Философия – взгляд на мир с высоты птичьего полёта
Взгляд на мир в сумерках, позволяющий увидеть некую общую картину без детализации
Наука изучает конкретные объекты, её интересуют качества и функции объектов, но там нельзя изучать яркую картину общего
Категорический императив Канта: Поступай так, чтобы максима твоей воли имела силу всеобщего закона для всех людей
«Хочу» толкает моё действие – я сдаю вступительный экзамен в магу, моя воля направляет меня в сторону того или иного действия
Один критянин сказал, что все критяне лжецы. Если мы определяем понятие лжец, как всегда лжеца – то это одно, а если он иногда лжёт, то он может сказать правду
Дети не воспринимают смерть как нечто, относящееся к ним
Когда мы впускаем в себя ощущение смерти, мы начинаем задумываться, а что есть жизнь
Поппер: «Философия есть искусство умирания». Сократ просит перед смертью принести учеников принести жертву Асклепию, поскольку он наконец выздоравливает (от жизни).
Платон: «Смерти нет»
|
|
Парменид: «Бытие – некое существование»
Наше бытие не перестаёт существовать, переселяясь из тела в тело
Тело, распадаясь на атомы, становится материалом для других тел
Идея – смерти нет, цель – примирить себя с умиранием
Стоики: смерти бояться не надо, когда смерть есть, то нас уже нет, либо мы есть, либо смерть
Смерть близких для стоиков – судьба, а с судьбой спорить бесполезно. Это – судьба потерять близких. Мы помогаем ушедшему близкому молитвой.
Размышления о жизни и смерти наталкивают нас на философствования
Философская картина мира всегда будет ценностной и всегда будет сохранять в себе личность своего создателя
Знакомясь с различными концепциями, мы начинаем примерять их на себя. Какие-то идеи оказываются созвучными, какие-то мы отторгаем
Бытие: идеи – Платон, материя – марксизм, чувства – экзистенциализм
Эпистемология – представление о научном знании, гноссеология – представление о познании вообще
Если мы за Бытие как за то, что существует, то цель познания – постижение идей. Значит, мы выстраиваем гноссеологию таким образом, чтобы изучать материальный мир
Аристотель: изучая материальные объекты, мы можем понять и сущность и достичь понимания идей
Если мы за Бытие принимаем природу, то главным способом познания является разум. Отсюда выходит эмпирическая и рационалистическая традиции философии.
Гегель, по Марксу, вывел основные законы Бытия, но неправ в том, что идея развития была сопряжена с неким абсолютным началом, идеей
У Маркса вместо идеи материя, значит, законы диалектики универсальны, а идеи – порождение человеческого разума.
|
|
Добродетель – моральное действие по отношению к другому человеку.
В современном мире наука развивается в соответствии с критериями, выработанными в 18-19 веках в Европе
Отличия философии от мифологии:
· Философия рациональна/мифология иррациональна
· Философия мыслит понятиями, а мифология символами и образами
· Мифология выступает как фундамент философии
Философия и религия:
· Философия рефлексивна/ Религия догматична
· Философия рациональна/религия опирается на мифы
· Существует религиозная философия