Конституционное развитие Донецкой Народной Республики

Конституционное развитие Донецкой Народной Республики

 

1. Конституция УССР 1919 г.

2. Конституция УССР 1929 г.

3. Конституция УССР 1937 г.

4. Конституция УССР 1978 г.

5. Конституция Украины 1996 г.

6. Подготовка и принятие Конституции ДНР 14 мая 2014 года.

 

 

При раскрытии данной темы необходимо провести анализ общественно-политических ситуаций, существующих на момент принятия конституций, провести анализ текстов конституций: структуры, содержания, юридической техники.

Особенностью конституционного развития ДНР является то, что, во-первых, попытки реализовать конституционные проекты в 30-х и в 80-х гг. 19 столетия не дали результатов; во-вторых тем, что все положения советских конституций, начиная с 1918 г., в основном носили формальный, декларативный характер. Они провозглашали принципы, которые фактически не осуществлялись на практике. Например, принцип принадлежности власти трудящимся, полновластия Советов, и др. Необходимо подчеркнуть отсутствие в нормах советских конституций положений о разделении властей, политическом и идеологическом плюрализме, равенстве различных форм собственности, независимости судебной власти и др.

Далее следует кратко охарактеризовать все конституции советского периода. Говоря об украинских конституционных документах, не следует забывать о том, что Украина с декабря 1922 г по декабрь 1991 г. была одной из союзных республик в составе СССР. Ее конституционная история в то время была не просто связана с этапами развития Конституции СССР, но и предопределена ими. Поэтому надо говорить в связке о Конституции СССР 1924 г. и Конституции УССР  1929 г., Конституции СССР 1936 г. и Конституции УССР 1937 г., Конституции СССР 1977 г. и Конституции УССР 1978 г.

Конституция УССР 1919 г. носила ярко выраженный классовый характер, устанавливала государство диктатуры пролетариата, призывала к уничтожению частной собственности, лишала политических прав нетрудящиеся классы, вводила всеобщую трудовую повинность, утверждала неравенство в избирательных правах между рабочими и крестьянами, выборы были непрямыми и производились по производственно-территориальному принципу, и т.д. Нужно выделить и такие программные положения, реализация которых была предусмотрена в будущем, как: полное устранение деления общества на классы, беспощадное подавление эксплуататоров и победа социализма во всех странах. УССР определялась как одна из республик советских национальных республик.

Конституция СССР 1924 г. включала в себя текст Декларации об образовании СССР и Договор об образовании СССР, В ней были сняты общие политические положения, присущие Конституции РСФСР 1918 г. СССР рассматривалось как единое федеративное государство, в котором разграничивалась компетенция Союза ССР и союзных республик. Верховным органом признавался съезд Советов, состоящий из Союзного Совета и Совета национальностей, а в период между съездами работал ЦИК. СНК являлся исполнительным и распорядительным органом, обладая при этом некоторыми законодательными функциями, создавались отраслевые наркоматы, за республиками сохранялось право выхода из Союза, были определены полномочия Верховного Суда СССР, Прокуратуры СССР и ОГПУ.

Принятие Конституции СССР 1936 г. объяснилось переходом страны на новый этап своего развития, связанный, как считалось, с построением социализма в основном, с ликвидацией эксплуататорских классов, установлением двух основных форм социалистической собственности: государственной и колхозно-кооперативной введением всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании, переходом от производственно-территориального принципа при выборах в Советы только к территориальному, было дано новое наименование Советов – Советы депутатов трудящихся. Впервые устанавливалось право на труд и неприкосновенность личности, воинская обязанность, обязанность блюсти дисциплину труда и т.д.

Впервые в Конституции была закреплена руководящая роль Коммунистической партии, что ярко выражало тенденцию превращения партии в государственную структуру. Студенту необходимо подчеркнуть, что, несмотря на провозглашенные в Конституции демократические принципы, фактически в стране установился тоталитарный режим.

Принятие Конституции СССР 1977 г., как утверждалось ранее, было связано с вступлением страны в этап развитого социализма. В ней особо подчеркивалась руководящая роль КПСС (ст.6), расширялись права граждан, например, было закреплено право на жилище, на охрану здоровья, впервые предусматривалось всенародное обсуждение и всенародное голосование, вводилось новое наименование Советов – Советы народных депутатов. СССР рассматривался как общенародное государство, впервые было предусмотрено право граждан обжаловать действия должностных лиц, государственных и общественных органов и т.д.

Раскрывая преемственность в конституционном развитии советского государства, следует обосновать необходимость коренной конституционной реформы в Украине в период 1991-96х годов. Следует рассмотреть особенности реформ политической системы общества, экономической системы и форм собственности, конституционного статуса личности, устройства Украины, системы государственных органов Украины. В особенности студент должен обратить внимание на такие шаги конституционных реформ, как:

ü Изменение политической природы государства, отказ от его характеристик как «советского» и социалистического, переход от наименования «Украинская Советская Социалистическая Республика» к наименованию «Украина»;

ü Введение политического плюрализма как основы политической системы общества, отказ от конституционного закрепления роли одной политической партии (КПСС) как ведущей, руководящей и направляющей силы общества и государства;

ü Отказ от господствующего положения государственной собственности, установления принципа многообразия форм собственности и их равной защиты в государстве;

ü Закрепление новой концепции статуса личности, основанной на приоритете личных прав и свобод человека и гражданина;

ü Провозглашение государственного суверенитета Украины;

ü Установление нового содержания принципа унитарного устройства;

ü Установление принципа разделения властей, предполагающего разделение функций власти между органами одного уровня, а также между органами различных уровней

ü Учреждение постоянно действующего высшего представительного органа власти (парламента);

ü Введение поста Президента Украины;

При рассмотрении последнего вопроса следует обратить внимание, что разработка Конституции  Донецкой Народной Республики началась в с 07.04.2014 г, после принятия Акта о провозглашении государственной самостоятельности Донецкой Народной Республики и Декларации о суверенитете Донецкой Народной Республики.

Наряду с этим в данное время появлялись альтернативные проекты Конституции ДНР, подготовленные различными инициативными группами авторов и политическими объединениями, можно кратко проанализировать их содержание. Следует кратко охарактеризовать политическую ситуацию, связанную с принятием с принятием Конституции ДНР 14 мая 2014 года.

Далее необходимо охарактеризовать содержание и роль Конституции ДНР в становлении демократического, правового государства.

 


Вариант № 6

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: