Пояса. Мокасины. Прически. Гребни. Волосяные и шейные украшения

Пояса

Пояса носили и мужчины, и женщины, но чаще последние. Рассказывают, что мужские пояса были очень узкие, но в остальном ничем не отличались от женских. (с.127) В настоящее время женщины носят пояса из покупной кожи шириной около 10 см,[13] украшенные бисером и медными гвоздями. 1 очень старый образец, который мы нашли, усеян множеством тяжелых медных пуговиц; говорят, что в прошлом это была единственная форма отделки, а коль скоро пуговицы стоили дорого, носить такой пояс считалось роскошью. Некоторые из этих поясов, как и Ассинибойнские, увешивались длинными подвесками.

 

Женские ножны имели сходную с поясами конструкцию, подвешивались на веревке и носились на бедре. У мужчин же пояс пропускался через отверстие в ножнах, что было характерно для Ассинибойнов.

Мокасины

Мокасины подразделялись на 2 типа. 1 – более древний по традиции – изготовляется из 1 куска, как показано на ф.78. Следующее объяснение дано м-ром Уильямом К.Орчардом: «Та часть выкройки, которая обозначена буквой А, составляет передок мокасина; В – это подошва; Е – язычок, а F – шлейф. Кожа складывается вдоль по пунктирной линии, концы С и Д совмещаются, а края сшиваются до точки G; в результате шов проходит по всей окружности ступни. Вертикальный пяточный шов образуется после сшивания совмещенных у Н концов С и Д, а F остается болтаться. Расстояния С-Н и Н-Д равны, поэтому боковой шов на пятке расположен посередине между верхом мокасина и подошвой, но доходит до уровня пальцев.(с.128) Т.к. малая высота боковых сторон мокасина создает определенные неудобства, пришивается клапан шириной от 2 до 6 дюймов; его делают достаточно длинным, чтобы хватало на перед, и крепят на лодыжке при помощи простой веревки или шнуровки.

 

Зимние мокасины шились по тому же принципу, только обычно из бизоньей кожи и мехом внутрь. Современный вариант мокасина состоит из 2 и более частей и обычно оснащен сыромятной подошвой. Для этой цели зачастую используются парфлеши и сумки разрисованной стороной внутрь. Подошвы обычно соответствуют очертаниям ступни и поэтому делятся на правые и левые. Передок имеет форму, изображенную на ф.79. Иногда язычок вставляется отдельно, а не составляет одно целое с передком. Во многих случаях лодыжка обматывается материей – чаще всего красного цвета; окаймленной черной или зеленой полосками и украшенной своеобразным крестовым стежком (ф.80).Часто добавляется высокий верх, который вместе с язычком полностью закрывает лодыжку. Шнурок проходит под матерчатой обмоткой, иногда проходит через пятку, тем самым делая полный круг. (с.129) Правда, бывает, используются 2 веревочки, концы которых связываются у пяточного шва или как в предыдущем случае.

 

Шлейфы используются. По результатам 13 осмотренных пар Черноногских мокасин соотношение таково: без шлейфа – 4; 1 шлейф – 3; 2 шлейфа – 3; с бахромой на пяточном шве – 3.

 

В настоящее время никаких различий между мужскими и женскими мокасинами не наблюдается. Летом для повседневной носки используются простые холщовые мокасины. В качестве украшений употребляются краски, бисер и иглы. Как и у  многих др. племен, полная отделка передка производится до пришивания подошвы. Шов обычно начинается с носка; сначала материал выворачивается наизнанку, а в самый последний момент – обратно. Крохотные металлические погремушки и рудиментарные отростки копыт как украшения на мокасинах, очевидно, не нашли места в культуре Черноногих. Одно время для мужчин было модно носить прикрепленными к пяткам хвосты барсука – обычай, ранее бытовавший у оседлых индейцев. Ничего из этого не сохранилось, правда, старики до сих пор привязывают хвосты к стременам; очевидно, это пережиток прежних норм.

Прически

Женщины носят волосы заплетенными в 2 косы или свободно спадающими на плечи и перехваченными на лбу повязкой. В обоих случаях посередине делается аккуратных пробор. Косы носят девочки и взрослые женщины, а старухи почти всегда держат волосы распущенными. Такая же прическа делается для церемоний. При аккуратной укладке волосы разглаживаются вдоль висков, закрывая уши, хотя обычно лоб оставляется более открытым, чем у Дакотов и ряда др. племен. Волосы редко красятся, хотя в прошлом положение могло быть иным, т.к. Генри отмечает: «Украшения у них немногочисленны – перья, иглы и человеческие волосы покрытые красной, белой и голубой землей; однако при украшении своих волос они любят использовать разные европейские безделушки. Юноши выглядят гордыми и надменными, и стараются держать свою одежду в чистоте. Женщины неряшливы. Платье их шьется из кожи; волосы, которые расчесываются только пальцами, свободно спадают на шею и всегда смазываются красной и свинцового цвета землей. От этого они выглядят дикарями, хотя у многих черты лица были бы приятными, не будь они измазаны землей.»[14] Гринелл подтверждает неряшливость женщин в плане ухода за волосами.[15] Хота для настоящего времени такое определение не справедливо, перемены можно объяснить влиянием школ и прочего.

 

Мужчины, напротив, уделяли прическе повышенное внимание. (с.130) Генри пишет: «Юноши носят волосы распущенными и закрывающими шею и следят за тем, чтобы они были гладкими и ровно окаймляли лицо; кроме того, они носят локон, спадающий на лоб и доходящий до кончика носа; его они ровно подрезают и разглаживают, чтобы нос не был виден.» И далее – «Мужчины постарше отращивают волосы и закручивают их так же, как Ассинибойны; однако этот пучок они носят не на макушке, а на лбу; он выступает на 7-8 дюймов в виде огромного пучка и обмазывается красной землей.»[16]

 

Длинную прядь волос на лице сейчас уже не увидишь, но она встречается на нескольких рисунках Кэтлина. Максимилиан отмечает следующее: «Волосы у них свободно спадают на глаза и вдоль головы, зачастую в беспорядке. Правда, юноши, которые уделяют больше внимания внешнему виду, постоянно делают на лбу пробор и гладко расчесывают**** Некоторые заплетают волосы сзади в длинную толстую косу, а многие в особенности шаманы – носят их, как Манданы и Минитари, разделенными на несколько толстых кос по всей окружности головы; как правило, они перевязывают их все кожаным ремешком и носят на лбу в виде толстого узла.»[17]Упомянутый узел долгое время был отличительной чертой хранителя священной трубки.[18]Иногда волосы на макушке коротко подстригаются и ставятся торчком. Как бы то ни было в прошлом, в настоящее время многие мужчины уделяют немало времени уходу за своими волосами. Они без ума от длинных волос и пользуются амулетами, чтобы те быстрее росли (цв.илл. II и VII)/

 

Как и др. индейцы, Черноногие не выносили растительности на лице. Хотя старики могут вспомнить несколько случаев, когда мужчины их племени носили маленькие бородки, это было исключением. Обволошенность лобка и подмышек довольно значительна, а у некоторых большой волосяной покров есть на спине и конечностях. Все эти волосы, кроме тех, что росли на лобке и прикрывались набедренной повязкой, обычно выщипывались. В прошлом щипцы изготовлялись из дерева или кости.

Гребни

Насколько известно, настоящие гребни не использовались, вместо этого причесывались щеткой из хвоста дикобраза. Нами было собрано 3 типа. Широко был распространен тип, известный большинству племен долины Миссури – насаженный на палку хвост дикобраза. На ф.81 мы видим настоящую щетку – щетина дикобраза, прикрепленная к палке при помощи сыромятной кожи. Необычная форма в виде связанного конского волоса представлена на ф.82. Иногда при изготовлении щеток использовались не волос и щетина, а пучок небольших гибких прутиков.

Волосяные и шейные украшения

Наконец мы можем приступить к рассмотрению волосяных украшений; хотя это нас скоро приведет к талисманам и амулетам - предмету, который выходит за рамки настоящей работы. В настоящее время, если туземные волосяные украшения и остались, то их очень не много. Пучки перьев и др. предметы, привязанные на голове, являются пережитками недавнего прошлого, когда играли не просто декоративную роль. По свидетельству Максимилиана,[19] у виска часто подвешивалась небольшая раковина; кроме того, с одной или с обеих сторон головы свисали локоны, обмотанные латунной проволокой (очевидно, это отдельное украшение). Орлиные перья на голове получили гораздо меньшее распространение, чем среди Дакотов; упор делался на полоски шкурок горностая и пучки совиных перьев.

 

Некоторые мужчины носили своеобразное ожерелье из древесного гриба, который высоко ценился благодаря своему приятному цвету. Оно состояло из разных по форме кусочков размером с теннисный мячик, которые с интервалами нанизывались на ремешок. В старину, как и у многих окрестных племен, пользовались популярностью медвежьи когти.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: