Однако информационная работа подразумевает не просто механический сбор информации субъектом управления о состоянии управляемой им системы и окружающей ее внешней среды, но также исследование и познание собранной информации. Данный этап управленческой деятельности необходим для подготовки информационной базы, позволяющей принимать наиболее эффективное управленческое решение. На этом этапе собранная информация обрабатывается, обобщается, с ее помощью выявляются определенные зависимости между событиями, произошедшими в системе и за ее пределами, формулируются соответствующие выводы, вносятся предложения, рекомендации, т. е. происходит анализ собранной информации. В управленческой практике правоохранительных органов данный процесс принято называть аналитической работой.
В прикладном аспекте под анализом понимается процедура изучения статистических данных и иной информации, характеризующей состояние оперативной обстановки в регионе, с целью выявления причинно-следственных связей между ее отдельными элементами[2].
Аналитическая работа в правоохранительных органах – это особый вид творческой, познавательной деятельности научно-исследовательского характера, осуществляемой практическими органами в целях обеспечения выработки оптимальных управленческих решений. Ее содержание направлено на своевременное обнаружение возникающих проблем (противоречий, несоответствий) и правильную их оценку, выдвижение гипотез, определение целей и реально выполняемых задач, выбор наиболее целесообразных путей и средств их решения, поиск ответов на вопросы, возникающие в процессе организации оперативно-служебной деятельности.
Это идеальное представление о назначении аналитической работы. В практике же управленческой деятельности может встречаться и другое к ней отношение, при котором она или имитируется, или же ее результаты «подгоняются» и служат своеобразным прикрытием предрешенных выводов, намеченных акций. Подобные случаи выявляются в ходе инспектирования оперативно-служебной деятельности и служебно-боевой готовности некоторых правоохранительных органов. Так, в частности, глубокий, всесторонний анализ оперативной обстановки нередко подменяется перечислением статистических показателей, отражающих количество зарегистрированных и раскрытых преступлений, громоздкими цифровыми выкладками по известной схеме: «больше – меньше». Не применяется анализ информации, охватывающий продолжительные отрезки времени, что не позволяет выявить причины, обусловившие количественные и качественные изменения динамики и структуры преступности, определить отстающие участки и меры по предвидению негативного развития криминальной ситуации.
Научное исследование выполняет несколько функций, включая описание (систематизация, обобщение эмпирических данных, установление определенных изменений и зависимостей), объяснение (раскрытие связей факторов и зависимостей, установленных при описании, введение определенных положений), предвидение (выдвижение научно обоснованных предположений относительно вероятного будущего изменения, развития изучаемых явлений и процессов).
Принципиальная возможность разработки прогноза – научно обоснованного предсказания о направлении и вероятных изменениях изучаемого объекта – базируется на диалектико-материалистических положениях о познаваемости мира[3].
Процесс научного исследования представляет последовательный переход от стадии описания к стадии объяснения и предвидения[4]. Отсюда можно сделать вывод о том, что неотъемлемой частью и одновременно одним из приоритетных направлений аналитического обеспечения управления становится прогнозирование (предвидение) дальнейшего развития преступности, использование прогнозных данных в оценке оперативной обстановки.
Современное криминологическое прогнозирование все больше смещается в плоскость практического использования при планировании, разработке комплексных и целевых программ борьбы с преступностью, решении других задач управления. Это вызвано возрастающей опасностью выхода негативных явлений из-под контроля властных структур, что понуждает правоохранительные органы к своевременному принятию адекватных обстановке продуманных и взвешенных управленческих решений, базирующихся на глубоком анализе и прогностических оценках реально складывающейся ситуации.
Практика криминологического прогнозирования не может обойтись без всестороннего анализа разнообразных факторов внешней среды. При этом требуется не просто зафиксировать наличие или отсутствие причинно-следственных связей между показателями преступности и внешними условиями, но и установить характер и степень влияния последних на состояние правопорядка. Необходимо осуществить прогнозирование и самих этих факторов. Только тогда можно сделать более или менее обоснованные выводы о возможных изменениях криминальной обстановки[5].
Коротко рассмотрев суть информационного и аналитического обеспечения и прогнозирования в правоохранительных органах, мы можем констатировать, что характерной чертой аналитической деятельности является ее неразрывная связь с информационными процессами, прогностическим обеспечением. Поэтому нам представляется наиболее правильным вести речь об информационно-аналитическом обеспечении, поскольку в теории управления и практике деятельности правоохранительных органов информационное, аналитическое и прогностическое обеспечение хоть и обладают известной самостоятельностью, но представляют собой некий симбиоз, объединенную единством конечных целей и задач информационно-аналитическую функцию.
Информационно-аналитическое обеспечение управления, суммируя вышеизложенные рассуждения, можно определить как одну из функций органа управления, направленную на сбор, обработку и выдачу информации для нужд управления, выявление научными методами положительных и отрицательных тенденций в состоянии правопорядка и правоохранительной деятельности, установление причин их появления, прогнозирование преступности, подготовку обоснованных выводов и рекомендаций по борьбе с преступностью.
Информационно-аналитическое обеспечение представляет собой процесс информационной и интеллектуальной поддержки решений руководителя посредством предоставления результатов исследования оперативной обстановки и подготовленных на их основе документов.
Содержание информационно-аналитического обеспечения составляют следующие действия:
– накопление, обобщение и анализ информации, поступающей из правоохранительных органов, исполнительных и законодательных органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений, граждан и других источников, о происходящих на обслуживаемой территории социально-политических, экономических, демографических, межнациональных и иных процессах, влияющих на криминальную обстановку;
– комплексный анализ информации по проблемам борьбы с преступностью, обеспечения общественного порядка и общественной безопасности;
– организация проведения социологических и криминологических исследований, прогнозирование тенденций и процессов в криминальной сфере;
– подготовка для начальника правоохранительного органа или в целях направления по инстанциям информационно-аналитических и справочных материалов, тезисов докладов и выступлений, данных об основных результатах работы правоохранительного органа, оценок оперативной обстановки на обслуживаемой территории, проблемных записок, предложений по повышению эффективности деятельности органов и подразделений внутренних дел и иных информационно-аналитических и оперативно-справочных документов;
– формирование справочно-информационного фонда для нужд подразделений правоохранительных органов.
Информационно-аналитическая работа является неотъемлемой частью процесса реализации любой функции управления, однако практика ведомственного нормативного регулирования выделяет ее в качестве самостоятельного направления правового обеспечения.
Правовые нормы, регулирующие определенные аспекты информационно-аналитической работы, содержатся во многих иных ведомственных правовых актах. В некоторых случаях на региональном уровне по инициативе руководства и подразделений разрабатываются и утверждаются инструкции об организации управленческой деятельности, что позволяет устранить в той или иной степени пробелы и противоречия, заложенные в ведомственной нормативной правовой базе[6].
В информационно-аналитической работе используется самая различная информация, характеризующая ретроспективу, текущее состояние и прогностические тенденции. Учитываются такие факторы, как:
– совокупность природно-географических и демографических условий, уровень социального, экономического, политического, культурного развития региона, особенности национальной культуры, характер миграционных процессов, уровень доходов населения, стоимость «потребительской корзины», уровень безработицы, цен на промышленные и продовольственные товары народного потребления;
– состояние правопорядка и законности, преступности и иных правонарушений, лиц, их совершивших, потерпевших;
– внутреннее состояние правоохранительного органа (структуры, штата, кадров, расстановки сил и средств, технической оснащенности, дисциплины и законности, социальной защиты личного состава);
– результаты оперативно-служебной, служебно-боевой, управленческой деятельности.
В качестве источников информации, используемых в ходе анализа оперативной обстановки, выступают:
– нормативные акты (законы, подзаконные акты, приказы, уставы, инструкции), в том числе структур, имеющих отношение к правоохранительной деятельности или изучаемой проблеме;
– доклады и выступления руководителей правоохранительного органа, их подразделений;
– данные ведомственной статистики, характеризующей состояние преступности и иных правонарушений, лиц, их совершивших, силы и средства правоохранительных органов, результаты оперативно-служебной деятельности, а также данные статистики органов юстиции, прокуратуры (полугодовые и годовые отчеты формы «П»), суда, материалы Следственного комитета Российской Федерации, налоговых органов, органов здравоохранения (полугодовые и годовые статистические отчеты форм 10, 11), учреждений образования, социальной защиты населения и сведения органов государственной статистики;
– акты инспекторских, контрольных и иных проверок, в том числе проведенных вышестоящими правоохранительными органами;
– отчеты подчиненных подразделений, различные обзоры и справки, материалы передового опыта, аналитических исследований;
– научная литература;
– представления органов прокуратуры и определения судов;
– материалы переписки с органами власти и местного самоуправления, правоохранительными и иными структурами по вопросам обеспечения правопорядка и законности;
– публикации местной и центральной прессы, радио- и телевыступления, публичные обращения руководителей и сотрудников, письма, жалобы и заявления граждан, материалы, полученные при их личном приеме в правоохранительных органах.
Должен проводиться систематический мониторинг общественного мнения, выявляться степень вероятности нарушений общественного порядка с учетом имеющихся факторов и источников социальной напряженности. Все большее значение приобретают такие методы социологических исследований, как анкетирование сотрудников правоохранительных органов.
Методы информационно-аналитической работы охватывают все известные науке способы сбора, систематизации, обработки, анализа и оценки информации и подразделяются на общие или общенаучные и специальные или частные научные методы.
К общенаучным методам относятся: исторический и логический методы, методы обобщения, абстрагирования, выдвижения гипотез, выстраивание аналогий, моделирование. Специальные методы соответствуют по своей природе самостоятельным отраслям научного знания, используемого в ходе аналитической работы, например, это статистические методы, математические методы, методы конкретных социологических исследований, методы сравнительного правоведения и т. д.
И общенаучные, и специальные методы можно подразделить на две группы: сбора первичной информации и обработки и оценки информации.
Наиболее распространенными методами сбора информации являются следующие:
– изучение документов – качественный анализ текстов нормативных актов, отчетных, аналитических и иных документов и материалов, содержащих информацию, зафиксированную в рукописном тексте, на магнитных и иных электронных носителях, видео- и фотопленке;
– опрос осуществляется путем анкетирования, интервьюирования, тестирования, позволяет собрать, а затем количественно оценить (квалифицировать) качественную информацию о субъективных мнениях, представлениях и мотивах поведения респондентов;
– наблюдение – непосредственное (включенное наблюдение) или опосредованное (косвенное, невключенное наблюдение) восприятие действительности, необходимое для сбора информации о социальных фактах, практических действиях людей, о реальных свойствах социальных объектов и окружающих их условиях;
– эксперимент – это активная форма сбора и анализа информации, позволяющая получить качественно новое представление о природе, закономерностях и тенденциях специально смоделированной ситуации, процесса или явления.
Общими методами аналитической работы также являются: анализ – метод рассмотрения исследуемого процесса путем его разделения на отдельные составные части и исследования каждой части в отдельности; сравнение – метод поиска сходств и различий процессов и их элементов; обобщение (синтез) – метод сведения воедино (в систему) различных элементов исследуемого процесса и рассмотрения его в единстве и взаимной связи частей.
Наиболее распространенными методами анализа информации являются статистические методы, позволяющие определить количественные параметры изучаемых социальных процессов и явлений. Для этого применяются выработанные в статистике принципы группировки и распределения статистических величин, определения абсолютных и относительных величин, преобразования динамических рядов, формирования репрезентативности выборки.
К методам анализа информации следует отнести методы факторного, дисперсного и корреляционного анализа, линейного и динамического программирования, распознавания образа и т. д., предполагающие определенную теоретическую интерпретацию полученных количественных показателей, отражающих качественные характеристики изучаемых явлений.
Комплексное использование основных методов аналитической работы позволяет выделить ряд специальных методов аналитической работы.
Аналитическое наблюдение (мониторинг). Посредством данного метода в исследуемом процессе выделяется ряд основных элементов, изменение которых фиксируется периодически в определенные промежутки времени. Сущность метода – в выявлении неожиданного изменения отдельных показателей и определении их взаимосвязи.
Аналитическое наблюдение может быть статистическим и компьютерным (по банкам данных). При статистическом наблюдении составляются периодически заполняемые статистические таблицы. Компьютерное наблюдение проводится с использованием информационных банков данных, по которым периодически производится статистический срез или отбор информации по заранее введенным классификаторам. Аналитическое наблюдение позволяет выделить изменения исследуемого процесса и установить некоторые причинно-следственные связи между его элементами.
Моделирование. Это наиболее сложный метод аналитической деятельности, применяемый при известных причинно-следственных связях между элементами. Моделирование исследуемых процессов позволяет выявить недостающие элементы в структуре этих процессов и сделать прогноз изменения всей исследуемой системы в комплексе.
Использование информационных компьютерных технологий. Данный метод аналитической деятельности основан на выявлении признаков правонарушений путем автоматизированного сопоставления информации, получаемой из различных источников, и последующем анализе полученных данных на предмет их соответствия действующему законодательству.






