Одежда. Мужской костюм

6 ОДЕЖДА

 

Исчерпывающие сведения о первоначальном варианте костюма едва ли можно добыть, т.к. никто из ныне живущих не помнит то время, когда еще не вошла в обиход торговая ткань. Правда, мы имеем кое-какие описания, сделанные Генри и Максимилианом. По свидетельству первого, юноши по крайней мере не были обременены излишней одеждой, придя к нему в факторию несколько раз обнаженными, чем, очевидно, вызвали у него немалое отвращение. Однако к этому нужно отнестись критически, т.к. на пути в факторию юношам приходилось переправлять лошадей через реку, для чего, естественно, надо было раздеться.[1]Тем не менее он довольно категоричен в следующем своем утверждении:

 

«Они не носят набедренных повязок и мало заботятся об этой части тела. Их одежда состоит из кожаной рубахи, отороченной человеческими волосами и вышивкой из игл дикобраза, и ноговиц из того же материала; обувь сделана из бизоньей кожи, выделанной с сохранением шерсти; и шапочки – полоски бизоньей или волчьей кожи шириной около 9 дюймов, которые обматывают вокруг головы. Ожерельем им служит снизка когтей медведя – гризли. Иногда поверх всего накидывается плащ из бизоньей шкуры».[2]

 

В другом месте он пишет: «Повседневная одежда этих людей проста и невзрачна, как и у всех луговых индейцев; простая кожаная обувь, кожаные ноговицы до бедер, а поверх всего плащ составляют их обычную летнюю одежду, хотя иногда они носят открытую кожаную рубаху, которая доходит им до бедер. Их зимнее платье мало отличается от летнего; обувь для этого времени года делается из бизоньей шкуры с сохранением шерсти, а иногда встречается и кожаная рубаха и полоска бизоньей или волчьей кожи, обвязанной вокруг головы. Они никогда не носят рукавиц.**** Юноши одеваются в более изящное платье, но только изредка; рубаха и ноговицы оторочены человеческим волосом и украшены бахромой и вышивкой из игл дикобраза; волосы всегда снимаются с головы врага».[3]

 

Чтобы сделать картину более полной приведем еще описание Максимилиана.

 

«Одежда Черноногих изготовляется из дубленой кожи, а самые красивые рубахи – из шкуры толсторога; новые они имеют желтовато-белую окраску и выглядят очень красиво. По краю такой шкуры всегда оставляется полоска шерсти. (с.118) Эти рубахи имеют полу-рукава, а швы оторочены пучками человеческих волос или окрашенного в разные цвета конского волоса, свисающих вниз; корни их обшиты иглами дикобраза. На шее у этих рубах обычно имеется клапан, свисающий и спереди и сзади; как правило, он окаймлен красной материей, украшен бахромой, полосками желтых и цветных игл дикобраза или небесно голубым стеклянным бисером. У некоторых эта бахрома состоит из полосок шкуры белого горностая; это очень дорогостоящее украшение, поскольку эти зверьки стали редкостью. Многие знаменитые вожди и воины носили такие одежды, которые действительно красивы, когда украшены бахромой наподобие венгерского табачного кисета. Когда эти кожаные рубахи пачкаются, их часто перекрашивают в красновато-коричневый цвет; но они гораздо красивее выглядят, когда новые. Некоторые из этих индейцев, подобно Ассинибойнам, носят на груди и на спине круглые розетки, однако это занесенная извне традиция, и на чисто Черноногском костюме такого украшения нет. Ноговицы их похожи на ноговицы других индейцев Миссури, и украшены они в той же манере пучками волос или полосками игл дикобраза; обувь из бизоньих или лосиных шкур тж отделываются иглами, причем на каждом мокасине фон для узоров различен; так, если 1 белый, то другой – желтый. Такого обычая ниже Миссури не существует, там оба мокасина имеют одинаковую расцветку. Основная деталь одежды – большой бизоний плащ – в большинстве случаев разукрашивается с дубленой стороны, но менее искусно, чем у других народов. Чаще всего присутствуют черные параллельные линии, перемежающиеся фигурами зачастую в виде наконечников стрел или других плохих арабесок; в иных случаях плащи украшаются изображениями боевых подвигов в черном, красном, зеленом и желтом цветах. Рисунки обозначают захват пленных, убитых или раненых врагов, захваченное оружие и лошадей, кровь, пули, рассекающие воздух и т.п. Такие плащи украшаются поперечными полосками игл дикобраза самых ярких расцветок разделенными на 2 равные части круглой розеткой из того же материала. Сама шкура часто красновато-коричневого цвета, а рисунки на ней – черного. Такие плащи носят все индейцы Миссури, и хорошо известно, что у Минитари и Кроу они наиболее искусно выделаны и расписаны. В материалах 1-й экспедиции майора Лонга есть изображение такой шкуры, но это единственная, которая мне известна, поэтому я зарисовал именно ее. Компания дает за такую шкуру от 6 до 10 $. Летом она носится мехом наружу, а зимой – мехом внутрь. Правая рука и плечо обычно обнажены. Можно подумать, что летом в ней слишком жарко, а зимой слишком холодно, однако человек привыкает ко всему, и они одеваются круглый год практически в одно и то же».[4]

 

Теперешнее поколение не помнит тех времен, когда, если верить Генри, мужчины не носили набедренных повязок. Однако, учитывая обычную точность этого наблюдателя, его свидетельства нельзя игнорировать. Его мимолетные замечания создают впечатление, что спереди одевался простой передник, как у Ассинибойнов и ряда других племен. С другой стороны отмечается, что во времена Максимилиана у Черноногих, приходивших на Миссури, тело было, в отличие от других племен к вост. и югу, большую часть времени закрыто.[5] (с.119) Это еще раз доказывается  почти полным отсутствием раскраски тела. Поэтому, несмотря на свидетельство Генри, наша информация и информация других наблюдателей позволяет считать, что Черноногие были одеты лучше, чем большинство других племен региона.

Мужской костюм

В качестве типично Черноногской мужской рубахи можно взять экземпляр, привезенный Гринеллом. Тулово изготовлено из 2 шкур оленя или антилопы, соединенных вверху швом, который прерывается только воротом. Шкура с задних ног животного спадает, как показано на ф.71; а хвост с остатком шерсти образует центральное украшение. Спинка ничем не отличается от переда, а бока открыты, если не считать 2 завязок – 1 у подмышек, другая – на поясе. Рукава сшиты: 1 сделан из 1 куска, другой – из двух. Т.о. этот элемент одежды можно изготовить из 4 кусков, выкроенных по 2 образцам (см. рисунок). Все открытые края тулова нарезаны в виде короткой широкой бахромы. Концы подвесок (шкура с хвоста и задних ног – прим.перев.) нарезаны в виде бахромы длиной 20 см, шнурки которой скручены. Их декоративное значение подкреплено шерстью, оставшихся от тех частей шкуры, с которой они были срезаны. Манжеты рукавов разрезаны, и края каждой половины нарезаны не как бахрома на тулове – прямоугольниками, а треугольниками. На плечах и рукавах пришиты полосы бисера. Этих полос 4 штуки или 2 пары; те, что на плечах имеют четное количество узоров, а те, что на рукавах – нечетное. Ворот спереди и сзади окаймлен 3-угольным  клапаном, 1 половина которого красная, а другая – черного цвета; при этом спереди красный участок расположен с правой стороны. Этот клапан украшен бахромой. Верхняя часть тулова и рукава выкрашены в красный цвет с черными поперечными полосами. Верх рукавов и плечи отделаны полосками шкурок белой ласки. Как правило, на изготовление каждой полоски уходит целая шкура, чтобы сохранился черный кончик хвоста; из-за этого одежда становится довольно дорогой. Между шкурками ласки симметрично расположены 6 шнурков красного конского волоса. Поскольку обе стороны такой рубахи одинаковы, ее можно носить и задом наперед. В отличие от покупных рубах, ни на груди, ни на спине нет вертикального выреза; однако ворот при помощи шнуровки на плечах можно увеличивать или уменьшать.

 

Еще 1 рубаха из коллекции в общем сходна с последней, только сделана менее добротно. Однако у нее есть 1 типичная черта, которой лишена первая, а именно: большой расшитый бисером диск на груди и на спине. Если понаблюдать за участниками племенных собраний, (с.121) то такие украшения в виде дисков можно встретить на рубахах большинства, и туземцы считают, что они должны присутствовать на всех нарядных рубахах.

 

Рубаха из телячьей кожи изготовляется по тому же принципу. Только хвосты обрезаются под прямым углом, а края оставляются без бахромы. Вместо шкурок ласки, рукава спереди и сзади оторачиваются очень длинной бахромой из телячьей кожи. Другая рубаха похожа по крою, но украшена полосками вышивки из игл дикобраза с бахромой из шкурок ласки и человеческого волоса.

 

Два первых образца можно считать высшим типом мужской рубахи, тж наиболее характерным. Два последних представляют собой тип, занесенный извне, поскольку украшения почти полностью идентичны тем, что встречаются у Ассинибойнов. Те же параллели присущи технологии вышивания бисером и иглами. Между прочим нужно отметить, что колотая рубаха, известная Неперсе и другим племенам, изредка встречалась и у Черноногих.

 

С такими рубахами мужчины носили длинные ноговицы, доходившие до бедер и свисавшие с пояса на ремне. Типичный образец представлен на ф.73. Обшлага обычно нарезаются на 4 части и слегка оторачиваются бахромой. Вышитые бисером или иглами полосы тянутся почти по всей длине ноговиц и оторачиваются бахромой в виде полосок из шкурок ласки или другой какой-нибудь. Как правило, ноговицы окрашивают в желтый цвет и по всей площади покрывают черными полосами, как у Манданов и других оседлых индейцев; однако, на лодыжке у Черноногих ноговиц крой иной – у первых они не обрезаны и свободно спадают вниз.[6]

 

Одежда для маленьких мальчиков зачастую изготовляется по тем же принципам; хранящийся в коллекции образец практически полностью повторяет вышеописанный. Хотя в популярной литературе одежда, украшенная шкурками ласки, выдается за прерогативу вождя что подтверждается некоторыми преданиями, есть основания сомневаться в том, что это правило строго соблюдалось. Насколько позволяют судить имеющиеся данные, это скорее следует считать полным нарядом. (с.122)

 

В пору расцвета торговли многие мужчины носили большие пальто из одеял. Уних были закрыты рукава и обычно прикрепленный капюшон. Некоторые еще встречались в обиходе в 1905г. Набедренную повязку до сих пор носят старики. Она пропускается между ногами, а спереди и сзади держится на ремне. Края набедренных повязок обрезаются под прямым углом, но спадают не так низко, как у некоторых Сиуязычных племен. В прошлом такие повязки изготовлялись из оленьей или другой мягкой кожи. Образец из коллекции представляет собой прямоугольник размером 31 на 138 см. Пояс сделан из того же материала размером 5 на 140 см.

 

Первоначально плащи из бизоньей кожи были в широком ходу, но впоследствии их вытеснили покупные одеяла. Хотя в настоящее время плащи изготовляются из телячьей кожи, носят их редко, используя больше в качестве постельных покрывал и в декоративных целях. По свидетельству Гринелла, в обиходе были зимние плащи из бобровых шкурок и летние – из коровьих и прочих шкур, с которых удалялся волос.[7] В коллекции хранится накидка из лосиной кожи, выдубленная с обеих сторон, 1 из которых расписана рисунками. Мужской плащ обычно пересекала широкая полоса вышивки бисером и иглами дикобраза, образцы которой сейчас можно встретить на покупных одеялах. В коллекции имеется несколько таких лент. Одна из них – ее можно считать типичной – вышита иглами (ф.74). Характерная черта – использование дисков обычно в количестве 4 штук, к которым посередине прикреплены полоски шкурок ласки. Эти полосы пришивались с выдубленной стороны бизоньего плаща и тянулись с головы до хвоста. На покупных одеялах их носят горизонтально, т.е. вокруг пояса. Относительно того, как их носили в прошлом, мнения расходятся: одни утверждают, что вертикально, как Арапахо. Это все равно, что утверждать, что иногда плащ носился головой вверх, а хвостом у пяток; это исключено, т.к. правильным было, когда голова слева, а хвост справа. (с.123) У мужчин рисунки обычно делались в виде пиктограмм, у женщин – в виде полос, хотя существовали и значительные вариации. Некоторые утверждают, что женщины носили эти полосы наискось, а мужчины – вертикально.

 

Как правило, мужчины закутывались в плащ полностью до подмышек, а спереди застегивали на своего рода застежку, чтобы он не спадал. Покупное одеяло по-прежнему закрепляется тем же образом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: