящих и у спящих – неподлинного, иллюзорного, «как будто космоса», который по природе своей иллюзорности не может быть единым и всеобщим, а у каждого свой. Важный вывод следует из этого фрагмента: подлинное всегда всеобще и едино, а иллюзорное – субъективно и многообразно. И еще один вывод: и сон дает человеку «космос», во сне человек по-своему, но выстраивает мир – единый и всеобщий космос включает бесконечное количество миров, каждый из которых несет в себе отдельный человек.

Бодрствование и сон – с одной стороны и космос – с другой: что дает эта пара противоположностей для понимания космоса и понимания человека? Космос единый и всеобщий – это живой огонь, буквально – состояние возгорания, воспламенения, но когда космос есть многое – это угасание живого огня, космос в другом состоянии. Состояние бодрствования – это состояние подобно состоянию возгорания, когда мы, благодаря разуму-огню совпадаем с единым и всеобщим космосом, тождественны единому и всеобщему космосу. Состояние сна – состояние своего, отдельного, особенного мира – это состояние аналогично состоянию космоса в момент «затухания» огня. Сон есть угасание, затухания разума (живого огня), превращения разума в «стихии» сна, из которых творится другое состояния бытия. В таком ракурсе бодрствование и сон – не бытие и небытие, а разные состояния бытия, аналогичные пульсации живого огня: его возгорания (бодрствование) и затухания (сна).

21. [64] ___ ____21.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: