I триместр. Просмотр. II триместр. III триместр. Выразительные средства декоративной графики ( точка, линия, пятно, текстура, орнамент )

I триместр

2.1.1

Стилизация природной формы.

Упражнения/геометрия, стихия, силуэт.

 (стр. 10,11)

 

урок       2.1.2

Беседа о геральдике.

беседа   -   2.1.3

Тема: Герб моей семьи.

урок        

Просмотр

       

Всего за I триместр:

                   

 

II триместр

2.2.1 Приём стилизации формы – силуэт. Светлый и тёмный. Работа с референсами. урок      
2.2.2 Пластика пятна (силуэта) для передачи эмоции или состояния. (стр. 29,30) урок      
2.2.3 Сюжетная композиция с использованием приёма силуэта. (Прим. темы стр. 27, 28) урок      
  Просмотр        

Всего за II триместр:

     

 

 

III триместр

2.3.1 Создание декоративного пространства. Упражнение Пейзаж. (Горы, река, болото, лес, облака, холмы, деревья, кусты и т.д.) урок      
2.3.2 Сюжетная композиция с использованием стилизации форм, использованием текстур и орнамента. (Стр. 47-50) урок      
  Просмотр        

Всего за III триместр:

     

 

 

Годовые требования. Содержание разделов и тем

Первый год обучения

I триместр

1.1.1. Выразительные средства декоративной графики (точка, линия, пятно, текстура, орнамент). Материалы для работы. 1 час.

Для работы на занятиях будут нужны: гелевая черная ручка и два запасных стержня, маркер тонкий и толстый, мягкий графитовый карандаш.

Остальные графические материалы, такие как тушь, акварель, гуашь  по усмотрению педагога.

Так как на первом занятии материалов с собой может не быть, можно провести небольшой тест «Метафорический портрет». Формат А4 расчертить на 4 части.

Задание 1: Я – растение  (Этот рисунок о вашем праве на жизнь и о том, как вы свою жизнь представляете. Для детей это ещё и ощущение себя в семье. Хорошо, когда растение сильное, красивое и с опорой под корнями)

Задание 2: Я – посуда (Рисунок посуды говорит о том, понимаете ли вы, что сами хотите. Как вы себя чувствуете, насколько готовы сотрудничать с другими людьми. Хорошо, если посуда будет той, которой пользуемся каждый день)

Задание 3: Я – украшение (Украшение это право быть любимым, украшать чью-то жизнь)

Задание 4: Я – оружие (Оружие это умение отстаивать свои границы, уровень  агрессии.

В норме, если это оружие «ближнего боя», т.е. мечи, ножи и т.п. J)

1.1.2. Создание декоративных текстур.

Упражнение: текстура-тон, текстура-ощущение, текстура-образ. 3 часа.

В графике текстуры могут внести дополнительный смысловой уровень в статическое изображение. Применений у текстур огромное множество. Они помогают создать более сложную и визуально притягательную композицию, внося в нее дополнительные слои и глубину. Например, трехмерные текстуры придают большую глубину и визуальный интерес. Можно попробовать показать «высоту» элементов на некоторых текстурах с помощью теней.

Для выполнения задания формат А4 предварительно расчертить на удобные клетки, можно разделить их дополнительно по диагонали.

- сгущением и разряжением точек, линий, штрихов создать различные по тону поверхности (равномерные и с тональными растяжками).

- создать нарисованные поверхности парами по ощущениям

 (гладкая - колючая, мягкая - шершавая и т.д.).

- нарисовать текстуру, используя природные мотивы, в этих упражнениях можно использовать «тени» (древесина, трава, вода, семена, лучи и т.д.).

1.1.3. Упражнение с использованием текстур. 2 часа.

Применить разные по тону текстуры на простой плоской форме на белом фоне, например «Дом», «Улитка» и т.п. Можно составить композицию из нескольких форм. Обсудить где какая плотность текстуры будет применена,

не использовать чёрное пятно, фон – белый.

1.1.4. Зентангл. Основные приёмы. 4 часа.

См. Приложение «Основные приёмы стиля «зентангл».

Работы в стиле зентангл обычно состоят из повторяющихся узоров, паттернов (танглов). В одном рисунке может сочетаться множество узоров, да и сама по себе техника довольно-таки свободна и интуитивна. Часто в элементах используют эффект объема, добавляя «тени» от элементов графитным карандашом.

Упражнение предлагается выполнить в таком порядке:

1. Собрать свой набор узоров («танглов») с образца или придумать самим.

2. Беспредметная композиция в квадрате 10х10.

3. Применить стиль на простом объекте, используя зентангл в виде декора.

1.1.5. Композиция с использованием изученных приёмов. 10 часов.

Использовать в композиции различные текстуры и декор. При создании элементов композиции обратить внимание на упрощение их формы с помощью геометрии. Выделить композиционный, смысловой центры, применить текстуру на фон. Можно использовать стилизованное изображение объема и освещения.

 

 

II триместр

1.2.1. Что такое орнамент. 1 час.

     Знакомство учащихся с видами орнамента (геометрический, растительный, каллиграфический, зооморфный, антропоморфный), показ образцов. Понятие раппорта. Применение орнамента в быту, исторические корни, символизм, знаковость.

1.2.2. Линейный и сетчатый орнаменты. 5 часов.

         Орнамент в переводе с латинского «оrnamentum» – «украшение» – это узор, построенный на ритмическом чередовании изображаемых мотивов.

Орнамент в полосе - ритмическая композиция, основанная на повторении или закономерном чередовании мотивов, расположенных вдоль кривой или прямой линии. Мотив – первичный элемент орнамента. Раппорт – минимальный размер повторяющегося рисунка + расстояние до соседнего мотива.

Схемы построения линейного орнамента. Определите принципы ритмического построения: повтор, смещение, чередование (по форме, размеру, цвету), разворот, наложение, зеркальное отражение, группирование (повтор с интервалами) и т.п.

Другой вид композиции: сетчатый орнамент, когда повторяющийся мотив заполняет всю декоративную поверхность, развиваясь в двух направлениях: по горизонтали и вертикали.

 

1.2.3. Замкнутый орнамент. 6 часов

Орнаментальные мотивы располагаются в круге, квадрате, прямоугольнике, треугольнике и др.

     

1.2.4. Композиция с использованием различных видов орнамента. 8 часов

Примерные темы: иллюстрация к сказке «Принцесса на горошине» (сюжет с матрасами), натюрморт с орнаментальной вазой, Фрукты и т.д.

III триместр

В процессе декоративной работы природная форма приобретает условный декоративный смысл. Часто это связано с нарушением пропорций (важно четко представлять, для чего это нарушение допускается). Существенную роль в преобразовании природных форм играет также образное начало. В результате мотив природного мира иногда приобретает черты сказочности, фантастичности.

1.3.1. Стилизация природного мира. Геометрия.

Деревья и кусты (работа с референсами). 2 часа.

Растительный мир во многом ритмичен и орнаментален. Это можно проследить, рассматривая расположение листьев на ветке, прожилок на листе, лепестки цветка, кору дерева и т.д. При этом важно увидеть самое характерное в пластической форме наблюдаемого мотива и осознать закономерную связь элементов природного узора. Выполняя рисунки растений, художник прослеживает ритмические чередования элементов (веток, цветов, листьев), стремясь при этом выявить самое главное и характерное.

 

Элементы пейзажа. Деревья, кусты.

Знакомство с выразительными возможностями графической стилизации:

- выполнение рисунка линией одной толщины:

- выполнение рисунка линией разной толщины;

- выполнение рисунка линией разной толщины с включением фактуры и пятна;

- выполнение рисунка с помощью фактурной и орнаментальной стилизации.

Сделать зарисовки отдельных объектов и попробовать создать группу, небольшую композицию. При рисовании группы растений использовать чередование светлого и тёмного.

Желательно подготовить фотографии, картинки для референсов.

1.3.2. Стилизация животного мира. Геометрия.

Птицы и домашние животные (работа с референсами). 4 часа.

Обязательно подготовить фотографии, картинки для референсов.

Преобразовать сложные формы с помощью геометрических фигур, выбрать пластику геометрии, упрощение, отбор выразительных черт, усиление их.

 

1.3.3. Стилизация животного мира. Геометрия.

Дикие животные (работа с референсами). 4 часа.

Обязательно подготовить фотографии, картинки для референсов.

Преобразовать сложные формы с помощью геометрических фигур, выбрать пластику геометрии, упрощение, отбор выразительных черт, усиление их.

1.3.4. Композиция с использованием разработок. 10 часов.

Примерные темы: Животные стран мира. Животные и птицы моего края и т.д.

 

Второй год обучения

I триместр

2.1.1. Стилизация природной формы.

Упражнение: геометрия, стихия, силуэт. 4 часа.

Продолжаем работу со стилизацией природной формы.

Выполнить стилизацию одной формы разными приёмами:

- геометризация формы с сохранением выразительных черт;

- на основе геометрической схемы добавить условное изображение стихии огня, воды или воздуха;

- на основе предыдущих схем использовать приём силуэта, возможно и тёмного и светлого, довести изображение до знака, лаконичного и выразительного.

Примерное задание для финала сделать эскиз штампа, значка, логотипа.

2.1.2. Беседа о геральдике. 1 час.

Искусство составления герба, основные элементы геральдики.

Пример: гербы городов: исторические, профессиональные, экологические.

 

2.1.3. Герб моей семьи. 15 часов.

В задании необходимо продумать сочетание стилизованного изображения животных или птиц, геральдические элементы, тональное решение, выбор и написание шрифта для девиза. Можно добавить к чёрно-белой графике материалы с эффектом «металлик» или ограниченное количество цвета.

 

II триместр

 

2.2.1. Силуэт.

Силуэт как приём для стилизации изображения. 4 часа.

Работа с пятном, выразительностью очертаний. Чёрный силуэт на белом фоне и наоборот.

Упражнения:

1. Отдельные объекты: природная форма, предметная форма. Без искажения формы и с добавлением сказочности, декоративности.

2. Сочетание белого силуэта внутри чёрного

 (прим. задание: архитектурный или городской мотив)

3. Приём оверлеппинга.

 

2.2.2.  Выразительные свойства силуэта. Передача эмоции, состояния.

Работа с пластикой пятна. 4 часа.

Используя чёрный и белый силуэты постараться передать состояние или эмоцию с помощью пластики пятна. Найти выразительное размещение пятна в формате листа.

 

2.2.3. Сюжетная композиция с использованием приёма силуэта. 12 часов

В работе можно использовать чёрный, белый и серый силуэт. Пространство условное, плоскостное.

Предлагаемая тема: составная композиция.

III триместр

3.2.1. Декоративная композиция. Приёмы создания пространства.

Упражнение «Пейзаж». 8 часа.

Приёмы создания декоративного, плоскостного пространства, геометризация форм, сочетание в одном пространстве крупных и мелких объектов иногда с нарушением соотношения размеров, отсутствие или упрощённое изображение линейной и воздушной перспективы. Использование текстур и орнаментов.

3.2.2. Сюжетная композиция с использованием всех изученных приёмов создания декоративной композиции. 12 часов.

Создать декоративную многофигурную композицию.

Можно использовать такие приёмы организации листа как декоративная рамка, составная композиция.

Использовать приёмы стилизации фигур и пространства, декоративные текстуры и орнаментальные мотивы. Выбрать символичное цветовое решение.

 

3. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Раздел содержит перечень знаний, умений и навыков, приобретение которых обеспечивает программа «Декоративно-прикладное творчество».

1.Знание основных признаков декоративной композиции.

(плоскостность изображения, выразительность силуэта, локальный цвет, симметрия-асимметрия и др.).

2. Умение решать художественно – творческие задачи, пользуясь эскизом.

3. Умение работать с графическими материалами.

4. Наличие творческой инициативы, понимание выразительности  композиционного, тонального и цветового решения. 

5. Умение анализировать и оценивать результаты собственной творческой деятельности.

4. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК

1 Аттестация: цели, виды, форма, содержание

Контроль знаний, умений и навыков обучающихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции.

Текущий контроль знаний учащихся осуществляется педагогом практически на всех занятиях. 

Программа предусматривает промежуточную аттестацию.

Промежуточная аттестация проводится в форме творческих просмотров работ учащихся в 1, 2 и 3-м триместрах за счет аудиторного времени. На просмотрах учащимся выставляется оценка. Одной из форм текущего контроля может быть проведение отчетных выставок

творческих работ обучающихся. Оценка теоретических знаний (текущий контроль) может проводиться в форме собеседования, обсуждения, решения тематических кроссвордов, тестирования.

2. Критерии оценок  

Оценивание работ осуществляется по двум направлениям: практическая работа и теоретическая грамотность.

Важным критерием оценки служит качество исполнения, правильное использование материалов, оригинальность художественного образа, творческий подход, соответствие и раскрытие темы задания. Это обеспечивает стимул к творческой деятельности и объективную самооценку учащихся.

“5” (отлично) ставится, если ученик выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности, составил композицию, учитывая законы композиции, проявил организационно-трудовые умения. 

“4” (хорошо) ставится, если в работе есть незначительные промахи в композиции и в цветовом решении, при работе в материале есть небрежность.

“3” (удовлетворительно) ставится, если работа выполнена под неуклонным руководством преподавателя, самостоятельность обучающегося практически отсутствует, ученик неряшлив и безынициативен. 

5. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА 

Для развития навыков творческой работы учащихся программой предусмотрены методы дифференциации и индивидуализации на различных этапах обучения, что позволяет педагогу полнее учитывать индивидуальные возможности и личностные особенности ребенка, достигать более высоких результатов в обучении и развитии творческих способностей детей.

Применяются следующие средства дифференциации:

а) разработка заданий различной трудности и объема;

б) разная мера помощи преподавателя учащимся при выполнении учебных заданий;

в) вариативность темпа освоения учебного материала;

г) индивидуальные и дифференцированные домашние задания.

Основной задачей дифференциации и индивидуализации при объяснении материала является формирование умения у учеников применять полученные ранее знания. При этом на этапе освоения нового материала учащимся предлагается воспользоваться ранее полученной информацией. Учащиеся могут получить разную меру помощи, которую может оказать педагог посредством инструктажа, технических схем, памяток. 

Основное время на уроке отводится практической деятельности, поэтому создание творческой атмосферы способствует ее продуктивности. 

В процессе освоения программы применяются на 3 вида заданий:

- тренировочные, в которых предлагается работа по образцу, с иллюстрацией, дополнительной конкретизацией. Они используются с целью довести до стандартного уровня первоначальные знания, умения, навыки;

- частично-поисковые, где учащиеся должны самостоятельно выбрать тот или иной известный им способ изображения предметов;

- творческие, для которых характерна новизна формулировки, которую ученик должен осмыслить, самостоятельно определить связь между неизвестным и арсеналом своих знаний, найти способ изображения заданного. 

Рекомендации по организации самостоятельной работы

Для полноценного усвоения программы предусмотрено введение самостоятельной работы. На самостоятельную работу отводится 50% времени от аудиторных занятий, которые выполняются в форме домашних заданий (упражнений к изученным темам, завершения работ, рисования с применением шаблонов, сбора информации по теме), а также возможны экскурсии, участие обучающихся в творческих мероприятиях города и  образовательного заведения. 

6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ

 

- Бесчастнов Н.П. Основы изображения растительных мотивов. М., 1989

- Бесчастнов Н.П. Художественный язык орнамента. М., 2010

- Герчук Ю.Я. Что такое орнамент.- РИП-холдинг, 2013

- Грэхем Лесли Маккэлэм 4000 мотивов: животные, птицы и рыбы. М.: АСТ, Астрель, 2008

- Грэхем Лесли Маккэлэм 4000 мотивов: цветы и растения. М.: АСТ, Астрель, 2009

- Дэбнер Дэвид Школа графического дизайна.- РИПОЛ Классик, 2007

- Неменский Б.М. Программы. «Изобразительное искусство и художественный труд». 1-9 класс. М., Просвещение, 2009

- Федотов Г.Я. Энциклопедия ремесел.- М.. Изд-во Эксмо, 2003

- Шевчук Л.В. Дети и народное творчество. - М.: Просвещение, 1985

- Якушева М. С. Трансформация природного мотива в орнаментальную декоративную форму. Издательство: МГХПУ им. С.Г.Строганова, 2009

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: