Девиантное поведение
(отклоняющееся от нормы)
Учитель прыгает на скакалке
Бабушка объясняет урок
Девочка получает пенсию
Соц. контроль – система методов и средств, регулирующих поведение человека в обществе.
Включает в себя нормативные установки, общественное мнение, самоконтроль, санкции (положительные и отрицательные, формальные и неформальные).
Функции СК.:
1) Регулятивная – регулирует поведение людей во всех сферах;
2) Охранительная (латентная) – сохраняет принятые ценности;
3) Стабилизирующая – делает поведение людей предсказуемым в повторяющихся жизненных ситуациях;
4) Интеграционная – включает людей в соц. отношения;
5) Адаптационная – помогает человеку приспособиться к жизни.
Причины ДП.:
|
|
1) Биологические: врожденная предрасположенность;
2) Психологические: особенности мировоззрения;
3) Социологические: кризисные явления в обществе;
4) Конфликт культуры и субкультуры и др.
Виды взаимовлияния личностей в обществе:
А) Социальный контакт (разовое воздействие личностей) – спросить который час, передать кондуктору за проезд и т. п.
Б) Социальное взаимодействие = социальная интеракция (постоянный контакт личностей) – учитель и ученик и т. п.
В) Социальные отношения (долговременный постоянный контакт личностей):
- сотрудничество (союз);
- соперничество (соревнование);
- конфликт (противоборство).
Социальный конфликт – это вид взаимодействия индивидов и соц. групп, который характеризуется противостоянием двух и более сторон и вызван их противоположно направленными целями, интересами.
Причины возникновения СК.:
1) Социальное дифференциация (неравенство) в различных сферах (доходы, власть, культура, положение, образование, вера и др.);
2) Социально-психологические черты личностей (темперамент, интеллект, культура).
Виды СК.:
1) Психологическая: Личностные (внутренние) / Межличностные / Внутригрупповые / Межгрупповые;
2) По масштабам: Локальные (районный) / Региональные («горячие точки») / Глобальные («I, II МВ»);
3) По времени действия: Скоротечные / Затяжные;
|
|
4) По формам проявления: Явные и скрытые / мирные и насильственные;
5) По сферам: Экономические, политические, социальные, межнациональные, международные, бытовые, религиозные и др.
Стадии СК.:
1) Предконфликтная, возникновение конфликта (осознание противоречий);
2) Конфликт (конкретные действия противостояния сторон, взаимные претензии), выражающийся в таких манерах поведения сторон, как конкуренция (в ущерб другой стороне), уклонение (нежелание ответственности от последствий), приспособление (уступчивость одной из сторон), компромисс (уступчивость обоих сторон), сотрудничество;
3) Разрешение (устранение противоречий путем переговоров, при помощи посредника или с применением силы);
4) Постконфликтная (снятие напряжения или мысли о реванше).
Значение (Функции) СК.:
«+» | «–» |
1) Разрешение проблем и противоречий; 2) Снятие соц. напряженности; 3) Изменения и развитие общества; 4) Рост групповой сплоченности. | 1) Стресс; 2) Дезорганизация соц. жизни; 3) Нарушение соц. порядка; 4) Рост внутригрупповой напряженности. |
ЭТНИЧЕСКИЙ АСПЕКТ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ
Исторические типы этнических общностей (этносов):
- Первобытное стадо – теоретически доказанный, временный первичный коллектив людей для достижения некой цели (пропитаться, защититься, размножиться), потом распадается, кровно-родственная связь (КРС) членов отсутствует.
1) Род = семья – явная КРС, совместные труд и территория проживания.
- Соседская община – несколько родов, сокращение КРС.
2) Племя – несколько соседских общин, усиление сокращения КРС, единые территория проживания, язык, традиции, устный фольклор, национальная самоидентификация (разделение мира на «мы – люди» и «чужие – не люди»).
- Союз племен – несколько племен, максимально малая КРС.
3) Народность – несколько союзов племен, отсутствие КРС, общие экономика и культура, национальное самосознание, письменность.
4) Нация – «сплав народов» с общей исторической судьбой и культурой, менталитет – национальный характер.
Национальная гордость («гордись своим народов, уважай другие народы») | Национализм («гордись своим народом, принижай другие народы») |
Толерантность –терпимость к иному | Ксенофобия –нетерпимость ко всему иному |
Патриотизм – любовь к Родине | Дискриминация –ущемление прав по национальному признаку |
Геноцид – истребление по национальному признаку |
Молодежь – это социально-демографическая группа людей 16 – 25/30/35 лет с ведущими видами деятельности – поиск своего места в жизни, выработка мировоззрения и с новыми соц. статусами – работник, студент, семьянин, гражданин.
Конфликты на этом этапе: «отцов и детей»[3] и «культур».
Субкультура – «вторичная культура»,часть общей («первичной») культуры общества, отличающаяся от общепринятой нормами (эмо, готы, стиляги и т. п.).
Контркультура – «агрессивная субкультура», не просто отличается, а противостоит, противопоставляется «первичной» культуре (скинхеды, панки, хакеры и т. п.).
[1] Возможно ли вообще равенство среди людей? – В природе нет, в обществе только через равенство ВСЕХ перед ЗАКОНОМ, через наличие в обществе РАВНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ для ЖИЗНИ (поступление, работа, карьера, выборы и т. п.)
[2] «Понятие «маргинал» впервые появилось во Франции как имя существительное в 1972 году. Маргиналами стали называть тех, кто сам отвергает общество либо оказывается им отвергнутым... Маргинальность – это… выражение специфических отношений с существующим общественным строем. …Уход в маргинальность предполагает… либо разрыв всех традиционных связей и создание своего собственного, совершенно иного мира, либо постепенное вытеснение… за пределы законности. В любом варианте… маргинал обозначает не изнанку мира, а как бы его омуты, теневые стороны. …Однако есть проблема… современного демократического сознания: как обезопасить общество от тех маргинальных групп, которые берут на вооружение… человеконенавистнические идеологии? И в то же время – как не сделать эти группы объектом беззаконного насилия…? Однозначного ответа… не дано.»
|
|
(А. Фарж, Е. Рашковский «Маргиналы & Маргинальность»).
В чем социальная опасность появления маргиналов? Всегда ли маргинальности присущ исключительно негативный смысл? Какие 2 маршрута маргинализации выделяются?
[3] «Когда мне было 14 лет, мой отец был так глуп, что я с трудом переносил его, но когда мне исполнился 21 год, я был изумлен, насколько этот старый человек за истекшие 7 лет поумнел» (М. Твен).