Риски внешней политики

В апреле 2019 года состоялась 27-я ассамблея Совета по внешней и оборонной политике, который является авторитетным аналитическим центром. Дискуссия на нём прошла под названием «Мировая революция или война. Чего ждать?». На заседании выступил министр иностранных дел С.В. Лавров. Лейтмотивом обсуждения стал тезис: «Мир брошен на заклание».

Как и в советское время, люди в России ныне начали спокойнее относиться к тяготам повседневной жизни, так как главным считали — «лишь бы не было войны!». Ситуация на мировой арене сложная. России важно проводить внешнюю политику, которая способствовала бы ускорению экономического роста, широкому распространению новейших технологий и инноваций, развитию науки и образования.

Ситуация такова, что американская администрация не симпатизирует России, европейские государства Америку в основном поддерживают. Восточно-европейские страны также ориентированы на США. Союзников у России практически нет. Есть партнёры. Самый мощный — это Китай. Но вот дилемма внешней политики: в долговременной перспективе Россия должна рассчитывать на стратегическое партнёрство прежде всего с Китаем или всё же пытаться наладить отношения с США и Европой? Эта дилемма имеет основополагающее значение как раз в силу слабости экономической позиции России в международном масштабе. Страна наша «сидит на нефтяной игле» и географически расположена как раз между двумя экономическими гигантами — Евросоюзом и Китаем. Если цена на нефть на международных рынках снизится надолго, Россию ждут невесёлые времена. При ориентации на восточного соседа нельзя рассчитывать на его бескорыстную дружбу. Китай будет платить за поставки нефти, но наверняка по мировым ценам без всяких скидок. Так что высокой платы ожидать не приходится. А в перспективе, с учётом ориентации США на добычу сланцев как заменителя нефти (себестоимость добычи которых постоянно снижается), потребность в этом энергетическом сырье в мире понизится. «Подкупать» Россию высокой платой за нефть Китаю не надо сейчас и не надо будет в будущем: экономика Китая развивается высокими темпами, а Россия движется вперёд мелкими шашками. Разница экономических потенциалов этих двух партнёров будет только возрастать.

Причём следует признать, что Россия сама во многом спровоцировала ухудшение отношений с западными странами. С Украиной они также в ближайшие годы не нормализуются. Восточноевропейские страны не тяготеют к России. Если уж это произошло, тем более нельзя терять время и пока не поздно сделать масштабный манёвр во внутренней политике для наращивания экономического потенциала.

Внешняя политика России должна служить целям экономического развития страны, а Россия ведёт себя на мировой арене как преемница СССР: мы по-прежнему защищаем «обиженных и оскорбленных» мировым империализмом и пытаемся «купить» расположение разных стран не «первого ряда». По карману ли нынешней России прощать миллиарды долларов долга различным странам, таким как Ирак, Афганистан, Монголия, Алжир, Куба и даже Никарагуа? В долг давал ещё Советский Союз, а прощает долги Россия как преемница СССР. Можно говорить о том, что долги эти всё равно «невозвратные», но слишком дорогой ценой обходится России её «имперское» прошлое.

В. Сурков в своей нашумевшей недавно статье сравнил Президента Путина с Петром Великим. Только в одном это сравнение кажется правомерным: действительно, успехи Петра на международной арене были впечатляющими, он создал Империю. После Полтавской победы отношение Европы к России резко переменилось: это и понятно — сильных уважают. А вот во внутренней политике успехи Петра были более чем скромны. Цена, которую заплатил народ за создание флота и армии, ведение нескончаемых военных компаний и строительства Петербурга была поистине огромной. А внутри страны многие новшества носили лишь декоративный характер. Менялся фасад, а уклад жизни оставался, по сути дела, прежним. Наверное, неправомерно проводить аналогии между тем, что было 300 лет назад, и днём сегодняшним. Но, тем не менее… Тем более, что ныне невозможно при реализации масштабных проектов использовать рабский труд или труд заключённых. Царь и император Пётр Великий мог себе позволить так поступать. И Сталин мог в условиях тоталитарной системы. Но сейчас мы живём в другой стране. И народ стал другим.

Разумеется, за последние 20 лет в России благодаря усилиям власти многое изменилось к лучшему. Но в последние 7 лет всё более крепнет ощущение того, что мы вступили в период упускаемых возможностей. Для того чтобы идти по пути прогресса, необходимы перемены: больше социальной справедливости, больше возможностей для самореализации людей. Это необходимо для ускорения экономического роста, повышения производительности труда и раскрепощения творческого потенциала общества. Те перемены к лучшему, которые произошли за последние 20 лет, стали возможными при существующей ныне системе управления страной. Но страна вступает в новую фазу развития. А это требует изменения подходов к управлению. Иначе невозможно будет элиминировать риски, грозящие перерасти в угрозы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: