Второй – эмпириокритицизм (Мах, Рихард, Авенариус)
Опыт заражён метафизикой, необходимо проследить его путь без скачков
Критический анализ основ классической науки
Идеи не есть сущность, порождение человеческого сознания, которое идеально
Рождение – трагедия, выход из комфортного состояния во внешний мир, который враждебен
Познание позволяет сбалансировать внешний мир в пользу комфортности.
Физические объекты даны нам в совокупности ощущений
Переход от ощущения к идее очень плавный и гибкий, в каждом ощущении присутствует идея, а в каждой идее - ощущение
Третий – логический позитивизм (Витгенштейн)
Всякое знание есть знание о том, что дано человеку в чувственном восприятии
То, что дано нам в чувственном восприятии, мы можем знать с абсолютной достоверностью
Функция знания – описание
Язык есть бытие
Язык должен быть абсолютно точным, чётким, не допускающим разночтений
Витгенштейн полагает, что вся реальность состоит из атомарных факторов
Убрать метафизику из научных теорий, заменить её позитивной философией, которая опирается на науку.
Первичная вода – рациональное понятие, переход из теологической стадии к метафизической
Прагматизм
Пирс – автор термина
Прагматизм – не некий взгляд на мир, а возможность использовать любые взгляды на мир (коридор с множеством комнат)
Важно только то, что имеет практическое значение
Истины нет, есть польза
Решение ситуаций по Дьюи:
1) Ощущение затруднения
2) Неопределённость последующих действий
3) Гипотеза
4) Экспериментальная проверка гипотезы
5) Решение проблемы
Задача школы – не дать основы классических наук, а научить решать конкретные задачи. Идеи Дьюи воплощены в американской системе образования.