Контроль как функция управления представляет собой деятельность по наблюдению за функционированием системы, проверке ее соответствия заданным требованиям и выявлению отклонений.
Контроль здесь можно рассматривать в трех аспектах. Во-первых, как систематическую деятельность руководителей и органов управления, реализующих одну из основных функций управления[2]. Во-вторых, как завершающую стадию цикла, сердцевиной которой является механизм обратных связей. В-третьих, как совокупность действий должностных лиц, неотъемлемую часть процесса принятия и реализации управленческих решений[3].
В специальной литературе контроль рассматривается в качестве одной из форм целенаправленного воздействия субъекта управления на управляемый объект, а также системы наблюдения и проверки соответствия процессов функционирования объекта принятым управленческим решениям, и выявления результатов этого воздействия[4].
Сущностью контроля как одной из функций управления является процесс, в ходе которого осуществляется проверка своевременности выполнения решений, соответствия функционирования организации существующим законам, подзаконным нормативным актам, принципам управления, правильности подбора и расстановки кадров.
С помощью контроля можно также предупреждать возможные сбои и отклонения в системе управления. В результате субъект получает информацию о действительном положении дел, степени реального выполнения принятых решений. Следовательно, отсутствие контроля исключает целенаправленность управляющих воздействий.
В управленческой деятельности контроль выступает как самостоятельная функция процесса управления и как один из элементов организации исполнения решения. В качестве функции процесса управления он является видом управленческой деятельности субъекта управления, осуществляемой при решении всех управленческих задач (исполнение планов, приказов; информационно-аналитическая работа; планирование; подбор, расстановка и воспитание кадров).
Контролировать исполнение решения – не значит только выявлять недостатки и упущения в служебной деятельности. Важно анализировать любые отклонения как в сторону понижения, так и в сторону повышения показателей. Необходимо выявлять и положительный опыт с тем, чтобы поддерживать все передовое и прогрессивное, создавать возможности для его широкого внедрения в практику.
Специфика контроля выражается: в установлении и констатации состояния подконтрольного объекта; в сравнительном анализе фактического положения дел с заданным режимом и характером допущенных отклонений; в разработке мероприятий по улучшению и корректировке процесса управления, принятии мер по их реализации.
В правоохранительных органах основными задачами контроля являются следующие:
– обеспечение точного выполнения законов и иных нормативных актов, регламентирующих деятельность правоохранительных органов;
– обеспечение своевременности и качества выполнения управленческих решений, в частности исполнения документов и поручений;
– повышение общего уровня оперативно-служебной деятельности;
– выявление передового опыта;
– повышение исполнительской дисциплины, формирование чувства ответственности за порученное дело;
– предотвращение сокрытия недостатков служебной деятельности;
– оказание практической помощи в устранении выявленных недостатков;
– создание в правоохранительных органах условий для выполнения управленческого решения качественно и в установленные сроки;
– выявление правильности и целесообразности принятых управленческих решений;
– выявление неиспользованных возможностей и резервов.
В практике деятельности органов основное внимание уделяется следующим направлениям контроля:
– контроль соответствия деятельности подразделений и их сотрудников функциям и функциональным обязанностям;
– контроль выполнения принятых решений;
– контроль соответствия деятельности правоохранительных органов складывающейся оперативной обстановке и их практическим возможностям;
– контроль эффективной деятельности аппаратов, правильной расстановки сил и средств, использования рекомендаций науки и практики.
Рассмотрим принципы контроля.
Полномочность. Каждый субъект контроля действует только в рамках предоставленных ему полномочий.
Законность означает, что контроль не только должен выявлять нарушения законности, но и соответствовать соблюдению норм законодательства в работе контрольных органов.
Сочетание централизации и децентрализации. Контроль осуществляется не только по вертикали, но и по горизонтали.
Всесторонность контроля заключается в том, что им должны охватываться все направления, линии и стороны деятельности подчиненных органов, подразделений и сотрудников.
Глубина контроля состоит в обстоятельном, подробном и содержательном изучении субъектом управления деятельности. Реализация этого требования исключает поверхностные выводы, формальные оценки работы подчиненных.
Конкретность. Суть этого принципа состоит в осуществлении контроля применительно к конкретным его объектам с учетом разнообразных форм проявления объективных законов, на основе достоверной информации как о внутреннем состоянии объекта, так и о внешних условиях, в которых он находится.
Гласность контроля в значительной мере обеспечивает предупреждение и устранение недостатков в работе других, не подвергавшихся проверке объектов управления, внедрение положительного опыта, укрепление дисциплины и повышение ответственности сотрудников. Она реализуется путем обязательного доведения до сведения проверяемых, а при необходимости и других лиц, результатов контроля, выводов и предложений, сформулированных в процессе его осуществления.
Своевременность. Контроль должен проводиться в оптимальные сроки для принятия необходимого управленческого решения.
Действенность. Во время осуществления контроля необходимо не только выявлять нарушения требований деятельности правоохранительных органов, но и помогать проверяемым органам.
Системность. Осуществление контрольных функций в строгом порядке в соответствии с планом и последовательностью действий.
Многообразие задач контроля в правоохранительных органах обусловливает наличие нескольких его видов[5]. По месту в управленческом цикле различают предварительный, текущий и итоговый контроль.
Предварительный (превентивный) контроль осуществляется на стадии принятия решения подчиненными органами или сотрудниками (при утверждении плана работы). Он может также применяться для проверки готовности подчиненных к реализации решения вышестоящего субъекта либо к действиям в определенных, в том числе особых условиях (проверка готовности правоохранительных органов к действиям в условиях чрезвычайного положения).
Текущий (оперативный) контроль осуществляется субъектом в процессе организации исполнения решения. Этот вид контроля является элементом организаторской работы (контроль руководителя правоохранительного органа за проведением операции, осуществляемый в процессе ее проведения) и позволяет осуществлять корректировку решений, регулирование системы управления.
Итоговый (последующий) контроль (проверка исполнения) осуществляется по окончании деятельности по исполнению решения (при проверке выполнения плана, приказа). В отличие от текущего, этот вид контроля характеризуется меньшей степенью оперативности, поскольку не позволяет вмешиваться в работу подчиненных по реализации конкретного решения, так как она уже завершена. Вместе с тем данный вид контроля необходим для определения общих результатов деятельности правоохранительных органов (состояния работы) и устранения имеющихся в ней недостатков.
По назначению (цели и объема) выделяют общий и специальный контроль. Общим охватываются все стороны деятельности контролируемого органа, подразделения или сотрудника, а специальным (целевым, отраслевым) – отдельные направления, линии работы (борьба с правонарушениями несовершеннолетних).
По способу организации контроля выделяют несколько форм. Инспектирование представляет собой форму контроля, включающую комплексное обследование оперативно-служебной деятельности, всех линий и участков работы подчиненных самостоятельных органов с целью оценки их деятельности в целом.
Контрольные проверки проводятся с целью контроля над устранением недостатков, выявленных в ходе инспектирования, выполнением и эффективностью разработанных по его итогам мероприятий. В случае позитивного изменения обстановки в органе плановая контрольная проверка может не проводится. Применяются и другие формы контроля такие, как изучение отчетности, докладных записок и т. д.
Комплексные выезды являются также одной из форм контроля, который выражается в комплексном обследовании деятельности правоохранительных органов, имеющих низкие показатели по основным направлениям деятельности или работающих в сложных условиях.
Отраслевые проверки в качестве главной преследуют цель контроля над деятельностью и оказание практической помощи определенному подразделению правоохранительного органа.
Выборочные проверки (целевые, предметные) осуществляются с целью контроля над работой одного или нескольких органов по выполнению конкретного управленческого решения либо эффективностью реализации того или иного мероприятия.
Практическая реализация названных форм контроля осуществляется с помощью комплекса методов – определенных путей, способов, приемов достижения поставленных целей[6].
В процессе контроля изучаются дела, материалы, статистические и учетные документы, проводятся индивидуальные беседы с сотрудниками, работниками других ведомств и организаций, исследуется общественное мнение, ведется наблюдение за работой руководителей при приеме населения и сотрудников, за несением службы, проверяется знание личным составом нормативных правовых документов, оперативно-технических средств и т. п.
Организация полной, точной и своевременной реализации планов возлагается на соответствующего руководителя органа.
Среди видов контроля за выполнением планов выделяют промежуточный, осуществляемый, как правило, за выполнением особо значимых плановых мероприятий, имеющих промежуточные этапы выполнения, и заключительный. Он осуществляется по окончании выполнения планов посредством сбора сведений о выполнении запланированных мероприятий в целом в части, касающейся проверки их результатов.
В систему контроля выполнения планов входят следующие действия:
– постановка плановых мероприятий на контроль;
– систематизация содержания плановых мероприятий по направлениям деятельности, срокам выполнения, исполнителям, соисполнителям;
– периодический сбор, обобщение и анализ информации о ходе и состоянии выполнения плановых мероприятий;
– подготовка и направление исполнителям контрольных карточек о выполнении плановых мероприятий;
– осуществление проверки фактического выполнения плановых мероприятий;
– подготовка по результатам проведенной проверки документов для доклада руководству;
– заслушивание отчетов исполнителей;
– снятие плановых мероприятий с контроля;
– подведение итогов контроля.
Общий контроль над выполнением планов обеспечивают структурные подразделения органа, а именно: в центральном аппарате – подразделения, отвечающие за координацию; в территориальных органах на региональном уровне, – штабы, инспекторские подразделения либо сотрудники, которым поручена данная работа; в иных органах и учреждениях – руководители соответствующих подразделений.
Заслушивание исполнителей о состоянии их работы позволяет оперативно получить, уточнить и дополнить необходимую информацию. Оно может производиться как коллективно (на совещаниях, инструктажах, собраниях), так и индивидуально (путем вызова исполнителя руководителем).
Особым контролем за деятельностью территориального органа является форма управленческого воздействия на органы, имеющие низкие показатели по основным показателям оперативно-служебной деятельности.
Особый контроль – вынужденная мера, требующая от заинтересованных подразделений более пристального внимания, активного и эффективного влияния на оперативно-служебную деятельность органа, взятого под особый контроль.
Главной целью особого контроля является повышение результатов оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел. Данный факт устанавливается по итогам оперативно-служебной деятельности либо по результатам инспектирования или контрольной проверки в зависимости от обстоятельств, служащих основанием для установления особого контроля. При достижении целей контроля нельзя отдавать предпочтение какому-то одному его виду или форме: все они имеют как преимущества, так и недостатки. Поэтому только умелое сочетание субъектом управления различных видов и форм контроля, их выбор в соответствии со складывающейся обстановкой, реальными возможностями и условиями способны обеспечить надлежащее решение задач контроля в органах внутренних дел.
Основными задачами особого контроля являются следующие: определение мер и путей повышения эффективности деятельности органа, взятого на особый контроль; пристальное наблюдение за деятельностью органа; оказание ему практической, методической и иной помощи в совершенствовании оперативно-служебной деятельности.






