Основы управления в правоохранительных органах
ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ ПО ТЕМЕ №6: Организация планирования, исполнения и контроля в управленческой деятельности
Учебные вопросы:
1. Планирование в управленческой деятельности
2. Организация исполнения решения в управленческом цикле
3. Организация контроля
4. Система контроля
Время – 4 часа.
Разработано на основе учебника «Организация управления органами внутренних дел»: учебник, 2-е издание, дополненное и переработанное / под общей редакцией доктора юридических наук, профессора А.М. Кононова и кандидата юридических наук, доцента И.Ю. Захватова. – М.: Академия управления МВД России, 2014. – 484 с.
1. Планирование в управленческой деятельности
Планирование – это один из общих принципов управления и одновременно одна из функций управления.
Словарь русского языка С.И. Ожегова определяет слово «планирование» как существительное от глагола «планировать», т. е. составлять план развития чего-нибудь, а «план» обозначает заранее намеченную систему мероприятий, предусматривающую порядок, последовательность и сроки выполнения работ[1].
В науке управления и практике деятельности под планированием понимают процесс выработки управленческого решения, включающий совокупность самостоятельных, последовательных действий, а именно:
– сбор, обобщение, систематизацию и анализ исходной информации, в том числе предложений от структурных подразделений правоохранительного органа;
– подготовку проекта плана;
– согласование проекта плана с ответственными исполнителями и соисполнителями;
– утверждение плана руководителем;
– доведение плана до исполнителей и соисполнителей;
– организацию выполнения плана.
Обладая всеми признаками функции управления, планирование является объективно необходимым условием эффективного функционирования правоохранительного органа по всем направлениям, оно имеет особую целенаправленность, отличается самостоятельностью и однородностью содержания. План представляет собой фиксацию целей и средств, и предусматривает определенное желаемое изменение объекта управления – правоохранительного органа – в конкретных условиях его деятельности.
После утверждения соответствующим руководителем план приобретает силу обязательного для исполнения акта управления. Именно поэтому планирование наряду с определением цели системы управления и путей ее достижения служит важным организационно-правовым средством успешного выполнения намеченных мероприятий.
Таким образом, планирование – это управленческая функция, заключающаяся в определении целей системы управления на последующий период деятельности и средств их достижения на основе выдвижения гипотезы, оперирования информацией, выработки и принятия специфических управленческих решений (планов).
План же, являющийся разновидностью управленческого решения, может быть охарактеризован как волевой акт субъекта управления, который, опираясь на имеющуюся в его распоряжении информацию, выбирает цели действия, пути, способы и средства их достижения. План представляет собой систему взаимосвязанных целей и средств их реализации, ее создание в обязательном порядке включает следующие шаги:
– анализ общего состояния и итогов деятельности правоохранительного органа по завершении отчетного периода;
– прогнозирование будущего изменения явлений и процессов, так или иначе влияющих на деятельность правоохранительных органов;
– установление для органов, подразделений и сотрудников конкретных задач, которые могут быть выполненными в установленные сроки;
– точное определение средств, с помощью которых эти задачи будут решаться;
– установление способов контроля за ходом выполнения плана.
Принципы планирования можно определить как вытекающие из познания объективных закономерностей общественного развития общезначимые исходные положения, в которых выражены содержание, направленность, тенденции, цели, задачи планирования и оптимально необходимые средства их достижения. В систему этих принципов входят: законность, научность, системность, актуальность, комплексность, стабильность, преемственность, реальность, напряженность, конкретность, своевременность, минимизация количества планов.
В современных условиях остро ощущается необходимость в стратегическом планировании, рассчитанном на длительный период функционирования социальных систем управления. Здесь речь идет, прежде всего, о программно-целевом планировании (программировании).
В данном случае программирование рассматривается как организованная на принципах рациональности социальная деятельность по реализации стратегических целей на основе согласования интересов различных субъектов, координации их совместных действий, концентрации и целевого распределения трудовых, материальных, финансовых, информационных ресурсов, а также ресурса времени.
С содержательной точки зрения программирование включает следующее:
– постановку управленческой задачи исходя из анализа стратегических целей социального развития и проблем их достижения при сложившейся социальной структуре и сохраняющейся системе управления;
– декомпозицию управленческой задачи на составные части, их упорядочение и взаимную увязку;
– определение приоритетов в совокупности задач и выделение ведущего звена;
– анализ условий при решении комплекса сформулированных задач;
– формирование соответствующих управленческих стратегий;
– обоснование организационно-экономического механизма реализации намеченных сценариев;
– анализ и оценку ожидаемых последствий от применения выбранных стратегий;
– выработку и реализацию управленческих решений, направленных на осуществление запрограммированных действий.
Особенностью программирования является и то, что его применение не влечет изменения организационной структуры правоохранительного органа, а дополняет ее. Также программирование выступает в качестве основы для создания распространенных в деятельности правоохранительных органов временных программно-целевых структур управления, предназначенных не для разработки и реализации программ, а для достижения конкретных целей при помощи гибких организационно-управленческих структур. Их деятельность регламентируется ведомственными нормативными актами, которые и являются программами.
Таким образом, программа – это увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам комплекс мероприятий социального, экономического, правового, организационного, специального и иного характера, осуществление которых обеспечивает реализацию поставленной цели.






