Конструкция, комплектация и сборка катамарана

Конструкция катамарана для низкокатегорийных маршрутов не отличается особой сложностью. По сути своей туристский катамаран представляет собой два вытянутых надувных поплавка (гондолы), направленные горизонтально и соединенные металлической или деревянной (реже – комбинированной) рамой.

Конструкции различаются между собой способами соединения перекрестий рамы (она состоит из отдельных продолин и поперечин), а так же пристыковки рамы к гондолам. Последним определяется порядок сборки судна – пристыковка продолин к гондолам с помощью карманов (Рис. 1) с последующим присоединением поперечин или же полная сборка рамы и ее пришнуровывание к гондолам (Рис. 2).

Метод сборки гондолы един у всех катамаранов, для которых справедливо соотношение «одна шкура – один баллон» (Рис. 3). (Бывают и другие конструкции гондол, но о них – не здесь.)

Способы соединения перекрестий различают следующие – по убыванию жесткости (Рис. 4):

скрутка, вязка, жгут, сматывание.

В последнее время появился еще ряд способов соединения, применяемых в основном для металлических (дюралевых и титановых) рам (Рис. 5) – двояконапрвленные втулки, затяжные крюки-скобы с одинарной и двойной резьбой, плоские скобы, болтовые соединения. Минус их в том, что они придают конструкции излишнюю жесткость (при этом практически все деформирующие воздействия реализуются именно в соединениях) и зачастую не обеспечивают ее достаточной прочности. Особенно это касается способов, основанных на пробивании обеих стенок труб рамы, например использовании болтовых соединений и крюков. До сих пор традиционные способы соединения являются наиболее простыми, универсальными и дешевыми.

В комплектацию катамарана должны входить: шкуры (2 шт.), баллоны (2 шт.), насос (1 шт.), комплект вязок (16 шт. по 1,2 м на перекрестья, 2 шт. по 10 м на шнуровку, 2 шт. по 5 м на диагонали, 1 шт. 5–10 м на чалку, вязки для закрепления палубы и груза), рама (4 продолины, 4 поперечины), ремонтный набор, спасательный конец, весла (по количеству гребцов, плюс одно запасное). При продаже судна комплектация, как правило, соблюдается не полностью, т. к. производителям часто выгоднее продавать детали снаряжения по частям, нежели в комплекте. Кроме того, часть снаряжения на маршруте приходит в негодность или теряется. Поэтому проверять наличие названного минимума необходимо проверять перед каждым маршрутом.

Спасательными жилетами, непромокаемой одеждой и касками (при необходимости касок на маршруте) участники обеспечивают себя сами, это личные средства защиты. Но проверять их наличие и пресекать попытки выхода на маршрут без них – право и обязанность капитана (а вы как думали? Утонете – с него спросят).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: