«[Ораторское обвинение устремляет к этому пункту все свои тезисы и, по Гераклиту, оно] ведет к тому, чтобы зарезать».
На основе принципа борьбы (войны) построено ораторское искусство: речь строится как речь против кого-то, речь возражающая, речь, направленная на противника, которого надо «зарезать», развенчать, «уничтожить».
82. [99] Платон Hipp, maior. 289 A.
«Прекраснейшая обезьяна отвратительна по сравнению с человеческим родом».
Вот еще один пример относительности всего и вся, но взятый в эстетическом аспекте. Это проблема относительности красоты, которая будет сформулирована потом Платоном в «Гиппии Большем», что «красота всегда в своем роде» и что потому не надо смешивать красоту обезьяны и красоту человека. Прекрасное или безобразное могут совмещаться в одной и той же вещи, в одном и том же состоянии, человеке и. т д., в зависимости, так сказать, от точки отсчета.
83. [98] __ __ В.
«Мудрейший из людей по сравнению с богом покажется обезьяной в отношении мудрости, красоты и всего прочего».
|
|
И еще один пример относительности всего и вся: мудрости, красоты и т.д.
84. [83. 82] Плотин. Enn. IV 8,1.
«В изменении покоится. Тяжелый труд: у одних и тех же работать и быть под началом».
«В изменении покоится», т.е. изменяясь, остается тем же самым – движение воды (река) – это обязательно движение в русле, иными словами, в изменчивом есть постоянство – Закон; и то, что река остается рекой, а не огнем, который тоже бесконечно меняется, но остается огнем; меняющийся человек остается до поры до времени в процессе изменения человеком.
Сложнее вторая часть фрагмента: здесь тоже о противоречивости идет речь ‑ на примере труда, работы. Противоречие в тяжелом труде – «у одних и тех же работать и быть под началом». Что это значит? Прежде всего, работать – это работать самому, т.е. быть самому себе начальником, никто не сделает работу за тебя. Но, работая самому, можно «быть под началом» у других или другого, на кого работаешь. И все же в этом «быть под началом», думается, подразумевается Гераклитом другое: работая, осуществляя что-то, надо знать, следовать знанию, т.е. быть под началом того, что выше тебя (Закона).
85. [105] Плутарх Coriol. 22.