Посадка гребцов, гребные места, место капитана на судне

На катамаране-четверке четыре гребных места. Пассажир с разрешения или по приказу капитана так же может принять участие в гребле (для усиления одного из бортов, если это необходимо, или просто для согревания), но гребное место для него обычно не оборудуется. Связано это с тем, что пассажир либо периодически сменяет кого-то из гребцов, либо просто не в состоянии работать непрерывно и оборудованное для него гребное место часто остается невостребованным, или же просто мешает.

Где на судне расположиться капитан – ему и решать. Это дело его личного вкуса и стиля. Некоторым удобнее располагаться впереди, чтобы первыми замечать возможные препятствия. Но в большинстве случаев капитан располагается на одном из задних гребных мест. Это дает ему возможность лично контролировать работу одного из бортов («руль» катамарана – два задних весла!!!) и одновременно видеть практически все судно целиком и более точно определять (и задавать) направление его движения; спины же передних гребцов обычно не дают существенного сокращения обзора, чего часто опасаются начинающие капитаны.

Для сравнения напомню, что передний гребец, особенно во время интенсивной работы, из всего катамарана видит лишь нос гондолы впереди себя (менее 1/8 корпуса) и боковым зрением – нос соседней гондолы. Таким образом, капитан, сидящий впереди, лишен возможности видеть положение своего судна относительно мелких препятствий (а в сложных местах, где требуется точность траектории до нескольких сантиметров, именно они зачастую сбивают катамаран и препятствуют правильному, а бывает – и единственно возможному прохождению). Он принужден исключить из своего арсенала ряд команд, обеспечивающих успех экстренного и аварийного маневрирования, подвергая дополнительной опасности свой экипаж. А все потому, что просто не видит возможности некоторых маневров, а те, кто видит – сзади – не имеют права отдать нужную команду, либо пробуют отдать ее, внося опасный дисбаланс в управление судном.

Почему важна посадка гребцов? Правильно выбранная посадка позволяет наилучшим образом сбалансировать усилия, прилагаемые для гребли, обеспечивает удобство и безопасность ваших людей. К сожалению, чаще всего это упускается из внимания, и гребцы сидят на гондолах или рюкзаках как придется. Бесспорно, это менее утомительно, чем сохранять определенную позу (несколько поз), а двигаться спонтанно проще, чем в определенной последовательности, но неупорядоченность посадки приводит к тому, что в экстренной или аварийной ситуации экипаж просто не может выполнять сильные гребки, особенно связанные с вывешиванием за гондолу. Каждый гребец в этом случае озабочен не эффективностью своей работы, а опасностью вывалиться за борт, в результате чего судно лишается почти половины своих потенциальных возможностей маневрирования.

Сплав в этом случае из «водного альпинизма» и покорения стихии превращается в сплошное преодоление досадных неудобств, а катамаран невольно хочется сравнить с известной субстанцией в проруби.

В настоящее время практикуются две посадки. Назовем их условно Свердловской (на пятой точке), и Ленинградской (коленной), – по городам, где сформировались две ведущие в СССР школы туристов-водников.

Для справки: Екатеринбургской и Питерской эти школы лучше не называть, уважая время, в которое они образованы и людей, которые на себе обкатывали обе эти методики.

На первый взгляд, Свердловская посадка мало отличается от спонтанной – то же свободное расположение седалища (а как еще прилично назвать это место?), та же возможность свешивать ноги по бокам гондолы. Но есть и принципиальные отличия: наличие стремени – ремня под ступней гребца с внутренней или с обеих сторон гондолы (он обеспечивает устойчивость стопы при гребках вперед и не дает ей ездить при заколах) и то, что гребцы сидят на прямо гондоле (максимум – на пенке или хобе).

Плюсы ее следующие:

· гребец сидит невысоко над водой, от него не требуются постоянно выполнять гребки большой амплитуды

· заколы, как правило, не требуют сильного вывешивания за гондолу,

· весло входит вводу под меньшим углом, чем в коленной посадке, что дает возможность более эффективно «держаться за воду»,

· несколько уменьшается верхний габаритный порог судна, появляется дополнительный запас при прохождении нависающих препятствий,

· более удачны аэродинамические свойства судна в надводной его части (меньше парусность), что особенно приятно при встречном ветре.

Минусы Свердловской посадки:

· гребец сидит невысоко над водой, и при прохождении средних валов его мочит по грудь или с головой (при коленной – соответственно по пояс или по грудь),

· пятая точка гребца не закреплена на судне и если при заколе он все-таки срывается за борт, то полощется в воде, повиснув на закрепленных ступнях, и часто не в состоянии освободиться сам,

· при аверкиле нога гребца, находящаяся с внутренней стороны гондолы, может быть заклинена между рамой и палубой и гребец не сможет выбраться самостоятельно,

· гребля в этой посадке не слишком физиологична – ноги испытывают лишь статическую нагрузку, быстро устают брюшной пресс и поясница; гребля здесь напоминает качание пресса, только ноги держатся рамой, а не шведской стенкой, если же поперечина не выступает за внешнюю продолину и нет внешнего стремени – еще и напрягаешь при этом ногу; а у кого устают руки – того нужно научить грести, говорит, что умеет – срочно переучивайте!

· Бросить спасконец из положения сидя крайне трудно, а на полную длину – невозможно.

Коленная (Ленинградская) посадка в корне отличается от Свердловской. Поза гребца в ней более физиологична, ноги, правда, быстро затекают, но они, по крайней мере, избавлены от статической нагрузки; работают попеременно все основные группы мышц, руки не перенапрягаются.

Именно из-за большей физиологичности гребли она более эффективна и удобна для прохождения техничных участков маршрута. Усиленные закалыванием гребки позволяют быстро менять и корректировать курс. В гребках могут частично участвовать и мышцы ног. Стремена-пулеметы в сочетании с упорами обеспечивают высокую жесткость закрепления гребца на гондоле, в тоже время сбросовые пряжки пулеметов располагаются по бокам от бедер гребца и дают возможность мгновенно ослабить ремни или полностью отсоединиться от катамарана. Причем это осуществимо даже на ощупь или под водой.

Правда, на случай заклинивания пряжек, цепляния за груз, захлестывания чалкой или спасконцом и т. п. настоятельно рекомендую каждому гребцу иметь при себе острый (пусть не длинный, но обязательно нескладывающийся) нож в ножнах, носить его на бедре, груди или предплечье (чтобы без проблем находить не глядя) и не бояться использовать! Только не втыкайте в гондолу без крайней необходимости!

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: