Организация исполнения решения в управленческом цикле

 

Управление правоохранительными органами – сложный процесс, который состоит из двух основных стадий: выработка управленческого решения и его реализация. Любое, даже хорошее управленческое решение не принесет никакой пользы, если оно реализуется или исполняется ненадлежащим образом.

Организация исполнения предполагает деятельность по проведению в жизнь управленческих решений. Она может быть охарактеризована как составная часть процесса управления (управленческого цикла).

В теории организации принято определять управление как деятельность, складывающуюся из ряда последовательно осуществляемых рабочих операций, важнейшими из которых являются:

– выдвижение управленческих гипотез;

– сбор, накопление, изучение и анализ информации;

– выработка и принятие управленческого решения;

– доведение управленческого решения до исполнителей;

– организация исполнения управленческого решения;

– контроль за работой по исполнению управленческого решения и учет результатов управления;

– корригирование первоначального управленческого решения, принятие нового, регулирование системы управления, обусловленное результатами контроля, учета и анализа исполнения решения.

Под исполнением управленческого решения в правоохранительных органах следует понимать деятельность субъекта управления, организованную в соответствии с определенными требованиями и направленную на достижение поставленных в решении целей с помощью различных методов и форм управления в условиях конкретной оперативной обстановки.

Реализация управленческих решений в правоохранительных органах – это многоаспектная деятельность большого количества сотрудников. Она включает в себя организаторскую деятельность руководителя и аппарата по исполнению управленческих решений, а также индивидуальную практическую деятельность всех исполнителей (задействованных подразделений).

Таким образом, реализацию управленческих решений можно условно представить как совокупность элементов одной из стадий управленческого цикла – организации исполнения управленческих решений и практического выполнения мероприятий по выполнению поставленных задач.

Механизм исполнения управленческих решений включает субъекты, требования, методы, формы и сам процесс реализации решения.

Субъектами, организующими исполнение управленческих решений в правоохранительных органах, являются руководители, их заместители и начальники структурных подразделений.

Деятельность по организации исполнения управленческих решений (организаторская работа) завершается выполнением поставленных ими задач.

Оценка степени эффективности усилий исполнителей и результатов их работы осуществляется: вышестоящим руководителем в отношении глобального управленческого решения; руководителем органа-исполнителя в отношении распоряжений, отданных им в плане детализации и расчленения глобального управленческого решения; лицом, командовавшим непосредственными исполнителями в отношении конкретных заданий отдельным работникам правоохранительных органов.

Множество и разнообразие методов реализации управленческих решений обусловливает их разделение на две большие группы: познавательно-программирующие, которые в основном применяются на стадии разработки и принятия управленческих решений, и организационно-регулирующие, применяемые на стадии их реализации.

К организационным методам относятся: смысловое, логическое и грамматическое толкование решений, снятие неясных вопросов, дифференциация и фиксирование функций подразделений территориальных органов по исполнению решений; децентрализация оперативных полномочий; установка целей, направлений и сроков исполнения решений путем составления схем, графиков и т. д.; изучение качественного состава исполнителей, определение их функциональных обязанностей, наделение их правами, мерой ответственности, выделение материальных и финансовых средств; организация системы информирования о ходе исполнения решений, обучение и информационное обеспечение исполнителей, оперативные команды о начале выполнения работ; координация усилий исполнителей, определение и осуществление контроля и т. д. Сюда также можно причислить организационно-распорядительные (административные), организационно-регламентные, организационно-технологические методы, методы сетевого и программно-целевого планирования и др. Каждый метод имеет свое содержание, свои особенности, свою технологию применения. Их знание предопределяет правильность выбора того метода, который в большей степени соответствует особенностям управленческого решения.

Основными методами, применяемыми в настоящее время, являются организационно-распорядительные методы. Это обусловлено следующими факторами.

Во-первых, успешность организационного воздействия на процессы исполнения управленческих решений прежде всего предполагает, что на каждом соответствующем уровне исполнения четко определены функции, права и обязанности подразделений, должностных лиц, участвующих в организации и исполнении решений.

Во-вторых, для успешного организационного воздействия на процесс реализации управленческих решений необходимо достичь высокого уровня служебной дисциплины и ответственности. Методы поддержания данного уровня разнообразны: организационные, правовые, социально-психологические и экономические. Только разумным их сочетанием обеспечивается положительный результат выполнения решения всей правоохранительной деятельности.

В-третьих, в организационных методах наиболее ярко выражается властная природа деятельности руководителя. Но только власти, даже основанной на законе, сегодня уже не достаточно. Она должна быть наделена мерами стимулирования, убеждения, воспитания, развития инициативы, поскольку научное руководство предполагает учет интересов исполнителей на всех этапах реализации управленческого решения.

В-четвертых, власть руководителя является состоянием подчинения одного человека другому. Эта связь имеет пределы и ограничения, выражаемые в правах и обязанностях руководителя, его предметах ведения и границах ответственности (компетенции). Злоупотребление властью не допустимо. Поэтому методы контроля также относятся к организационным методам. Вместе с тем они близки и к методам мотивации, ведь контроль должен побуждать к лучшему исполнению обязанностей, улучшению организации труда соисполнителем.

Процесс реализации решения – это весь комплекс мер, осуществляемых в органе внутренних дел с помощью соответствующего механизма. Организационно-распорядительное же воздействие – такое воздействие, которое осуществляют субъекты управления в этом процессе, или же та часть их действий, которая связана с воздействием на подчиненных вполне определенным образом. Иными словами, метод, группа методов находят свое организационное воплощение в конкретной форме воздействия. Это может быть приказ, распоряжение, указание, какой-либо другой индивидуальный акт, правило, норма, стандарт и процедуры, предписывающие конкретный образ действий в повторяющихся управленческих ситуациях.

Выделяют методы мотивационные (стимулирования), убеждения, воспитания, развития инициативы, активизации человеческого фактора. Например, к мотивационным относятся методы, представляющие систему воспитательных, социально-психологических и административных способов и приемов.

При определении способов мотивации следует обратить внимание на следующие условия:

– создание материальной заинтересованности сотрудников в достижении высокой эффективности и качества труда;

– усиление зависимости между материальным поощрением и результатами деятельности самого работника, а также качеством и эффективностью труда всего коллектива;

– служебную дисциплину, характер и содержание труда, их взаимосвязь, стимулирование положительных или противодействие нежелательным проявлениям в этой области;

– социально-психологические отношения в коллективе;

– взаимосвязь между результатами труда, способностями, неформальным авторитетом и возможностями продвижения по службе.

В форме управленческого воздействия выражаются степень директивности, направленность решения и степень свободы выбора действий исполнителями, также в ней содержатся ответы на вопросы, например: о том, кто и что должен сделать для достижения цели, какими методами, способами и в какие сроки она должна быть достигнута, какие выделяются для этого кадровые и иные ресурсы, кто, когда и в какой форме должен отчитаться о выполнении поставленной задачи, задания и т. д. При этом целесообразно обращать внимание на критерии оценки выполнения решения.

Формы реализации управленческих решений представляют собой выражение деятельности аппаратов, подчиненных им органов и подразделений по выполнению поставленных задач. Они разнообразны: это различные совещания, целевые рейды и комплексные операции, выезды в служебные командировки для оказания помощи, комплексное инспектирование и т. д.

Одной из основных форм реализации управленческих решений является организационно-распорядительная деятельность руководителя и аппарата правоохранительного органа. Она предполагает следующие действия:

– оформление организационной документации управленческого решения и доведение ее до исполнителей;

– разъяснение содержания управленческого решения, его важности и необходимости;

– конкретизация задач по принятому управленческому решению с внесением корректив в его содержание;

– назначение ответственных лиц или утверждение системы ответственности по данному управленческому решению;

– контроль за ходом выполнения принятого решения;

– оценка выполнения принятого решения.

Важно иметь в виду, что организационно-распорядительная деятельность – это не столько работа с документами, сколько взаимодействие руководителя с конкретными людьми, исполняющими принятое решение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: