Система контроля

Как конкретное проявление функции управления в реальности контроль характеризуется исключительной сложностью. Он представляет динамичную систему взаимодействующих факторов и условий разного социального уровня и разной степени общности. Поэтому при его изучении целесообразно использовать положения системного подхода.

Применение этих положений требует, во-первых, структурного описания объекта, т. е. указания составляющих его компонентов; во-вторых, выявления функциональной роли каждого из них; в-третьих, определения целевого назначения выделенных компонентов объекта изучения; в-четвертых, фиксации связей между компонентами и их совокупностями.

Необходимо учитывать, что всем системным образованиям присущ динамизм, т. е. изменяемость, связанная как с внешними действиями, так и с объективно присущими любой системе внутренними противоречиями. Тем самым обеспечивается всесторонность изучения контроля как самостоятельного элемента и объекта исследования.

Следовательно, система контроля предстает как определенная для данного органа управления совокупность субъектов и объектов контрольной деятельности, взаимодействующих как единое целое на основе установленных форм, методов и средств контроля в интересах достижения целей и решения задач системы.

Применительно к правоохранительным органам система контроля является совокупностью взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, упорядоченных посредством комплекса организационных мероприятий, разрабатываемых в соответствии с определенными требованиями на основе сбора, анализа и обобщения информации об организационных и трудовых процессах, а также недостатках, причинах и условиях их проявления в аппаратах управления органами внутренних дел и подчиненных подразделениях.

Система контроля рассматривается в статике и динамике. В статике контроль состоит из субъектов контроля, объектов контроля и предметов контроля, и правильное их определение указывает на рациональную организацию контроля в органах внутренних дел. Оптимальное решение этих вопросов создает надлежащие предпосылки для реализации предъявляемых к контролю требований, обеспечивает условия для успешного выполнения стоящих перед органами внутренних дел задач.

Контрольная деятельность осуществляется различными субъектами, объем компетенции, основные формы и методы деятельности которых закреплены в нормативных актах. Контроль является исключительным правом и неотъемлемой составной частью управленческой деятельности руководителей органов всех уровней. Это полностью согласуется с принципом единоначалия, т. е. формой организации управления, при которой во главе органа стоит одно лицо, правомочное принимать юридически обязательные решения. Тем самым создается возможность оперативно реагировать на изменения оперативной обстановки, повышается персональная ответственность руководителя.

Руководители не только самостоятельно и непосредственно осуществляют контроль, но и организуют его: определяют задачи, сроки проведения контроля, утверждают состав инспекторских и иных комиссий или назначают конкретных сотрудников, принимают меры по выявленным недостаткам, обеспечивают внедрение положительного опыта контрольной деятельности.

Задача руководителя при реализации функции контроля заключается в том, чтобы в полной мере обеспечить комплексное наблюдение за ходом осуществления исполнения управленческих решений, проверку своевременности и качества выполнения всех видов работ и обязанностей, возложенных на возглавляемый им орган.

Среди субъектов контроля важное место занимают главные инспектора МВД России и инспекции территориальных органов МВД России на региональном уровне, для которых контроль является одной из основных функций. Они не только непосредственно осуществляют контроль (путем инспектирования и других проверок), но и принимают участие в его организации: разрабатывают планы контроля, координируют контрольную деятельность других субъектов, готовят предложения. Субъектами контроля являются также руководители и зональные сотрудники отраслевых и функциональных аппаратов, организующие и осуществляющие отраслевые и выборочные проверки.

Решение вопроса определения объекта контроля обусловлено тем, что контроль имеет иерархию, исходя из которой каждый объект управления должен контролировать, как правило, деятельность непосредственно подчиненных объектов. Например, МВД России контролирует территориальные органы МВД России на региональном уровне, УТ МВД России по федеральным округам, которые, в свою очередь, контролируют территориальные органы МВД России на районном уровне. Начальник органа внутренних дел должен осуществлять контроль за деятельностью своих заместителей, а те контролируют работу подчиненных им исполнителей. Иерархичность контрольной деятельности не исключает возможности при определенных обстоятельствах провести контроль над объектом, находящимся на более низкой ступени иерархии. В случае необходимости МВД России может проверить деятельность любого подразделения, а начальник последнего может контролировать не только своих заместителей, но и непосредственных исполнителей. В ряде случаев начальник органа обязан осуществлять такой контроль (при утверждении плана оперативно-разыскных мероприятий по раскрытию преступлений, проверке несения службы патрульно-постовыми нарядами).

Предметом контроля в общем смысле является деятельность по реализации всех ранее принятых решений. Применительно к органам внутренних дел эти решения могут принадлежать как к контролирующему либо вышестоящему субъекту, так и субъектам, находящимся вне системы.

Предмет контроля дифференцируется в зависимости от уровня (окружной, региональный, районный), положения и назначения субъекта контроля в системе управления (начальник органа, секретариат, отраслевые подразделения). Для территориальных органов на региональном уровне предметом контроля являются наиболее существенные виды деятельности подчиненных органов, а именно: состояние борьбы с преступностью, ход выполнения законов и решений Правительства Российской Федерации, управленческая деятельность.

Центральный аппарат осуществляет контроль по исполнению законов, указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства России, актов органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, издаваемых по вопросам, относящимся к правоохранительной сфере.

Предметом контроля выступает также состояние готовности органов к выполнению задач в будущем либо в определенной ситуации (например, к действиям в условиях чрезвычайного положения). При определении предмета контроля субъект исходит из задач и функций подконтрольного органа, подразделения, сотрудников. К важнейшим предметам контроля в органах внутренних дел относятся составляющие содержания главных направлений оперативно-служебной деятельности: предупреждение, раскрытие и расследование преступлений; обеспечение общественного порядка и общественной безопасности; управленческая деятельность; состояние служебно-боевой и мобилизационной готовности.

В качестве предметов контроля для руководителей территориальных органов на районном уровне определяются более узкие и частные вопросы повседневной деятельности подчиненных, а именно:

– исполнение нормативных актов и иных управленческих решений территориальных органов на региональном уровне;

– состояние взаимодействия между подразделениями и сотрудниками;

– работа по подбору кадров;

– реагирование на заявления и сообщения о преступлениях.

Эффективное осуществление контроля обеспечивается рациональной методикой его проведения, которая включает в себя определенную последовательность контрольной деятельности, а также те приемы и способы, которые при этом используются. Независимо от видов, форм контроля и уровня его осуществления контрольная деятельность состоит из следующих стадий: подготовительной, осуществления контроля и подведения итогов.

В подготовку к проведению контрольной деятельности входят следующие действия:

– планирование;

– определение круга лиц, которые будут осуществлять контроль (субъектов контроля);

– формирование инспекторских и иных комиссий, комплексных и целевых групп;

– выбор методов и форм контроля, распределение между субъектами контрольных функций и заданий;

– предварительное изучение информации об объекте контроля;

– инструктирование субъектов контроля.

Непосредственное осуществление контроля включает: сбор, систематизацию, анализ информации по проверяемым вопросам; обобщение полученных данных; оказание помощи контролируемым объектам (органам, подразделениям в разработке мероприятий, направленных на улучшение их деятельности); регулирование системы или корректировку управленческих решений (подготовку предложений в соответствующие итоговые документы об устранении выявленных в ходе проверки недостатков).

Подведение итогов контроля охватывает: подготовку итоговых документов (акта инспектирования или проверки, плана реализации предложений по устранению вывяленных недостатков, докладной записки на имя руководителя, принявшего решение о проведении контроля); оценку деятельности проверяемых («удовлетворительно» или «неудовлетворительно»); доведение результатов контроля до сведения проверяемых (при проверке отдельного подразделения – до сведения начальника органа внутренних дел).

Для различных форм и видов контроля объем работы на каждой стадии будет неодинаков. Однако при любой форме контроля в целях обеспечения его конструктивного влияния на процесс управления, результаты деятельности подчиненных всегда необходимо осуществлять тщательную подготовку к нему, его логическим завершением в любом случае должны стать подведение итогов и объективная оценка деятельности проверяемых.

Таким образом, организовать систему контроля означает: наметить основные направления контрольной деятельности и перечни вопросов, требующих проверки (предмет контроля); определить аппараты, органы, подразделения, сотрудников, являющихся объектом контроля; делегировать и распределить контрольные функции между соответствующими руководителями; закрепить права, обязанности и ответственность субъектов и объектов контрольной деятельности; спланировать работу по осуществлению контроля; установить его сроки (время проведения, периодичность); обеспечить методическую помощь субъектам управления в организации контроля; использовать рекомендации науки и передовой практики в совершенствовании его системы.

Контроль как функция управления позволяет объединить усилия субъектов управления и всех подразделений органов внутренних дел для решения оперативно-служебных задач. Контроль наиболее эффективен тогда, когда адекватен уровню организации и характеру деятельности контролируемого объекта, объективно оценивает сотрудников органов внутренних дел по их практическим делам.

Кроме того, контроль должен быть социализирован, т. е. нормы и ценности, которые руководитель органа внутренних дел культивирует, должны быть значимыми для подчиненных, отражать их потребности и желания. Необходимо целенаправленно доводить эти нормы и ценности до сотрудников, делая их привлекательными. Такая работа с подчиненными будет происходить успешнее в обстановке доверия.

Таким образом, социальный контроль является одной из наиболее эффективных форм, поскольку позволяет избежать постоянного тотального и не всегда эффективного контроля сотрудников.


[1] Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1970.

[2] Правильность функционирования организации обеспечивается всесторонним контролем сверху действий подчиненных: «контролировать – это заботиться о том, чтобы все совершалось согласно установленным правилами отданным распоряжениям. Файоль А., Эмерсон Г., Тейлор Ф., Форд Г. Управление – это наука и искусство. М., 1992.

[3] В современной научной литературе все чаще используется термин «контроллинг» – система управления достижением конечных целей предприятия. Обычно его связывают с понятием контроля, однако специалисты утверждают, что контроль в целом направлен в прошлое с целью выявления ошибок, отклонений, просчетов и проблем. Система же контроллинга построена для управления процессами текущего анализа и регулирования плановых и фактических показателей и возможного их исключения или минимизации. Современные тенденции в управлении: учеб. пособ. / под ред. Г.И. Андреева, В.А. Тихомирова. В 3-х кн. М., 2005; Гусева И. Проблемы становления и развития контроллинга в России // Проблемы теории и практики управления. 2005. № 6.

[4] Организация и осуществление контроля в правоохранительных органах. М., 1976; Основы управления в правоохранительных органах / под ред. А.П. Коренева. М., 1988.

[5] Видом контроля считается составная часть, частично выражающая содержание целого и в то же время отличающаяся от других частей конкретными носителями контрольных функций (субъектами). Исходя из вида контроля, должны определяться его субъекты и характер контрольной деятельности. Рожкова Н. Виды, формы, принципы государственного финансового контроля // Проблемы теории и практики управления. 2006. № 7.

[6] Метод – способ практического осуществления контрольной функции. Метод отражает содержание деятельности, а форма является внешним выражением данного содержания. Поэтому формы и методы контроля переплетены, взаимосвязаны.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: