Субъекты информационно-аналитической работы

 

Организуя информационно-аналитическую работу необходимо определить ее субъекты – конкретные подразделения или сотрудников, реализующих данную функцию.

В этой связи следует отметить, что решение общих вопросов организации информационно-аналитической работы является прерогативой первых руководителей правоохранительных органов и подразделений (как руководителей-единоначальников). Организация сбора, обобщения и анализа статистической и управленческой информации осуществляется начальником органа через штабное подразделение, а специальной – по линиям служб.

Начальник органа в рамках этой деятельности выполняет следующие функции:

– определяет объем, источники и периодичность получения и использования криминологической, социально-экономической, уголовно-процессуальной, оперативно-разыскной, административно-правовой и другой информации;

– ставит задачи по непрерывному сбору, накоплению и анализу сведений о преступлениях, административных правонарушениях и событиях, угрожающих личной и общественной безопасности, правам и свободам граждан, о своевременном принятии по ним мер, предусмотренных законодательством, а также о результатах профилактической, оперативно-разыскной, административно-правовой и иной деятельности;

– определяет конкретных лиц, ответственных за своевременный и качественный сбор информации;

– устанавливает порядок представления оперативными, следственными и учетно-регистрационными работниками документов первичного учета в региональные информационные центры;

– внедряет и контролирует использование новых компьютерных технологий для обобщения и анализа информации, обеспечения накопления и поддержания в надлежащем состоянии автоматизированных баз данных(АБД);

– устанавливает периодичность сбора суточной, недельной, месячной, квартальной, полугодовой, девятимесячной и годовой информации.

Непосредственно функцию организации данной деятельности реализуют заместители руководителя органа с учетом видов оперативно-служебной деятельности, а также начальник штабного подразделения. Осуществляя функцию межотраслевой координации деятельности, именно штабные подразделения органа по субъекту призваны организовывать информационно-аналитическую работу в подразделениях аппаратов управления, а также в подчиненных городских и районных органах. При этом трудно переоценить значение личного участия начальника штаба в организации информационно-аналитической работы, умелом руководстве подчиненными сотрудниками, владении методикой и технологией анализа и оценки оперативной обстановки, умении грамотно поставить задачи, добиваться всесторонне обоснованных и практически значимых результатов.

Так, реализуя информационно-аналитическую функцию, штабы осуществляют следующие действия:

– ведут непрерывный сбор, систематизацию, обработку и выдачу сведений о зарегистрированных преступлениях и иных правонарушениях, а также происшествиях, результатах деятельности, характеристике сил и средств органа и его подразделений;

– осуществляют анализ месячной, квартальной, полугодовой, девятимесячной и годовой информации об оперативной обстановке, а также принимаемых мерах;

– прогнозируют вероятные (возможные, ожидаемые) осложнения оперативной обстановки на территории обслуживания;

– докладывают результаты анализа руководству органа, готовят соответствующие аналитические документы и в установленном порядке информируют о состоянии оперативной обстановки администрацию города, района, прокуратуру, другие правоохранительные органы и соответствующих руководителей вышестоящих органов;

– готовят и представляют необходимую управленческую информацию начальнику органа для осуществления оперативного руководства;

– устанавливают объемы и содержание аналитической деятельности, осуществляемой в органе, оказывают подразделениям практическую помощь в ее организации и использовании автоматизированных и иных информационно-поисковых систем разного назначения;

– определяют содержание, объемы, формы и периодичность поступления информации, необходимой для анализа оперативной обстановки и выработки управленческих решений, из подразделений органа внутренних дел;

– запрашивают от руководителей подразделений информацию о ходе и результатах выполнения законов, постановлений органов государственной власти, нормативных актов вышестоящего органа, а также другие материалы, для подготовки отчетных информационно-аналитических и справочных документов, проектов управленческих решений по мере необходимости;

– разрабатывают и обеспечивают внедрение в практику аналитической деятельности новых информационных технологий.

Штаб систематизирует, обобщает и анализирует информацию о совершаемых на обслуживаемой территории преступлениях, правонарушениях и лицах, их совершивших, за отчетный период, а также данные об использовании имеющихся сил и средств в правоохранительной деятельности, влиянии социально-экономических, демографических и иных факторов на состояние правопорядка в целом по региону, отдельным городам, районам и объектам обслуживания.

На основании результатов исследований, прогноза, а также комплексного анализа самостоятельно (при необходимости совместно с другими подразделениями) штабное подразделение подготавливает следующие материалы.

1. Для начальника органа:

– информационно-аналитические и справочные материалы по вопросам, выносимым на обсуждение коллегии и оперативных совещаний;

– тезисы докладов и выступлений;

– оценки оперативной обстановки на обслуживаемой территории по итогам работы органа ежеквартально (при необходимости с меньшей периодичностью), данные об основных результатах работы подразделений соответствующего аппарата и нижестоящих органов внутренних дел с проектом управленческих решений;

– записки, обзоры, иные документы информационно-аналитического и оперативно-справочного характера;

– согласованные с заинтересованными подразделениями предложения о повышении эффективности профилактической, оперативно-служебной и управленческой деятельности органа внутренних дел;

– прогноз развития оперативной обстановки для работы и осуществления адекватных мер по усилению охраны общественного порядка, общественной безопасности и борьбы с преступностью.

2. Для органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных инстанций:

– информацию о состоянии правопорядка на обслуживаемой территории, проявившихся либо возможных негативных тенденциях в оперативной обстановке, принимаемых органом необходимых дополнительных мерах реагирования на осложнение криминальной ситуации;

– справочные материалы, предложения по профилактике правонарушений и укрепления правопорядка на обслуживаемой территории.

3. Для руководителей предприятий, учреждений, организаций – информацию о преступлениях, нарушениях общественного порядка с конкретными предложениями по усилению профилактических мер.

4. В средства массовой информации – о мерах, принимаемых органом внутренних дел по поддержанию правопорядка и борьбе с преступностью.

Важной функцией штабных подразделений является информационно-аналитическое обеспечение подготовки проектов нормативных и методических документов по комплексным проблемам, затрагивающим интересы всех или большинства подразделений органа внутренних дел. Кроме этого, разрабатываются рабочие карты, диаграммы, схемы, характеризующие динамику, структуру, распространенность правонарушений по отдельным микрорайонам, объектам обслуживания, расстановку и использование имеющихся сил и средств, основные результаты оперативно-служебной деятельности. Вместе с тем формируется справочно-информационный фонд нормативных, методических, аналитических и иных документов по основным направлениям правоохранительной деятельности.

Как субъекты организации информационно-аналитической деятельности дежурные части также реализуют определенный объем рассматриваемой функции. В дежурной части концентрируются важные сведения, а именно:

– заявления и сообщения о совершенных преступлениях, нарушениях общественного порядка, ДТП, пожарах, авариях, крушениях и других чрезвычайных происшествиях;

– сведения о структуре и «географии» правонарушений, количественных и качественных характеристиках правонарушителей, разыскиваемых преступниках, о лицах, без вести пропавших, и других параметрах оперативной обстановки (в первую очередь о состоянии преступности и охраны общественного порядка) и т. д.;

– результаты работы по раскрытию преступлений по горячим следам, а также принятые меры по конкретным заявлениям, сообщениям;

– данные об оперативности реагирования подразделений, отдельных сотрудников на чрезвычайные ситуации;

– информация о предстоящих мероприятиях (например, об операциях по задержанию опасных преступников и т. п.);

– расстановка сил и средств органа внутренних дел (сведения о составе суточного наряда дежурной части, следственно-оперативных групп (СОГ) и групп немедленного реагирования (ГНР);

– указания на виды и количество других служебных нарядов (их фактическое наличие, режим работы, порядок контроля, нормы выхода на дежурство общественных формирований, количество фактов нарушений дисциплины и законности, результаты проверки несения службы нарядами и др.);

– информация о факторах и условиях, способствующих возникновению ситуаций, вызванных международными и этническими конфликтами, природными и техногенными бедствиями, а также осложнениями криминального характера.

Информационно-аналитическую деятельность осуществляют также линейно-отраслевые и функциональные подразделения органа внутренних дел. В частности, проводятся анализ оперативной обстановки и оценка эффективности использования сил и средств по соответствующим линиям работы, выявляются недостатки в оперативно-служебной деятельности и определяются пути их устранения, ежемесячно (с нарастающим итогом в сравнении с АППГ[8]) ведется накопительный учет результатов их деятельности, ежеквартально в штаб передаются копии обобщенных аналитических документов для подготовки документов комплексной оценки оперативной обстановки и обеспечения взаимодействия в сфере борьбы с преступностью, обеспечения общественного порядка и общественной безопасности и т. д.

Оперативно-розыскные подразделения собирают информацию и анализируют: результаты оперативно-служебной деятельности сотрудников подразделений; оперативную обстановку в соответствии со своей компетенцией; результативность борьбы с преступностью по зонам, участкам оперативного обслуживания и линиям работы; нагрузку на сотрудников; результаты работы подразделений уголовного розыска, экономической безопасности и противодействия коррупции; состояние оперативно-розыскной работы; данные об ущербе, причиняемом преступлениями, и его возмещении; выполнение мероприятий, включенных в планы работы органа или подразделения; использование финансовых средств на оперативные нужды; применение оперативных и научно-технических средств при выявлении и раскрытии преступлений; состояние внешнего и внутреннего взаимодействия при раскрытии и расследовании преступлений.

Подразделения полиции по охране общественного порядка собирают информацию и проводят анализ: результатов административной практики, профилактики и раскрытия преступлений в пределах своей компетенции; деятельности участковых уполномоченных полиции и подразделений по делам несовершеннолетних, индивидуальной профилактики правонарушений; нагрузки на сотрудников подразделений; деятельности по надзору за лицами, освобожденными из мест лишения свободы; взаимодействия с общественностью при охране общественного порядка и обеспечения общественной безопасности; эффективности профилактики правонарушений среди несовершеннолетних и молодежи; работы по предупреждению преступлений, совершаемых несовершеннолетними; дорожно-транспортных происшествий, состояния аварийности в разрезе транспортных участков, ведомств и организаций; уличной преступности и преступности в общественных местах; эффективности комплексного использования сил полиции, задействованных в системе единой дислокации; мер по раскрытию и предотвращению преступлений; мер по предупреждению преступности на почве наркомании и алкоголизма; причин и условий, способствующих кражам с объектов, охраняемых вневедомственной охраной; выполнения общих и специальных планов в пределах своей компетенции и т. д.

Подразделения предварительного следствия осуществляют сбор и анализ: информации о состоянии и результатах деятельности следствия и дознания; нагрузки на следователей; причин и условий, способствующих совершению преступлений; практики применения следователями и дознавателями мер пресечения к подозреваемым и обвиняемым; законности приостановления уголовных дел и т. д.

Кадровые подразделения осуществляют сбор данных и проводят анализ: состояния работы по комплектованию кадров в целом по органу, а также его структурным подразделениям; качественного состава, образовательного уровня, стажа службы сотрудников (в органах внутренних дел и по должности); текучести кадров; прохождения службы личным составом, награждений, сроков присвоения званий; материалов служебных проверок и служебных расследований о нарушениях законности и дисциплины; морально-психологического состояния личного состава; работы с резервом кадров на выдвижение; отбора кандидатов на службу в органах внутренних дел и для поступления на учебу в образовательные учреждения, центры профессиональной подготовки; работы по вопросам подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров; состояния социальной защищенности, заболеваемости личного состава.

Подразделения тыла осуществляют сбор информации и анализ: состояния хозяйственного обеспечения и материально-технического снабжения органа, его подразделений, режима экономики и бережливости; автотранспорта и других оперативно-технических средств, эксплуатации и ремонта техники; надежности условий содержания боеприпасов, химических и иных средств вооружения; обеспечения личного состава специальными средствами для несения службы в обычных и особых условиях; исполнения смет и расходов на ремонт зданий и сооружений, запасов материалов, показателей хозяйственной деятельности. На основе полученных результатов анализа соответствующие руководители и сотрудники указанных подразделений готовят проекты планов работы и программ, обзоры, справки-обоснования к предложениям по совершенствованию структуры и штатов, аналитические справки и проблемные записки руководителям органа внутренних дел, а также другие материалы. По своим линиям работы они направляют в органы представительной и исполнительной власти обобщенную информацию о результатах борьбы с преступностью, обеспечения общественного порядка и общественной безопасности, информируют о неблагополучных тенденциях в оперативной обстановке, вносят необходимые предложения для активизации мер комплексной профилактики правонарушений.

Особое место в системе субъектов информационно-аналитической деятельности занимают информационные центры МВД, ГУ МВД, УМВД России по субъектам Российской Федерации, УТ МВД России по федеральным округам. Они являются основной специализированным подразделением, обеспечивающим необходимой информацией все уровни территориальных органов МВД России и других правоохранительных органов и направляющим ее в Главный информационно-аналитический центр Министерства внутренних дел Российской Федерации. Это обусловлено тем, что в современных условиях работа с информацией все больше превращается в самостоятельную, относительно обособленную, основанную на специальных знаниях, приемах и методах функцию, требующую соответствующего организационного обеспечения. Вместе с тем необходимо отметить, что информационные подразделения в определенной мере реализуют аналитические функции, систематизируя и обобщая статистическую, оперативно-разыскную и оперативно-справочную информацию, применяя приемы и методы статистического анализа (группировки, обобщающие показатели и т. д.) при формировании статистической отчетности.

Субъектами информационно-аналитического обеспечения управления в территориальных органах на региональном и районном уровне выступают подразделения делопроизводства и режима. Они осуществляют анализ и обобщение данных документооборота, состояния режима секретности, рассмотрения писем и обращений граждан и составляют статистическую отчетность.

В информационно-аналитическом обеспечении используются и другие организационные формы, например, целевые аналитические группы для сбора оперативной информации по тем или иным вопросам, оперативного анализа управленческих ситуаций, разработки прогнозов и сценариев развития оперативной обстановки и т. д. Важной организационной формой получения информации являются брифинги с представителями общественных объединений.

Реализация вопросов организации и технологии информационно-аналитического обеспечения управления не должна быть оторвана от главной цели – обеспечения социально одобряемого уровня защищенности личности, общества и государства от преступных проявлений. Информационно-аналитическая работа – лишь часть сложной, многоаспектной деятельности, именуемой управленческой, однако она, являясь функцией управления, создает необходимые условия для успешного выполнения поставленных перед правоохранительными органами задач.

 

 


[1] Основы управления в правоохранительных органах: учебник / под ред. А.П. Коренева. М., 1996; Жаглин А.В. Основы управления в правоохранительных органах: учеб. пособ. Общая часть. Воронеж, 2001.

[2] Хейло Л.Г., Аушев К.В. Компьютерная система анализа и оценки оперативной обстановки в регионе: метод. рек. М.: ГОИУ МВД России, 2003.

[3] Керимов Д.А. Методология права. М., 2000.

[4] Вицин С.Е. Моделирование в криминологии. М., 1983.

[5] Клушин О.З., Хейло Л.Г. Прогноз методом экспертных сценок // Штабная практика. 1992. № 1. С. 52–60.

[6] Об утверждении Методических рекомендаций по организации информационно-аналитической работы в отделах, управлениях ГУВД, правоохранительных органах Кемеровской области: приказ ГУВД Кемеровской области от 26 июня 2001 г. № 350.

[7] Терентьев А.В. Информационно-аналитическое обеспечение правоохранительными органами аппаратов государственной власти и местного самоуправления в сфере правоохранительной деятельности (по материалам ГУВД г. Москвы): автореф. дис.... канд. юрид. наук. М.: Академия управления МВД России, 2006.

[8] Аналогичный период прошлого года.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: