«Сивилла неистовыми устами произносит угрюмое, неприкрашенное и неподмазанное, и речь ее звучит сквозь тысячелетия, ибо она побуждаема божеством».
Сивилла – ясновидящая, получившая от божества дар предвидения – носительница истинного знания, которое не требует приукрашивания, может быть достаточно грубым, неистовым, но оно звучит сквозь тысячелетия, потому что это голос Правды.
93. [11] __ __ 18 р. 404 Д.
«Государь, чей оракул находится в Дельфах, не говорит и не скрывает, но знаками указывает».
Гармонии свойственна сокрытость, неочевидность, таинственность. Гармония скрыта, но ее можно опознать по знакам:
На поверхности мерцают явления, в видимом проступают «невидимые гармонии», которые можно восстановить (познать) по знакам.
Но если бытие (гармония) скрывает себя, то как его (бытие) выразить, как гармонию обнаружить? Гераклит высказывается о гармонии, сталкивая наши обычные представления, запутывая их, выстраивая из привычных представлений парадокс. В «зазоре между смыслами» парадоксально соединенных слов проглядывает гармония. Иначе она никак себя выявить не может – только «просвечивая сквозь», «мерцая»…
|
|
Мысль о «скрытности» бытия – это мысль и Парменида, который нашел ей более теоретическую форму. Гераклит высказывает эту же мысль в форме метафоры-парадокса, сталкивающей наши обыденные представления.
94. [29] __ __ de exil. 11 p. 604 A.
«Солнце не перейдет своей меры, иначе его бы настигли Эриннии, помощницы Правды».
При всем «привилегированном» положении Солнца в космосе даже ему не дано нарушить естественный порядок: «Солнце не перейдет своей меры», т.е. своих положенных границ. Закон – даже для Солнца. Солнце знает свою меру, т.е. и для Солнца есть Закон, нарушение которого самим же космосом карается. Эриннии – богини мщения ‑ здесь у Гераклита и буквальные богини (боги присутствуют в античном космосе), и метафорическое возмездие за гипотетический допуск нарушения Закона, т.е. Правды.
95. [108] Плутарх Sympos III pr. 1 p. 644 F.