Основные этапы послевоенного развития отечественной социологии СМИ

Маркеловой Ксении, ПОио/б-19-2о

 

1. «Времена Хрущева и раннего Брежнева»: середина 1960-х — начало 1970-х годов.

2. 1970-е годы — «закручивание гаек».

3. Первая половина 1980-х годов.

4. Конец 1980-х — начало 1990-х годов.

5. Начало 1990-х годов — по настоящее время.

 

1. «Времена Хрущева и раннего Брежнева»: середина 1960-х — начало 1970-х годов.

Появление первых исследований аудитории в отдельных точках страны. Работа проводится на энтузиазме, среди пионеров — как журналисты, так и представители самых разнообразных обществоведческих и даже технических профессий. По собственной инициативе и с одобрения партийных органов — изучение иностранной научной литературы: в одном из своих постановлений ЦК КПСС обязывало Министерство финансов увеличить лимит Академии наук на приобретение иностранной литературы.

Однако в основном с зарубежной литературой удавалось познакомиться лишь в спецхранах крупнейших библиотек. Ленинградские и примкнувшие к ним позже иногородние энтузиасты организовали своеобразный кооператив: на собственные деньги покупали и отправляли по три экземпляра отечественных книг в США, получая в обмен согласованное количество книг по интересовавшей проблематике. В качестве путеводителя по методам эмпирических исследований для многих послужила монография американских авторов, переведенная в Социологической лаборатории Ленинградского университета, руководимой В. А. Ядовым. На ней училась и целая плеяда эстонских социологов, заполучившая в руки одну из копий перевода.

Явно заметным было пробуждение интереса к количественным методам; некоторая «фетишизация числа», т.е. любование добытыми статистическими показателями, скрупулезное их описание без должного анализа. Были и другие причины: интерпретировать полученные данные легче, когда есть с чем сравнивать, но эмпирический материал тогда еще не был накоплен. Безусловно, сказывалось и отсутствие теоретических концепций в этой сфере.

Первый крупный шаг назад на этом этапе: отдел общественного мнения в «Комсомолке» закрыт (1967 г.), предпринимались попытки возродить его в других структурах, второй такой шаг — обструкция, устроенная Ю. А. Леваде. Период завершается разгромом социологии, приходом в ее головной академический институт нового руководителя — проводника партийных указаний, острожного и склонного к ретроградству. Начинается институционализация социологии СМИ: создание отраслевых отделов в Институте социологии СМИ, Лаборатории по изучению функционирования печати, телевидения и радио на факультете журналистики МГУ (выбор «осторожного» названия для этого социологического подразделения был, как нетрудно догадаться, продиктован тактическими соображениями).

Значимые события этого периода — комплексные исследовательские проекты, т.е. реализуемые по обшей программе системы процедур, охватывающих разные объекты, использующих разные методы сбора информации. Так, в проект «Районная газета» (факультет журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова, руководитель Е. П. Прохоров, 1969— 1971 гг.) входили следующие эмпирические исследования (процедуры):

· анализ содержания партийных документов по районной печати;

· опрос журналистов районных газет;

· опрос работников местных партийных и советских органов, имеющих отношение к руководству СМИ;

· три опроса аудитории по различным проблемам ее поведения и мотивации в сфере массовой информации;

· контент-анализ содержания материалов районной газеты;

· контент-анализ почты районной газеты.

На рубеже 1960—1970-х годов появляется ряд изданий, посвященных новому для отечественной практики методу исследований — контент-анализу.

 

2. 1970-е годы — «закручивание гаек».

История с лекциями Ю. А. Левады ознаменовала начало этого периода и не в последнюю очередь обусловила уровень внутреннего самоограничения, стерильности и внешней цензуры в рассматриваемой области. Без разрешения партийных органов исследования уже не проводились. По инициативе местных партийных органов была разгромлена Тартуская социологическая лаборатория.

Завершается ставший знаменитым самый крупный в истории отечественной социологии проект, в котором наибольшую часть составляли касающиеся СМИ процедуры — «Функционирование общественного мнения в городе и деятельность государственных и общественных институтов» (или проект «Общественное мнение», он же — «Таганрогский проект»). Среди частных исследований этого проекта были опрос населения города как аудитории печати, телевидения и радио; анализ содержания областной и городской газеты, анализ редакционной почты; опросы журналистов, руководящих работников партийных и советских органов; исследование по выявлению групп семиотической подготовки среди читателей газет и многие другие.

Крайне ужесточается цензура, материалы большинства проведенных исследований «ложатся под сукно» в кабинетах руководителей партийных органов. В издательстве «Мысль» планировался выход целой серии работ по «Таганрогскому проекту». Увидела свет лишь итоговая книга со значительными изъятиями. Автору этих строк совместно с Л. Н. Федотовой удалось довести в издательстве «Мысль» свою книгу по материалам данного проекта лишь до стадии редактирования. Научные редакторы издательства, весьма квалифицированные специалисты, учли все возможные негативные реакции. Однако это не помогло: публикация была признана «нецелесообразной», хотя не только сейчас, но и тогда трудно было предположить такой исход. Тут вполне применимо выражение Б. М. Фирсова относительно засекречивания социологических данных в целом: «Изучалось общественное мнение, лишенное права услышать себя». Вышедшие в те годы книги в основном отражали опыт и выводы исследований 1960-х годов (следует учесть, что процесс подготовки изданий доходил тогда до нескольких лет — по причине устаревшей типографской базы и долгих согласований рукописей с редакторами, цензорами, вышестоящими организациями).

Несмотря на барьеры, происходит постепенный прорыв к мировому опыту, имеет место участие советских социологов в международных организациях. Американские и западноевропейские концепции СМИ «просачиваются» и благодаря контактам с коллегами из европейских стран народной демократии.

В конце 1970-х годов увидела свет монография, подытоживавшая сделанное в двух тесно связанных направлениях — изучения журналистов и журналистского образования. В ее основе — методологические подходы и результаты исследований журналистов в составе двух крупнейших проектов — «Таганрогского» и «Районная газета». С конца 1960-х годов это направление составляет особую заботу факультета журналистики МГУ.

Утверждался подход к журналистике как социальной деятельности, к массовой коммуникации как проявлению общественных отношений.

 

3. Первая половина 1980-х годов

(Конец правления Брежнева, часто сменяющиеся по причине «естественной убыли» генсеки): углубление ведомственного характера социологии, формирование социологических групп при партийных органах, министерствах, ведомствах, недоступность полученных ими данных. В то время суть социологической деятельности состояла не в анализе социальной ситуации, а «в разработке бесконечных текстов, призванных доказать осуществимость невозможного — гармонии в отношениях человека и агонизирующего общества».

В 1980-е годы уверенно заявило о себе психологическое и социально психологическое направление в исследованиях СМИ. Первой крупной отечественной работой этого направления была монография Ю. А. Шерковина, в которой он еще в 1970-е годы обобщил опыт зарубежных исследований, ввел в оборот те научные понятия и концепции, с которыми еще раньше познакомил участников встречи социологов в Кяярику.

В начале 1990-х годов появилось первое отечественное учебное пособие по социальной психологии СМИ.

В 1984 г. в ленинградском Институте социально-экономических проблем закрыли направление, связанное с массовыми коммуникациями и общественным мнением, которым руководил Б. М. Фирсов. Наиболее активно исследования, связанные со СМИ, шли в ограниченной зоне: в основном «под крышей» Академии общественных наук при ЦК КПСС, где слушатели из круга идеологических и партийных руководителей разного уровня в качестве учебной практики зачастую участвовали в социологических исследованиях. Это явление было двойственным по значению.

В 1980-х годах увидели свет издания, которые породили надежду на становление важного направления — разработку методики, апробации и обобщения опыта собственных редакционных исследований (Рабочая книга редактора районной газеты, 1988; Верховская А. И. Социологические методы работы с редакционной почтой, 1984). Однако эта работа пока не продолжена.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: