Для бодрствующих существует единый и всеобщий космос [из спящих же каждый отвращается в свой собственный]

Опять противопоставление бодрствования и сна, но в это противопоставление уже вводится противопоставление космосов – космоса для бодрствующих – подлинного, единого и всеобщего – и космоса для спящих и у спящих – неподлинного, иллюзорного, «как будто космоса», который по природе своей иллюзорности не может быть единым и всеобщим, а у каждого свой. Важный вывод следует из этого фрагмента: подлинное всегда всеобще и едино, а иллюзорное – субъективно и многообразно. И еще один вывод: и сон дает человеку «космос», во сне человек по-своему, но выстраивает мир – единый и всеобщий космос включает бесконечное количество миров, каждый из которых несет в себе отдельный человек.

Бодрствование и сон – с одной стороны и космос – с другой: что дает эта пара противоположностей для понимания космоса и понимания человека? Космос единый и всеобщий – это живой огонь, буквально – состояние возгорания, воспламенения, но когда космос есть многое – это угасание живого огня, космос в другом состоянии. Состояние бодрствования – это состояние подобно состоянию возгорания, когда мы, благодаря разуму-огню совпадаем с единым и всеобщим космосом, тождественны единому и всеобщему космосу. Состояние сна – состояние своего, отдельного, особенного мира – это состояние аналогично состоянию космоса в момент «затухания» огня. Сон есть угасание, затухания разума (живого огня), превращения разума в «стихии» сна, из которых творится другое состояния бытия. В таком ракурсе бодрствование и сон – не бытие и небытие, а разные состояния бытия, аналогичные пульсации живого огня: его возгорания (бодрствование) и затухания (сна).

90. [22] __ de E 8 р. 388 E.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: