Башляр Г. Вода и грезы. Опыт о воображении материи –

 Башляр Г. Вода и грезы. Опыт о воображении материи –

М.: Издательство гуманитарной литературы, 1998

ISBN 5-87121-014-7

Перевод Б.М. Скуратова

Предисловие

Воображение, большей частью, движется в ту же сторону, что и радость. [17]

 

Сознание так относится к материи, как запах к цветку. [24]

 

Бытие существа есть прежде всего его пробуждение. [24]

 

1. Комплекс Навсикаи – женственность.

Комплекс Навсикаи - связанность воды с женскими образами, с женственностью. [60]

 

Какова же сексуальная функция реки? Воскрешать в подсознании женскую наготу. [61]

 

В некоторых грезах все, что ни отражается в воде, отмечено печатью женственности. [62]

 

Потоки [воды] обретают белизну и прозрачность благодаря какой-то внутренней материи. Эта внутренняя материя есть растворенное девичество. Вода обрела свойства растворенной женской субстанций. Если вам нужна непорочная вода, растворите в ней девственниц. [182]

 

Море для всего человечества представляет собою один из самых величественных, самых неизменных материнских символов. [164, Мари Бонапарт]

 

Море-реальность само по себе не в состоянии очаровывать людей так, как оно их все же очаровывает. Море поет для них песнь, состоящую из двух смыслов, из которых громкий и самый поверхностный — вовсе не самый чарующий. Это интимная песнь. которая с незапямятных времен манила людей к морю. [164]

 

2. Комплекс Харона – путешествие в неведомое

Комплекс Харона - желание уйти в плавание, пропасть на дальнем горизонте, слиться с бесконечностью.

 

Герой морей возвращается всегда издалека; возвращается он как бы из потустороннего мира; о береге же он не говорит никогда. Море есть нечто вымышленное потому, что с самого начала оно глаголет устами путешественника, совершившего поездку в дальние края. Оно рассказывает сказки о далях. [213]

 

Не была ли смерть первым Мореплавателем? Задолго до того, как сами живые доверились волнам, разве они не опускали гроб в море, разве не пускали его по течению? Для этой мифологической гипотезы гроб — не последняя лодка. Это первая лодка. Смерть же — не последнее путешествие. Это первое путешествие. Для некоторых глубоких грезовидцев оно и бывает первым подлинным путешествием. [110]

 

Смерть есть путешествие, а путешествие — смерть. «Уйти - значит немножечко умереть». Умереть же означает поистине уйти, но уйти как следует, смело, окончательно - нельзя иначе, как отправившись по течению, как вручив себя потоку большой реки. Все реки впадают в Реку мертвых. Только такая смерть встречается в сказках. Только такой уход бывает приключением. [112]

 

Для некоторых сновидцев вода — это какой-то необыкновенный порыв, приглашающий нас к несказанному путешествию. [113]

 

Вода необходима чтобы сохранять для смерти ее смысл путешествия. Становится понятным, почему в стольких бесконечных видениях все души, независимо от вида похорон, садятся в лодку Харона. [113]

 

Все таинственные корабли, которыми изобилуют морские романы, так или иначе причастны к кораблю мертвецов. Можно быть почти уверенным в том, что романист, использующий образы таких кораблей, обладает — в более или менее скрытой форме — комплексом Харона. [116]

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: