Простое маневрирование

Основные задачи простого маневрирования – регулирование общего курса и скорости судна.

Общий курс – ни что иное, как изменение угла продольной оси катамарана относительно берегов (а так же локальных препятствий, струи ит. п.), то есть простые повороты вправо и влево. Повороты выполняются одним из трёх основных способов:

· Усилением гребли одного из бортов («Левый сильней!» – для поворота вправо, «Правый сильней!» – для поворота влево) – когда желательно маневрировать, не теряя скорости,

· Временной остановкой работы одного из бортов («Левый стоп!» – для поворота влево, «Правый стоп!» – для поворота вправо) – когда необходимо сманеврировать точно, избегая слишком резкого поворота или большой его амплитуды,

· Затормаживанием одного из бортов («Левый табань!» – для поворота влево, «Правый табань!» – для поворота вправо) – при необходимости резкого поворота (с противоположным бортом, работающим вперёд) или плавного поворота с гашением скорости (с остановкой работы противоположного борта).

 

Общая скорость движения на реке является результирующей скорости течения и собственной скорости судна, достигаемой посредством работы гребцов. Обычно, судно бывает направлено носом вниз по течению. В этом случае гребки вперёд увеличивают общую скорость, а табанные – уменьшают. Насколько – зависит от скорости течения, усилий гребцов и угла между направлением струи и курсом катамарана. Таким образом, разгон достигается выполнением команды «Все вперёд!», а торможение – команды «Все табань!».

 

Капитану любого судна полезно помнить о том, что все маневры по течению выполняются легче и более эффективны, чем против него. Именно по этой причине рекомендуется маневрировать и проходить препятствия на положительной скорости!

Исключение составляет прохождение прижимов (см. ниже), где требуется пересечение струи под большими углами к её направлению, в ряде случаев – поперёк или даже против течения.

Гребцу полезно знать, что любой табанный гребок приводит к торможению судна, а при маневрировании способен разбалансировать общий ритм движения и сбить судно с курса. То есть, табанные гребки без команды лучше не применять!

При достаточной схоженности экипажа гребец может без команды помочь другому борту выровнять судно, используя табанный гребок, но опыт показывает, что тот же эффект достигается простым пропуском гребка вперёд (второй способ выполнения поворота).

 

5. Экстренное маневрирование /развороты на месте; подбирание борта, носа, кормы/

К экстренному маневрированию относятся действия экипажа при прохождении локальных препятствий, выполнении страховки и спасательных работ. В этих и некоторых других ситуациях простое маневрирование, сводящееся в основном к управляемому движению судна по течению, не способно дать нужного эффекта, так как речь идёт о секундах и сантиметрах.

К экстренным манёврам относятся резкие повороты, развороты на месте (аналог аверштага парусного судна), подбирание борта, носа или кормы судна.

Резкий поворот, а также разворот на месте выполняется работой двух бортов враздрай, то есть один борт работает в одну сторону, другой – в другую. Так по команде «Правый вперёд, левый табань!» судно разворачивается влево (против часовой стрелки), а по команде «Левый вперёд, правый табань!» – вправо (по часовой стрелке).

 

К сведению начинающих капитанов, катамаран-четвёрку реально развернуть на 180 градусов за 3 – 6 секунд, включая время, необходимое для того, чтобы отдать команду.

 

Подбирающие гребки выполняются по команде одним гребцом или всем бортом и представляют собой опускание весла лопастью вдоль гондолы и притягивание его к себе (поперек продольной оси судна). Используются они в основном при прохождении препятствий с ограничением по габариту, когда требуется, не меняя основного курса, чуть сдвинуть судно вправо или влево

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: