Вводная лекция

Философия – взгляд на мир с высоты птичьего полёта

Взгляд на мир в сумерках, позволяющий увидеть некую общую картину без детализации

Наука изучает конкретные объекты, её интересуют качества и функции объектов, но там нельзя изучать яркую картину общего

Категорический императив Канта: Поступай так, чтобы максима твоей воли имела силу всеобщего закона для всех людей

«Хочу» толкает моё действие – я сдаю вступительный экзамен в магу, моя воля направляет меня в сторону того или иного действия

Один критянин сказал, что все критяне лжецы. Если мы определяем понятие лжец, как всегда лжеца – то это одно, а если он иногда лжёт, то он может сказать правду

Дети не воспринимают смерть как нечто, относящееся к ним

Когда мы впускаем в себя ощущение смерти, мы начинаем задумываться, а что есть жизнь

Поппер: «Философия есть искусство умирания». Сократ просит перед смертью принести учеников принести жертву Асклепию, поскольку он наконец выздоравливает (от жизни).

Платон: «Смерти нет»

Парменид: «Бытие – некое существование»

Наше бытие не перестаёт существовать, переселяясь из тела в тело

Тело, распадаясь на атомы, становится материалом для других тел

Идея – смерти нет, цель – примирить себя с умиранием

Стоики: смерти бояться не надо, когда смерть есть, то нас уже нет, либо мы есть, либо смерть

Смерть близких для стоиков – судьба, а с судьбой спорить бесполезно. Это – судьба потерять близких. Мы помогаем ушедшему близкому молитвой.

Размышления о жизни и смерти наталкивают нас на философствования

Философская картина мира всегда будет ценностной и всегда будет сохранять в себе личность своего создателя

Знакомясь с различными концепциями, мы начинаем примерять их на себя. Какие-то идеи оказываются созвучными, какие-то мы отторгаем

Бытие: идеи – Платон, материя – марксизм, чувства – экзистенциализм

Эпистемология – представление о научном знании, гноссеология – представление о познании вообще

Если мы за Бытие как за то, что существует, то цель познания – постижение идей. Значит, мы выстраиваем гноссеологию таким образом, чтобы изучать материальный мир

Аристотель: изучая материальные объекты, мы можем понять и сущность и достичь понимания идей

Если мы за Бытие принимаем природу, то главным способом познания является разум. Отсюда выходит эмпирическая и рационалистическая традиции философии.

Гегель, по Марксу, вывел основные законы Бытия, но неправ в том, что идея развития была сопряжена с неким абсолютным началом, идеей

У Маркса вместо идеи материя, значит, законы диалектики универсальны, а идеи – порождение человеческого разума.

Добродетель – моральное действие по отношению к другому человеку.

В современном мире наука развивается в соответствии с критериями, выработанными в 18-19 веках в Европе

Отличия философии от мифологии:

· Философия рациональна/мифология иррациональна

· Философия мыслит понятиями, а мифология символами и образами

· Мифология выступает как фундамент философии

Философия и религия:

· Философия рефлексивна/ Религия догматична

· Философия рациональна/религия опирается на мифы

· Существует религиозная философия


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: