Башляр Г. Вода и грезы. Опыт о воображении материи –
М.: Издательство гуманитарной литературы, 1998
ISBN 5-87121-014-7
Перевод Б.М. Скуратова
Предисловие
Воображение, большей частью, движется в ту же сторону, что и радость. [17]
Сознание так относится к материи, как запах к цветку. [24]
Бытие существа есть прежде всего его пробуждение. [24]
1. Комплекс Навсикаи – женственность.
Комплекс Навсикаи - связанность воды с женскими образами, с женственностью. [60]
Какова же сексуальная функция реки? Воскрешать в подсознании женскую наготу. [61]
В некоторых грезах все, что ни отражается в воде, отмечено печатью женственности. [62]
Потоки [воды] обретают белизну и прозрачность благодаря какой-то внутренней материи. Эта внутренняя материя есть растворенное девичество. Вода обрела свойства растворенной женской субстанций. Если вам нужна непорочная вода, растворите в ней девственниц. [182]
Море для всего человечества представляет собою один из самых величественных, самых неизменных материнских символов. [164, Мари Бонапарт]
|
|
Море-реальность само по себе не в состоянии очаровывать людей так, как оно их все же очаровывает. Море поет для них песнь, состоящую из двух смыслов, из которых громкий и самый поверхностный — вовсе не самый чарующий. Это интимная песнь. которая с незапямятных времен манила людей к морю. [164]
2. Комплекс Харона – путешествие в неведомое
Комплекс Харона - желание уйти в плавание, пропасть на дальнем горизонте, слиться с бесконечностью.
Герой морей возвращается всегда издалека; возвращается он как бы из потустороннего мира; о береге же он не говорит никогда. Море есть нечто вымышленное потому, что с самого начала оно глаголет устами путешественника, совершившего поездку в дальние края. Оно рассказывает сказки о далях. [213]
Не была ли смерть первым Мореплавателем? Задолго до того, как сами живые доверились волнам, разве они не опускали гроб в море, разве не пускали его по течению? Для этой мифологической гипотезы гроб — не последняя лодка. Это первая лодка. Смерть же — не последнее путешествие. Это первое путешествие. Для некоторых глубоких грезовидцев оно и бывает первым подлинным путешествием. [110]
Смерть есть путешествие, а путешествие — смерть. «Уйти - значит немножечко умереть». Умереть же означает поистине уйти, но уйти как следует, смело, окончательно - нельзя иначе, как отправившись по течению, как вручив себя потоку большой реки. Все реки впадают в Реку мертвых. Только такая смерть встречается в сказках. Только такой уход бывает приключением. [112]
|
|
Для некоторых сновидцев вода — это какой-то необыкновенный порыв, приглашающий нас к несказанному путешествию. [113]
Вода необходима чтобы сохранять для смерти ее смысл путешествия. Становится понятным, почему в стольких бесконечных видениях все души, независимо от вида похорон, садятся в лодку Харона. [113]
Все таинственные корабли, которыми изобилуют морские романы, так или иначе причастны к кораблю мертвецов. Можно быть почти уверенным в том, что романист, использующий образы таких кораблей, обладает — в более или менее скрытой форме — комплексом Харона. [116]