Обстоятельства, подлежащие установлению по уголовному делу в отношении несовершеннолетних

Предмету доказывания, как одной из главных процессуальных задач предварительного следствия в отношении несовершеннолетних, постоянно уделяется значительное количество внимания ученых и практиков, что объясняется неустойчивым психофизиологическим состоянием подростков.

Подробная регламентация понятия предмета доказывания по такого рода делам является одной из гарантий надлежащего производства по делу, всестороннего исследования преступления, личности преступника и реализации уголовно-процессуальных мер воспитательного воздействия.

Предметом доказывания принято считать совокупность обстоятельств, необходимых для установления, исходя из психофизических особенностей преступника, в целях достоверного разрешения уголовного дела.

Особенности предмета доказывания по делам несовершеннолетних сформированы психологическими и социальными особенностями человека в подростковом возрасте. Предмет доказывания по делам несовершеннолетних намного шире, чем предмет доказывания по общему правилу, предусмотренному ст.73 УПК РФ.

Безлепкин Б.Т. отмечает, что предмет доказывания по такого рода делам включает в себя больше факторов, необходимых для характеристики личности, условий воспитания и жизни несовершеннолетнего обвиняемого, чем по уголовным делам в отношении совершеннолетних обвиняемых.

Кроме того, присутствует ряд обстоятельств, которые должны быть исследованы более детально, несмотря на то, что являются существенными для дел любой категории.

В науке уголовного процесса принято выделять две группы обстоятельств, подлежащих доказыванию по делам о преступлениях несовершеннолетних: общие (то есть, те обстоятельства, которые необходимо доказывать по всем уголовным делам) и специальные (те обстоятельства, которые характерны только для дел с участием несовершеннолетних).

Частью 1 статьи 421 УПК РФ установлен перечень специальных обстоятельств, подлежащих доказыванию. Так ч.1 ст.421 УПК РФ гласит: «При производстве предварительного расследования и судебного разбирательства по уголовному делу о преступлении, совершенном несовершеннолетним, наряду с доказыванием обстоятельств, указанных в статье 73 УПК РФ, устанавливаются:

1) возраст несовершеннолетнего, число, месяц и год рождения;

2) условия жизни и воспитания, уровень психического развития и личностные особенности несовершеннолетнего;

3) влияние на несовершеннолетнего старших по возрасту лиц».

Сведения о возрасте и дне рождения несовершеннолетнего необходимы для: - установления его личности и определения возраста наступления уголовной ответственности в соответствии со ст.20 УК РФ.

Статьей 20 УК РФ предусмотрено, что недостижение лицом определенного возраста (16 лет, а в случаях, предусмотренных ч.2 ст. 20 УК РФ – 14 лет) не влечет возникновения у него уголовной ответственности за содеянное.

Особенность возрастного признака состоит еще и в том, что положения главы 50 УПК РФ применяются не только к лицам, совершившим преступление до 18 лет, но и к лицам, которые на момент вступления в уголовное дело являются совершеннолетними, но на момент совершения преступления совершеннолетними они не являлись.

Пунктом «б» ч. 1 ст. 61 УК РФ закреплено, что недостижение совершеннолетия считается смягчающим обстоятельством. Лицо считается достигшим возраста, с которого наступает уголовная ответственность, не в день рождения, а по его истечении, т.е. с ноля часов следующих суток. При установлении возраста несовершеннолетнего днем его рождения считается последний день того года, который определен экспертами, а при установлении возраста, исчисляемого числом лет, суду следует исходить из предлагаемого экспертами минимального возраста такого лица.

Понятие условий жизни и воспитания, уровень психического развития и личностные особенности в УПК РФ не раскрывается не содержится перечень конкретных моделей или условий жизни и образования несовершеннолетних, которые необходимо выяснить.

В условия жизни и воспитания в частности должны включаться сведения:

1) условие о семье, такие как: фамилия, имя, отчество родителей, уровень их образования, место работы, количество детей на иждивении, социальный статус, материальное положение, отношение родителей к воспитанию ребенка.

Такого рода данные имеют весомое значения потому, что семья формирует первичное психическое состояние несовершеннолетнего, его морально-нравственные устои, характер, поведение, привычки, а также закладываются базовые жизненные принципы и цели.

2) условия об учебе или работе несовершеннолетнего. По этим условиям как правило собирается следующая информация: вид школы, которой учится несовершеннолетний, класс, успеваемость, поведение на занятиях и вообще в стенах образовательного учреждения, круг общения. По трудовой деятельности несовершеннолетнего нужно выяснить место работы и должность, уровень заработной платы, условия труда, удается ли несовершеннолетнему совмещать работу с учебой, и есть ли такое желание, не имеет ли дисциплинарных проступков.

По месту учебы следует выяснять:

- сведения об отношении к учебе (в каком классе учится, успеваемость, не оставался ли на второй год, каков характер взаимоотношений в школьном коллективе, посещал ли внеклассные мероприятия, спортивные секции и т.п.);

- нравственно-психологическую характеристику (какие положительные и отрицательные качества характера имеет несовершеннолетний, чем они обусловлены, каковы действительные интересы подростка, уровень его материальных притязаний, каким образом он проводит свое свободное время);

- соответствует ли реальное психическое и умственное развитие несовершеннолетнего его паспортному возрасту, не отстает ли он в психическом развитии и если отстает, то по каким причинам;

- насколько часто и по каким причинам несовершеннолетний пропускал занятия (возможно сочетание уважительных и неуважительных причин);

- обращалась ли администрация школы к родителям по поводу того, что были установлены факты употребления несовершеннолетним алкоголя, наркотиков, различных токсических веществ;

Также подлежат доказыванию обстоятельства, подтверждающие психофизиологический статус подростка. Сами по себе такие обстоятельства не носят антисоциальной направленности, однако они могут создавать некоторые дополнительные условия для последующей криминализации поведения несовершеннолетнего.

К ним можно отнести следующие обстоятельства: неравномерное и чрезмерно бурное развитие организма в период полового созревания; изменения характера (повышенная конфликтность, в том числе с родителями, неуверенность в выборе будущей профессии, психологическая отстраненность от иных членов семьи; изменение отношений со сверстниками, стремление общаться со старшими по возрасту лицами).

 Одним из основных источников получения информации о личности обвиняемого является письменная характеристика. Весьма успешно устанавливаются сведения о личности, когда в отношении несовершеннолетнего характеристики получаются из нескольких источников, которые позволяют сделать вывод о различных сторонах его характера.

Частью 2 ст. 421 УПК РФ предусмотрено, что при наличии данных, свидетельствующих об отставании в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством, устанавливается также, мог ли несовершеннолетний в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими.

Уголовной ответственности и наказанию подлежит только психически здоровое лицо, осознающее фактический характер своих действий и способное руководить ими. Поэтому если преступление совершено в состоянии невменяемости, лицо не является субъектом преступления и не может быть привлечено к уголовной ответственности.

Для решения этого вопроса требуется назначение и производство комплексной психолого-психиатрической экспертизы.

Эта необходимость основана на положениях ст. 196 УПК РФ, где в числе иных случаев указано, что судебная экспертиза обязательно производится при необходимости определить психическое состояние подозреваемого, обвиняемого, когда имеются сомнения в его вменяемости или способности надлежащим образом осуществлять свои права, в том числе и на защиту, и нести ответственность.

Сам порядок формирования доказательств по уголовным делам в отношении несовершеннолетних, а также их специфическая психофизиология зачастую вызывают необходимость приглашения для участия в доказывании специалистов в области психологии, патопсихологии и психиатрии, в том числе с уклоном в области знаний о несовершеннолетних.

Необходимость установления влияния на несовершеннолетнего старших закреплена ст. 89 УК РФ.

Установление влияния на несовершеннолетнего представляется достаточно важной, но в то же время сложной задачей. Объясняется это рядом причин. Бывает, что подростки, под влиянием взрослых соучастников, которые не хотят отвечать за содеянное, берут всю вину за совершенное преступление на себя.

Резюмируя вышеизложенное, необходимо отметить, что при доказывании вины несовершеннолетних следует с особым вниманием относится к дополнительным факторам, а именно: недостаток жизненного опыта подростков; нахождение на стадии формирования общих принципов и правил поведения, жизненных приоритетов; повышенная возбудимость, излишняя эмоциональность; отсутствие самокритики, стремление к самооправданию; склонность к подражанию, в том числе и тем лицам, которые занимают антисоциальную или асоциальную позицию; переоценка собственных возможностей.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: