Как научить детей помогать взрослым и друг другу. Конспект занятия

Электронный журнал

 


Делимся опытом

Как научить детей помогать взрослым и друг другу. Конспект занятия

Наталья Князева
заведующий ГБДОУ "Детский сад № 55" Колпинского района г. Санкт-Петербурга
Ирина Агафонова
канд. психол. наук, доцент, заместитель заведующего по УВР ГБДОУ "Детский сад № 55" Колпинского района г. Санкт-Петербурга
Елена Цветкова
старший воспитатель ГБДОУ «Детский сад № 55» Колпинского района г. Санкт-Петербурга
Лариса Волгина
воспитатель ГБДОУ № 55 Колпинского района г. Санкт-Петербурга

Родители часто жалуются воспитателям, что дети не помогают им по дому, раскидывают и не убирают за собой вещи и игрушки. Проверьте, достаточно ли внимания уделяют этой проблеме воспитатели в группе. Проведите с ними консультацию о том, как научить детей помогать. В статье – рекомендации и готовый конспект занятия для развития у дошкольников помогающего поведения.

 


Чтобы дети сами захотели помогать взрослым, сверстникам, начали заботиться о малышах, домашних питомцах, воспитатели и родители должны создавать для этого необходимые условия в детском саду и дома. Важно, чтобы ребенок в дошкольном возрасте научился не только сотрудничать и взаимодействовать на равных, но и получил опыт помощи и заботы. Как сформировать у дошкольников умение помогать, какие приемы для этого использовать, читайте в статье.

Показывайте личный пример, поддерживайте и хвалите детей

Помощь и забота – неотъемлемые формы взаимодействия людей на всех уровнях: семьи, государства, мира. Родители заботятся о детях, а дети о пожилых родителях. Государство помогает людям в кризисных ситуациях и при наличии у них различных ограниченных возможностей.

Когда человек действует на благо других, приносит людям пользу без видимых выгод для себя и при возможности другого поведения, он демонстрирует помогающее поведение. Такое определение можно сформулировать на основе информации психологической энциклопедии о помогающем поведении.

Чтобы сформировать у ребенка помогающее поведение, его нужно стимулировать. Для помогающего поведения есть три главных стимула (таблица).

Три стимула помогающего поведения

Первое – пример (образец, модель)помогающего поведения. Дети должны наблюдать его в ближайшем окружении (в семье, детском саду), в детских книгах и мультфильмах. Об этом свидетельствуют многие психологические теории.

Например, согласно теории социального научения Н. А. Бандуры ребенок присваивает формы поведения, которые наблюдает в социальной среде, в собственное поведение, особенно если они воспринимаются как социально одобряемые, «правильные». Поэтому чем больше ребенок знакомится со сказками, рассказами и мультфильмами, в которых помогающее поведение одобряется, а «непомогающее» – порицается, тем скорее он захочет и будет помогать и заботиться о других. Такие художественные произведения и снятые по ним мультфильмы – классика и золотой фонд детской литературы и мультипликации. Например, «Палочка-выручалочка», «Мешок яблок», «Пропал Петя -петушок» В. Г. Сутеева, «Айболит» К. И. Чуковского, «Помощник» М. С. Пляцковского, сказки «Лиса, Заяц и Петух», «Петушок и бобовое зернышко», мультфильм «Антошка» по известной детской песне В. Шаинского и Ю. Энтина.

Второе – эмпатия, способностьэмоционально откликаться на переживания другого человека, которые важно формировать с раннего детства. Уже на втором году жизни малыш «заражается» эмоциями других людей: может заплакать или засмеяться, если рядом другой ребенок плачет или смеется.

В 3–4 года ребенок уже выделяет себя из мира, и у него начинает формироваться готовность видеть и откликаться на эмоции других. В 4–6 лет ребенок начинает активно взаимодействовать со сверстниками, у него формируется сочувствие и отзывчивость к другим. Он учится видеть, учитывать и реагировать на желания и переживания других людей. Такое сочувствие и переживание формируются не только как непосредственно эмоциональный отклик, но как понимание (осмысление) ситуации, в которую попал другой человек. Поэтому роль взрослого в развитии эмпатии дошкольника состоит в вербализации (словесном указании, обращении внимания, описании) эмоционального состояния другого человека или героя сказки.

Третье – поддержка, одобрение поведения детей. На этапе формирования помогающего поведения дошкольники в этом особенно нуждаются. Когда воспитатели, родители или другие дети одобряют помогающую форму поведения ребенка, то они внешне эмоционально подкрепляют ее, способствуют ее повторению. Если ребенок услышит «спасибо» от малыша или сверстника, если взрослый похвалит или просто улыбнется доброму поведению ребенка, то вызванные приятные эмоциональные переживания будут стимулировать у ребенка желание проявлять заботу и помощь в дальнейшем.

Не нужно постоянно и за каждое доброе дело хвалить, однако нельзя и забывать это делать. Если взрослый не реагирует на позитивные проявления ребенка, он начинает привлекать к себе внимание негативными поступками. Поэтому воспитатели и родители должны быть внимательны к поведению детей, вовремя подмечать и поддерживать их инициативу помочь.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: