«Поэтому необходимо следовать всеобщему. Но, хотя логос всеобщ, большинство людей живет так, как если бы имело собственное понимание».
Если нет понимания логоса («логос всеобщ»), то нет и согласия, «следования всеобщему».
17. [5] __ Strom II 8.
«Большинство людей не разумеет того, с чем встречается, даже научившись, они не понимают, им же самим кажется, что понимают».
19. [6] __ __77 24.
«Они не умеют ни выслушивать, ни сказать».
«Выслушивать и сказать» ‑ способности, необходимые не только в процессе познания, но прежде всего в процессе диалога – нет этого важнейшего умения, не будет понимания тебя, не будет необходимого диалога в достижении согласия, «следования всеобщему».
55. [13] __ __
«Я предпочитаю то, что можно увидеть, услышать и изучить».
Непосредственное чувственное знание («увидеть и услышать») дополняется в данном фрагменте «изучением» (рациональным познанием). Гераклит настаивает на познании как единство противоположных путей познания – чувственного и рационального.
|
|
73. [94] __ __
«Не следует действовать и говорить подобно спящим, [ибо и во сне кажется, что мы действуем и говорим]».
Гераклит не раз говорит о видимости, о кажимости, об иллюзорности, название которым – сон. Не следует иллюзорное воспринимать за действительное. Не следует поступать согласно знаниям иллюзорного, тогда мы уподобимся спящим, т.е. нам будет казаться, что мы действуем и говорим, но на самом деле будем обманывать других и себя. Сон в данном случае символ того, что легко обманывает, т.е. выдает себя за действительность.
89. [95] __ de superst. 3 p. 166 с.
«Для бодрствующих существует единый и всеобщий космос [из спящих же каждый отвращается в свой собственный]».
Опять противопоставление бодрствования и сна, но в это противопоставление уже вводится противопоставление космосов – космоса для бодрствующих – подлинного, единого и всеобщего – и космоса для спящих и у спящих – неподлинного, иллюзорного, «как будто космоса», который по природе своей иллюзорности не может быть единым и всеобщим, а у каждого свой. Важный вывод следует из этого фрагмента: подлинное всегда всеобще и едино, а иллюзорное – субъективно и многообразно. И еще один вывод: и сон дает человеку «космос», во сне человек по-своему, но выстраивает мир – единый и всеобщий космос включает бесконечное количество миров, каждый из которых несет в себе отдельный человек.
Бодрствование и сон – с одной стороны и космос – с другой: что дает эта пара противоположностей для понимания космоса и понимания человека? Космос единый и всеобщий – это живой огонь, буквально – состояние возгорания, воспламенения, но когда космос есть многое – это угасание живого огня, космос в другом состоянии. Состояние бодрствования – это состояние подобно состоянию возгорания, когда мы, благодаря разуму-огню совпадаем с единым и всеобщим космосом, тождественны единому и всеобщему космосу. Состояние сна – состояние своего, отдельного, особенного мира – это состояние аналогично состоянию космоса в момент «затухания» огня. Сон есть угасание, затухания разума (живого огня), превращения разума в «стихии» сна, из которых творится другое состояния бытия. В таком ракурсе бодрствование и сон – не бытие и небытие, а разные состояния бытия, аналогичные пульсации живого огня: его возгорания (бодрствование) и затухания (сна).
|
|
21. [64] ___ ____21.