double arrow

Основы управления в правоохранительных органах

Основы управления в правоохранительных органах

ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ ПО ТЕМЕ 3: Информационно-аналитическое обеспечение управления в правоохранительных органах

Учебные вопросы:

1. Понятие и содержание информационно-аналитического обеспечения управления в правоохранительных органах

2. Сущность аналитической работы

3. Организация информационно-аналитического обеспечения управления в правоохранительных органах

4. Субъекты информационно-аналитической работы

Время – 4 часа.

Разработано на основе учебника «Организация управления органами внутренних дел»: учебник, 2-е издание, дополненное и переработанное / под общей редакцией доктора юридических наук, профессора А.М. Кононова и кандидата юридических наук, доцента И.Ю. Захватова. – М.: Академия управления МВД России, 2014. – 484 с.

 

1. Понятие и содержание информационно-аналитического обеспечения управления в правоохранительных органах

Развитие системы правоохранительных органов России предполагает повышение эффективности управления путем изыскания внутренних резервов, поэтапного приведения организационно-штатной структуры в соответствие с изменившимися социальными условиями. Наряду с этим важным направлением совершенствования управленческой деятельности является качественное улучшение информационно-аналитической работы. Однако, несмотря на принимаемые меры, этому участку работы уделяется недостаточное внимание: не всегда обеспечиваются своевременный сбор и анализ информации о процессах и явлениях, влияющих на состояние, уровень и динамику преступности, выработка на этой основе управленческих решений. Также существуют тенденции к составлению громоздких аналитических материалов, до крайней степени перегруженных статистическими данными. В силу нечитаемости и стандартного описания заведомо известных вещей такие «аналитические» справки обречены на отсутствие эффективности.

Анализ ведомственных актов, издаваемых органами различного уровня, в части, касающейся информационно-аналитической работы, свидетельствует об отсутствии попыток выявления причин и условий, способствовавших осложнению оперативной обстановки, выводов и предложений по ее стабилизации. Преобладают штампы: «активизируется работа…», «выработан ряд мер…» и др.

Важнейшая особенность процесса управления заключается в его информационной природе. Можно сказать, что управление начинается и заканчивается работой с информацией. Сотрудники различных сфер управления до 70 % рабочего времени затрачивают на поиск, сбор, обработку, передачу сведений. Не случайно специалисты в области теории управления считают, что управление в известном смысле можно определить как процесс восприятия, преобразования, накопления, передачи и использования информации.

Изучая информацию, а равно и процессы, связанные с ее сбором, накоплением, обработкой и передачей, необходимо отметить, что она является неизменным атрибутом социального управления, в том числе и правоохранительной деятельностью, в частности правоохранительными органами. Организационно-практическая деятельность начальника органа во многом носит информационный характер, так как включает получение сообщений, необходимых для принятия решений, а по каналам обратной связи – сведений о процессах реализации ранее принятых решений, состоянии преступности и внешней среды функционирования правоохранительного органа. Можно согласиться с тем, что улучшение результативности оперативно-служебной деятельности органа находится в прямой зависимости от уровня информационно-аналитического обеспечения, которое обусловливает оперативность реагирования на заявления и сообщения о преступлениях и по существу определяет качественные характеристики работы по профилактике, раскрытию и расследованию преступлений.

Не следует забывать, однако, о том, что далеко не вся информация, а лишь преобразованная и адаптированная, пригодна для использования непосредственно в управленческих целях. Преобразование информации состоит в том, что субъект воспроизводит не всю информацию об объекте восприятия, а только ту его часть, которую способен воспринять и которая ему необходима для активного, актуального действия – управления, т. е. в длительной перспективе в целях сохранения качественной специфики управляемой системы. Иными словами, информацию неправильно отождествлять со всем объемом поступающих сведений.

Данные об объекте становятся информацией лишь тогда, когда получают содержание и форму, пригодные для использования в процессе управления. Информация в этом процессе – форма связи между элементами системы, объективно отражающая их состояние.

Под информацией, циркулирующей в правоохранительных органах, следует понимать сведения, которые отражают состояние преступности и общественного порядка, характеризуют силы и средства органов, способы и методы воздействия на управляемую систему и результаты управляющих воздействий, условия и проявления внешней среды, влияющие на состояние сферы управления и эффективность их деятельности.

Информационный процесс в самом общем виде включает следующие аспекты:

– сбор и передачу информационных сообщений о состоянии объекта;

– переработку полученной информации с целью выработки управленческих решений;

– выдачу информации в виде управленческих команд и доведение ее до непосредственных низовых исполнителей.

В целях непрерывности и эффективности соответствующей деятельности субъект управления должен быть информирован: о сущности и конкретных проявлениях объективных закономерностей, которые действуют в сфере его функционирования; о механизмах их действия; задачах, которые призван решать субъект управления, чтобы способствовать достижению общих целей; об общих целях, стоящих перед сферой функционирования на данном этапе ее развития.

Субъект управления также должен быть осведомлен о состоянии управляемого объекта, т. е. о том, что вызывает необходимость соответствующего воздействия, и о возможности его осуществления. Достаточно важна осведомленность субъекта управления и о внешней среде функционирования системы. Все это достигается организацией и осуществлением непрерывного обмена информацией как между компонентами системы, так и между системой и внешней средой.

Рассматривая понятие информации, используемой в правоохранительных органах, следует учитывать ее специфику, в частности степень полноты и достоверности поступающих данных, а также особенности поиска и сбора (это может быть связано как с сознательным сокрытием факта противоправного поведения и появлением латентных правонарушений, так и с дезинформацией, касающейся характера совершенного деяния). Учет указанных моментов важен при подготовке информационных материалов для органов власти и местного самоуправления при организации борьбы с нарушениями правопорядка на территории. В условиях неполной и частично искаженной информации возникает необходимость выработки особых методов ее оценки, обеспечивающих рациональность принятия решений.

В управленческой деятельности органов используется так называемая управленческая информация – любые сведения (сообщения, данные), которые использовались, используются либо предполагаются к возможному использованию при осуществлении функций управления. Определение содержания необходимой для управления информации, установление порядка ее сбора, обработки, хранения и дальнейшего использования является обязанностью соответствующего лица или подразделения. Таким образом, действия, направленные на поиск, сбор, обработку и хранение, а также использование необходимой для управления информации, называются информационным обеспечением управления.

Информационное обеспечение является важной функцией аппарата управления, функцией, присущей руководителю как главному субъекту управления. Организуя эту работу, руководитель должен помнить, что четко налаженные информационные процессы – залог успешного выполнения возложенных на правоохранительные органы задач, средство согласованной деятельности подчиненных. В ходе информационного обеспечения деятельности начальника правоохранительного органа необходимо решить круг вопросов: какая информация нужна, где данную информацию получить, как ее обрабатывать, в каком виде осуществлять накопление, в какие периоды представлять, какова роль конкретных подразделений в организации этого процесса, какова роль и место самого руководителя.

Смысл информационного обеспечения состоит в том, чтобы из совокупности информации с учетом общих ее источников и периодичности поступления отобрать только те сведения, которые необходимы и достаточны руководителю для выполнения им управленческих функций.

В связи с этим возникает вопрос: как определить, что те или иные сведения, данные можно отнести к информационно-аналитическим материалам, пригодным для использования в практической деятельности при выработке управленческого решения? Специалисты в области управления выдвигают ряд требований к информационным материалам, соблюдение которых предполагает достижение искомых результатов[1].

Перечень основных требований к информации и соответствующих отрицательных последствий, возникающих в случае несоответствия им:

– своевременность, поскольку запаздывание затрудняет своевременное принятие управленческого решения, увеличивает степень риска, может принести значительный ущерб;

– надежность, главными характеристиками которой являются достоверность, полнота, объективность (в основном ошибочные решения в системе правоохранительных органов обусловливаются недостаточной надежностью получаемой ими информации);

– логичность и лаконичность, в определенной степени формальность (максимальная смысловая нагрузка при минимальных размерах носителя информации, краткость временного интервала передачи сообщения, соответствие структуры сообщения требованиям системы). При отсутствии или недостаточности этих характеристик увеличиваются временные затраты на переработку и усвоение информации, усложняется задача хранения сообщения в памяти субъекта управления;

– оптимальность (соотношение необходимой и достаточной информации). Избыточность информационных материалов перегружает каналы коммуникаций, приводит к запаздыванию необходимых сведений, усиливает интенсивность помех, что в итоге затрудняет принятие решений. Вместе с тем недостаток (нехватка) информационных материалов увеличивает неопределенность в оценке оперативной обстановки, повышает степень риска и опасность принятия ошибочных решений, ведет к росту необоснованных затрат;

– легкость, доступность в восприятии (краткость, наглядность, выразительность). При отсутствии или недостаточности одного из соответствующих свойств затрачиваются дополнительные силы и время на разъяснения, получаемые от помощников или из соответствующих инстанций;

– системность и комплексность. Отсутствие данных свойств значительно снижает эффективность принятия управленческих решений, особенно в условиях обострения оперативной обстановки и повышения степени неопределенности;

– соответствие поступающей информации полномочиям и компетенции должностных лиц. Несоблюдение этого требования приводит к возникновению проблемы избыточности либо недостаточности информационных материалов и влечет отрицательные последствия и дополнительные потери времени заинтересованных лиц.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: