Конспект занятия для старшего дошкольного возраста на тему:
«Мы разные, но мы вместе»
Карлыкова Инна Сергеевна
педагог-психолог I категории
МБДОУ «ДС № 456 г. Челябинска»
учитель-логопед
МБДОУ «ДС № 456 г. Челябинска»
Цель:
Формирование толерантного отношения у воспитанников к лицам с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи:
- формировать представления о проявлениях инвалидности, о необходимости тактичного отношения к людям с инвалидностью;
- формировать представления о доброте, добрых поступках, их значении в жизни человека;
- воспитывать умение сопереживать, понимать состояние другого человека;
- воспитывать умения управлять своей деятельностью (поведением) в зависимости от особенностей коммуникативного партнера;
- активизировать словарь детей по теме, развивать связную речь;
- развивать мыслительную деятельность и внимание.
Форма работы: групповое обсуждение, просмотр мультимедиа, игра, творческая коллективная работа.
|
|
Оборудование: мультимедийное оборудование, фрагмент аудиозаписи песни «Друг в беде не бросит» (слова М. Пляцковского, композитор Б. Савельев), видеозапись мультфильма «Мультик про Диму» (режиссер Ришат Гильметдинов), повязки на глаза, плакат «Смайлик», гуашь, кисти, влажные салфетки, стаканы с водой.
Ход:
Организационный момент:
Звучит фрагмент песни «Друг в беде не бросит», дети заходят в группу.
(Дети встают полукругом на ковре)
Педагог-психолог:
- Ребята, о чем эта песня? (О дружбе)
- А вы дружить умеете?
- У вас есть друзья?
Учитель-логопед:
- Давайте поиграем: «Какой твой друг?»
- Сейчас сядет на свой стульчик тот, кто ответит на вопрос:
- Какой (какая) твой друг (подруга)?
Педагог-психолог:
- Сейчас мы с вами услышали только хорошее о друзьях.
Мир, в котором мы живем, большой. И людей в нем много. Среди нас кто-то хороший, кто-то не очень, как нам кажется. Но если мы проявляем друг к другу терпимость и чуткость, уважение и доброжелательность, нам легко подружиться даже с теми, кто не похож на нас. Мы вам предлагаем посмотреть мультфильм про девочку Миру и мальчика Диму.
Просмотр мультфильма.
Учитель-логопед:
- Где была Мира? С кем?
- Что нравилось делать Мире в парке? (бегать, прыгать, на траве лежать)
- Как звали мальчика, который тоже гулял в парке с мамой?
- Что не получалось делать Диме в отличие от других детей? (говорить, ходить, бегать)
- Почему другие дети не хотели играть с Димой? (глупый, больной, боятся стать такими же)
- Почему эти дети так думают? (мало знают, мало читают)
- О каких ещё детях мама говорила Мире?
- А мамы любят своих особенных детей?
|
|
- Мама рассказала Мире о том, как нужно вести себя с такими детьми. А вы запомнили?
- Что сделала Мира, чтобы познакомиться с Димой? (угостила яблоком)
- Как поступил Дима?
- Что поняла Мира, когда Дима ей улыбнулся? (он такой же беззубый как она)
Физкультминутка.
По ходу стихотворения дети выполняют соответствующие движения.
Эй, ребята, что вы спите?!
На зарядку становитесь!
Справа — друг и слева — друг!
Вместе все в веселый круг!
Под веселые напевы
Повернемся вправо, влево.
Руки вверх! Руки вниз!
И вперед наклонись!
Педагог-психолог:
- Ребята, вы когда-нибудь видели таких особенных детей, которые не могут ходить?
- А может встречали тех, кто плохо видит?
- Может быть среди ваших знакомых есть, тот, кто плохо слышит?
- Может встречали взрослых, детей, которые странно или непонятно говорят?
- Люди, которые не могут ходить, слышать, видеть, говорить, как мы с вами, называются инвалиды. Они не могут сами о себе позаботиться. О них должны позаботиться другие, такие как мы.
- Как и чем мы можем помочь этим людям?
- Сейчас мы с вами поиграем в игру и попробуем почувствовать как живется инвалидам среди нас.
Детям предлагается поиграть.
1. I вариант.
Вызываются два ребенка: 1-ый ребенок «не слышит», 2-ой ребенок «не говорит». Педагог говорит задание на ушко 2-ому ребенку.
Задание: 2-ой ребенок просит 1-ого ребенка помочь застегнуть пуговку.
II вариант.
Вызываются два ребенка: 1-ый ребенок «не слышит», 2-ой ребенок «не говорит». Педагог говорит задание на ушко 2-ому ребенку.
Задание: 2-ой ребенок просит 1-ого ребенка дать ему попить воды.
2. I вариант. Вызываются два ребенка. 1-ый ребенок «не видит», 2-ой ребенок «видит».
Задание: Педагог предлагает 2-ому ребенку довести 1-ого ребенка до раздевалки. 1-ому ребенку завязывают глаза повязкой.
II вариант. Вызываются два ребенка. 1-ый ребенок «не видит», 2-ой ребенок «видит».
Задание: Педагог предлагает 2-ому ребенку довести 1-ого ребенка до спальни. 1-ому ребенку завязывают глаза повязкой.
3. Всем детям предложить постоять на одной ноге, кто сколько сможет. Потом ногу поменять.
По окончании игр проводится обсуждение.
Учитель-логопед:
- Что ты чувствовал?
- Что ты делал?
- Было ли тебе трудно?
- Что тебе мешало выполнить задание? Что помогало?
- Нужна ли тебе была помощь?
Педагог подводит детей к выводу:
- Особенные люди, люди-инвалиды испытывают трудности, ограничения, но доброе тактичное отношение других людей к ним, помогает им вести обычный образ жизни. Да, все люди разные, но для того, чтобы всем было хорошо рядом друг с другом… Нам следует быть какими? (внимательными, добрыми, тактичными, вежливыми, терпеливыми…).
Педагог-психолог:
- Веселыми!
Детям демонстрируется плакат с изображением веселого смайлика и детям предлагается пройти за стол, где все приготовлено для творчества.