Сравнительный материал

Для того чтобы определить место одежды Черноногих среди окрестных племен, мы должны в общих чертах выяснить распространение близких ей типов. Прошлые наблюдатели имели тенденцию описывать мужскую рубаху с бахромой из волос и пр. с украшениями из игл дикобраза и в особенности с розеткой или диском, что является характерной чертой Ассинибойнской одежды. О Манданах  Максимилиан пишет: «Эти индейцы обычно не закрывают верхнюю часть тела; кожаная рубаха, распространенная у Ассинибойнов, Сиу [ Дакота], Кроу, Черноногих и др. народов, живущих к сев. и с-з от них, ими использовалась редко. Некоторые, правда, доставали их у др. индейцев виде подарка или посредством торговли.»[24] Брейкенбридж иногда видел такие рубахи у оседлых индейцев Миссури.[25] Судя по имеющимся данным представляется вероятным, что Хидатса, Арикара и Манданы редко использовали рубаху в качестве постоянной одежды, если использовали вообще.

 

Хранящиеся в Музее мужские рубахи, характеризуются следующими чертами. На Арапахских образцах рукава закрытые наподобие современного пиджака со швами по бокам. Правда на 1 из экспонатов 1 сторона открыта и сметена завязкой. В отделе Гровантров представлена церемониальная рубаха с половинчатым рукавом, т.е. закрытым от локтя до запястья, но открытым, как у Дакотских рубах, с обеих сторон тела. Рубахи Дакотов, как уже говорилось, открыты по бокам; зачастую даже без завязок, а в большинстве случаев – с полурукавами. (с.135) Образцы Неперсе открыты по бокам и тж имеют, очевидно, полурукав, хотя отверстие в нем невелико. Эти рубахи Неперсе напоминают Черноногские: на подоле тж имеются хвосты с кисточками на конце.

 

По всей видимости, рубахи не носили мужчины у Оседжей и Пауни, а во времена Лонга – у Кайова, Команчей, Чейенов и Арапахо.[26] Однако у Арканзас рубахи, видимо, вошли в обиход.[27]

 

Тот общий тип, к которому принадлежат Черноногские образцы, т.е. отороченный бахромой перед или рукава, широкие декоративные полосы на плечах и рукавах, был распространен у сев. Шошонов, Сахаптинов, Кроу, Ассинибойнов, Дакотов и, вероятно, у некоторых оседлых племен Верхней Миссури. С течением времени этот перечень, судя по любой коллекции фотографий, расширялся. Как Черноногие, сев. Шашоны и Сахаптины использовали закрытый рукав, однако бахрома закрывала только пространство между локтем и плечом, что обычно не наблюдалось к вост. от гор. Генри описывает рубаху Кри, у которой рукава были открыты от плеча до локтя, как у женщин.[28]Максимилиан примерно тоже самое отмечает и у Черноногих.[29] Имеющиеся данные свидетельствуют о том, что эта рубаха с отделкой является особым костюмом или разновидностью регалий ведущих военных союзов. Ее распространение среди юж. племен, не носивших рубах, очевидно, объясняется именно этим. Наибольшую популярность она завоевала у Дакотов, Ассинибойнов, Кроу, Черноногих и их ближайших соседей к западу от Великого Водораздела и выделялась бахромой из волос и др. изменчивыми деталями, символизировавшими боевые подвиги.

 

По нашей информации, рубахи в качестве постоянной одежды носили Ассинибойны, Черноногие, Неперсе, некоторые Шошонские и Селишские племена, Кроу и, возможно, Дакоты и Гровантры. Учитывая тот факт, что рубахи были характерны для Кри и вост. Дене, можно с уверенностью сказать, что это чисто северная черта. Поэтому справедливо будет утверждать, что как настоящая мужская одежда, рубаха не была распространена по всему региону; однако как особый, предназначенный для праздничных случаев, предмет туалета по крайней мере в исторический период получил довольно широкое распространение. Естественно, что Черноногие и их ближайшие соседи часто прибегали к обоим типам.

 

Подобным же образом особое распространение получила женское платье или рубаха. Сходное с Черноногским, безрукавное платье использовалось оседлыми индейцами, Кроу, Дакотами, Арапахо, Неперсе, сев. Шошонами, Ассинибойнами и равн. Кри. (с.136) Фотографии показывают, что та же самая форма платья встречается у Ютов, Кайова и Команчей. В более ранний период Ассинибойны, очевидно, носили платья, напоминающие платья Кри.[30]  Что представляло из себя это платье, до конца неясно, хотя оно и было описано Макензи,[31]Генри[32] и Хармоном.[33] Все сходятся в том, что рукава были пристежные и закрытые от запястья до локтя, «но потом до плеча они были открытыми снизу и закидывались на шею, где закреплялись поперек груди и спины»[34] Хармон отмечает, что они держались на ремне, соединявшим оба рукава.[35] Макензи пишет, что углы открытой части рукава свисали за пояс.[36] Само платье крепилось на плечах при помощи кожаных ремешков, а «пелерина спадала спереди и сзади на 8 дюймов и красиво отделывалась иглами и бахромой.»[37] (Как ни странно, в этом регионе женщины носили плащи с загибом наверх). Эта пелерина, видимо, вместе с ярмом напоминало описанное выше Черноногское платье. В остальном же юбка Кри и Ассинибойнов, очевидно, соответствовала характерному платью нынешних женщин Равнин. Закрытый или частично закрытый рукав является сев. Чертой, т.к. Карвер утверждает, что женщины, которых он видел ходили вообще без рукавов.[38] Памятуя о свидетельстве Гринелла относительно старинного Черноногского костюма с рукавами, можно предположить, что его информаторы имели в виду Крийский тип.

 

В некоторых Алгонских и Восточно-Сиуских племенах женщины носили юбки, спускавшиеся ниже колен; собой они представляли простые куски материи или замши, открытые с одной стороны или спереди. Лонг[39] встречал их у Оседжей., а тж у Чейенов и др. племен.[40] Нечто подобное в старину носили у Оджибве и вост. Кри. Если взять более общую форму в виде короткой юбки, спускавшейся ниже колен, то в этот ряд можно включить и Пауни.[41] В этих случаях носилась одежда для верхней части тела, обычно без рукавов и простым воротом или подобие накидки, закреплявшейся на одном плече. По эти чертам можно отличить данным тип женской одежды от женской одежды вышеперечисленных племен.(с.137)

 

Женщины зап. Дене тяготели к переднику и плащу[42] типа того, что был распространен на Тихоокеанском побережье, а внутриматериковые Селиши использовали промежуточную форму между Дене – типом и Черноногским.[43]

 

Т.о. общий тип женского платья в районе Миссури и Саскачевана отличался от того, который был характерен для сев., вост. и юга. Правда, он во многом был схож с Сахаптинским и Шошонским комплексами. Это платье представляло собой 1- составной вид одежды, в отличие от платья, которое носили женщины в др. частях континента. В пределах ареала его распространения можно выделить ряд подтипов. Сахаптины из краев пелерины делали настоящие рукава, очень напоминавшие пристежные рукава Кри. Кайова, Команчи и, возможно, Юты шили платье с глубоким вырезом на шее наподобие корсетов – безрукавок Пима, Моки и др. Эти же ю-з племена использовали съемную пелерину, по внешнему виду сходную с Дакотской. Правда, некоторые собиратели приписывали этим пелеринам церемониальную функцию.[44]

 

Те образцы женского платья, которые мы изучили, указывают на имевшуюся у Арапахо и Чейенов тенденцию к ярму с выкроенными под прямым углом «хвостами» (extensions) пелерины; Дакотам была известна характерная зубчатая пелерина, хотя Кэтлин рисовал их на манер Черноногих. Ранние наблюдатели отмечали, что Ассинибойнов трудно отличить по внешнему виду от равн. Кри и, хотя до настоящего времени не дошло ни одного четкого описания костюма того времени, художник Максимилиана изобразил Ассинибойнок в платьях, очень напоминающих рукавный тип Кри. Т.о., по одному крою платья Черноногих ближе всего стоят к платьям Манданов и др. оседлых индейцев. Хотя сейчас не время вдаваться в рассмотрение вышивки и др. видов отделки, можно сказать, что по этому показателю Сахаптины и сев.Шошоны буквально ничем не отличаются от Ченоногих, тогда как Дакотский вариант встречается у Кайова, Арапахо, Ютов и др. Практически на всех образцах мы обнаружили U-образный загиб, который на Черноногских платьях переходит в хвост с кисточкой. Мы считаем, что Ченоногих можно с уверенностью принять за родоначальников данного вида отделки, несмотря на то символическое содержание, которое ему придали некоторые племена.

 

Интересно вникнуть в проблему специфичности Черноногского фасона платья. Со структурной и географической точек зрения существует историческая связь между вставной верхушкой Черноногского ярма, съемным пелеринообразным ярмом Дакотов и др. и и сложенным ярмом Кри. (с.138) Наличие съемной пелерины у ряда Шошонских и др. юж. племен можно объяснить особой дифференциацией или более поздним появлением независимой по происхождению детали. За неимением данных, ареал распространения можно обрисовать лишь приблизительно; съемная пелерина – на юге, тяжелая комбинированная с юбкой пелерина посередине и более легкая с намеком на рукава пелерина на севере. Свидетельство Гринелла о том, что в прошлом Черноногские женщины носили костюм, типичный, как нам теперь известно, для Кри и Сольто, говорит о том, что к ним этот широко распространенный на Равнинах тип был занесен извне.

 

Женские ноговицы были одинаковыми у Кри,[45]Ассинибойнов, сев.Шошонов, Манданов, Хидатса и Дакота. Этот тип можно назвать коротким коленно-лодыжечным.

 

Один тип ноговиц, который носили и женщины, и мужчины иногда использовался у большинства племен этого региона; кроме того, он получил широкое распространение у Алгонкинов и др. вост. народов. Этот тип характеризуется цельным клапаном вдоль внешнего шва; это выпущенные за шов 2 края ткани или кожи. Ареал распространения данного типа настолько широк, а его применение за пределами этой зоны столь разнообразно, что с этнографической точки зрения его нельзя принимать всерьез. Наиболее вероятно, что этот тип был занесен с востока и никоим образом не вытеснил типичный для этого региона вид.

 

В целом выкройка и способы шитья одежды были схожи у вост. и юж. соседей Черноногих. Кэтлин пишет: «Не могу сказать, чтобы платье Манданов в корне отличалось от платья Кроу, Черноногих, Ассинибойнов или Сиу; тем не менее каждому племени присущи свои способы шитья и отделки, что позволяет знакомому с их обычаями путешественнику распознавать одежду любого племени. Различия эти связаны обычно со способом изготовления головных уборов, отделки платья иглами дикобраза, которые они применяют в огромном количестве.»[46]

В отличие от Кроу, одежда Черноногих темного цвета, что объясняется способом выделки оленьих шкур.[47] Эта особенность, хотя и была известна др.равн. племенам, преобладала у Шошонов и в особенности у племен Плато и р.Маккензи, откуда, возможно, и перешла к Черноногим.

 

Приведенный ниже сравнительный анализ мокасин был произведен м-ром Уильямом К.Орчардом.

 

По всей видимости, все мокасины можно разбить на 3 группы: а- с пришивной подошвой; в- с подошвой, составляющей одно целое с передком; (с.139) с- мокасин в стиле ботинка. Коль скоро, первая характерна больше для районов к зап. от Миссиссиппи, она будет рассмотрена в первую очередь.

 

Мокасин №1 (ф.83) можно назвать 3-составным, т.к. он состоит из передка, язычка и подошвы. Вдоль середины передка до точки, расположенной чуть ниже подъема, делается разрез, который продливается вправо и влево под углом 90о; в результате вырез приобретает Т-образную форму, причем вертикальная линия делается гораздо длиннее горизонтальной. По краю горизонтального разреза пришивается язычок. (Нужно отметить, что на мокасинах Ютов, язычок пришивается к 3 краям, появившимся от горизонтального разреза). Передок пришивается к сыромятной подошве, вывернутой наизнанку. По завершении шва мокасин выворачивается обратно; в результате стежки оказываются с внутренней стороны словно на цельнокроеных мокасинах. Для закрепления мокасина на ноге применяется обычная шнуровка (ф.100). Верх мокасина в большинстве случаев делается путем наращивания передка.

 

Образцы №2 (ф.84). Форма выкройки в данном случае такова, что пяточный шов делается на внутренней стороне ступни. В остальном он ничем не отличается от образца №1.

 

Образец №3 (ф.79) очень прост для 2-составного мокасина. Передок и язычок выкраиваются из цельного куска мягкой дубленой кожи. Во многих случаях края мокасина выкраиваются параллельными, но иногда сужаются к концу, в результате чего мокасин в районе пятки становится выше. В большинстве случаев добавлялся лодыжный клапан и использовалась стандартная шнуровка.

 

Образец №4 (ф.85) характеризуется 1 прямым разрезом вдоль середины передка и вставным язычком с заостренным корнем. Эта разновидность бытовавшая почти исключительно у Ютов, иногда  встречается без язычка, вместо которого используется клинообразная вставка.

 

Образец №5 (ф.86). Передок имеет 1 прямой вырез вдоль середине выкройки, с V- образным дополнением на конце, в результате чего язычок получается очень коротким и заостренным. Данная форма была известна одним Сарси.

 

Образец №6 (ф.87) отличается тем, что эластичная подошва пришивается к пятке с запасом и загибается вверх, образуя шов, идущий сверху вниз к ступне. Выкройка передка такая же, как и у образца №1. До сих пор мы встречали его только у Шошонов.

 

Образец №7 (ф.88). Разрез делается практически вдоль всей длины выкройки по самому центру. В это отверстие вставляется длинная суживающаяся на конце полоска кожи; шов делается с любой стороны и доводится до точки, расположенной чуть ниже подъема, а остальная часть вставки образует язычок. Выкройка делается на 4-5 дюймов длиннее, чем нужно, а из того, что выходит за пяточный шов нарезается бахрома. Данная форма доселе встречалась только у Апачей.

 

Вторая группа (в) распространена в меньшей степени, чем первая. (с.140) То, что можно обозначить под №8, было описано, когда шла речь о Черноногских мокасинах (ф.78). Возможно, что это наиболее часто встречающаяся форма для цельнокроеных мокасин.

 

Образец №9 (ф.89). Выкройка такого мокасина складывается вдоль от пятки к носку; края от «а» до «в» сшиваются, образуя носок мокасина, а края от «с» до «d» - пятку. По бокам входного отверстия иногда пришиваются лодыжные клапана, но бывает, что они составляют целое с передком и подошвой. Шов, проходящий по середине ступни, сборивается около носка таким образом, что стежки не доходят около ½ дюйма до края мокасина с верхней его стороны. (с.142) Т.к. пяточный шов суживается на нижнем конце, он иногда выворачивается внутрь и делается вертикальным по отношению к передку; в результате с внешней стороны мокасин принимает слегка закругленную форму.

 

Образец №10 (ф.90). В данном случае на весь мокасин требуется мягкая дубленая кожа. Край большего по размеру куска кожи между точками «а» и «в» пришивается к краю меньшего куска от «с» до «d», причем тот, что побольше загибается и сборивается. (с.143) Это образует носок мокасина. Два конца, отмеченные буквами «е» и «f», совмещаются и сшиваются – в результате получается пяточный шов.

 

Образец №11 (ф.91). Этот тип мокасина изготовляется по простой выкройке, однако сам способ сшивания его частей сложен. Требуется 2 куска мягкой дубленой кожи, состоящие из части «а»- передок, комбинированный с подошвой; и полоски меньшего размера для язычка, который вставляется довольно глубоко, чтобы закрыть подъем. Выкройка передка складывается вдоль пунктирной линии, а концы «с» и «d» сшиваются после того, как подрезается край, образовавшийся в результате складывания; как следствие, шов спускается посередине ступни под носок. Потом в отверстие между отрезком «с» - «d», который расположен по центру, и отрезком «е»-«f» вставляется язычок. Поскольку расстояние по краю между «е» и «f» больше, чем ширина вставки («g»-«h»), оно покрывается мелкими «сборками», которые отличаются ровностью и аккуратностью; в некоторых случаях каждая складка акцентируется каким-нибудь острым предметом. Пяточный шов образуется в результате сшивания отрезков «i»-«к» и «к»-«j»; торчащий конец «h» отрезается, после чего шов принимает форму буквы Т.

 

В большинстве случаев края мокасин не очень высоки, и поэтому пришиваются лодыжные клапаны шириной 2-10 дюймов. Применяется стандартная шнуровка. Помимо вышеупомянутого, существуют и др. способы завершения носочного шва. На мокасинах Наскапи шов, вместо того чтобы уходить под носок, образовывающийся после закругления края «h», имеет разрезы, расположенные под углом 90о к самому шву; в результате ненужный край убирается, а шов принимает форму буквы Т, причем перекладина этой буквы располагается выше носка. У вост. Кри некоторые мокасины отличались тем, что край носочного шва был сборен и притом в разных формах.

 

Образец №12, ф.92, принадлежащий Шаста, уникален. Данная выкройка складывается по линии «с»-«d». Точки «а» и «в» совмещаются в результате – расстояние от «в» до «с» получается больше, чем от «с» до «а» - эта разница покрывается серией сборок на длинном отрезке которые делаются в процессе зашивания. (с.145) На участке от носка к подъему шов получается изогнутым, а его выпуклый край обращен к внешней стороне стопы. Эта  выкройка предназначена для правой ноги, и, как можно видеть, лодыжечный клапан с внутренней стороны гораздо больше, чем с внешней. Пяточный шов, который делается между точками «е» и «f”, проходит не по всей длине – наверху участок размером в 2 дюйма оставляется открытым. Применяется обычный способ шнуровки, причем ремешки заготовляются такой длины, чтобы ими можно было несколько раз обмотать лодыжку.

 

Ботиночный тип мокасина скорее можно назвать ю.-западным, нежели северным. Наиболее распространенный на Равнинах вариант по крайней мере по структуре представляет собой соединение мокасина и ноговицы. Это показано на образце №13 (ф.93). Передок имеет несложную выкройку в форме подковы, отделенную от ноговицы. Ноговица представляет собой прямоугольный кусок кожи, более широкий на том конце, который примыкает к передку, сужающийся к лодыжке и постепенно расширяющийся к колену, т.е. полностью соответствующий форме ноги. Шов проходит на лицевой стороне ноги с узкой расположенной выше полоской; создается впечатление, что она прикреплена сбоку. Подошва – из сыромятной кожи, а пришивается она к передку точно так же, как на мокасинах 1-й группы (а). Иногда на лодыжке делается шнуровка.

 

Еще 1 интересный экземпляр стоит под №14 (ф.94) и принадлежит Хопи. На изготовление выкройки уходит вся мягкая, белая, дубленая оленья кожа целиком. На носок предназначается не ровный кусок кожи с шеи или с ноги. Единственная часть, которой придается надлежащая форма, закрывает пальцы и подъем, образуя язычок. Ноговица шьется из 1 половины шкуры, разрезанной по линии от головы к хвосту. Кожа с головы подрезалась, чтобы подойти к пятке мокасина и охватить носочную часть с 1 из сторон. Подошва изготовляется из сыромятной кожи с запасом, чтобы края можно было загнуть; при шитье края аккуратно сбориваются на носке и пятке, а стежки делаются снаружи. Когда носочная часть готова, пришивается ноговица; она начинается в точке «а» на ноге и заканчивается в точке «d» на подошве, из-за чего край шкуры помещается с внутренней стороны ноги.

 

Эффект ноговицы возникает в результате наматывания шкуры вокруг ноги по спирали начиная с внутренней стороны и ведя ее слева направо через лицевую сторону ноги; как следствие край шкуры оказывается снаружи обмотки. Оставшиеся свободные концы затыкаются вокруг колена, и все вместе это подвязывается ремешком, пришитым к хвосту шкуры.

 

Образец №15 (ф.95) – др. разновидность, существовавшая у Пуэбло. Шов проходит по задней стороне ноги. Для передка требуется мягкая белая дубленая оленья кожа, а для подошвы – сыромятная. (с.146) Носочная часть «а» выкраивается отдельно от ноги, в результате чего шов оказывается на подъеме. При пришивании передка к подошве, которая по всей окружности загнута вверх, стежки делаются с внешней стороны, а кожа подошвы сборивается на носке и пятке. Ноговица соразмеряется такой длины, чтобы ее хватило до колена с учетом верхней складки.

 

Образец №16 (ф.96) часто встречается у Апачей. Край передка от «а» до «в» пришивается к подошве, начиная от «с», огибая пятку  с внутренней стороны стопы и заканчиваясь на «d»; при этом «в» нахлестывается на «а». Пунктирная линия на носке выкройки указывает на др. способ раскройки кожи, при котором носочная часть пришивается отдельно. Пунктирная линия «е-f” показывает, как можно покороче разрезать кожу, закрывающую лодыжку. Подошва Апаческого мокасина делается из толстой сыромятной кожи и загибается вверх, а передок пришивается к ней по самому краю создавая выступ разной толщины в зависимости от толщины кожи, из которой изготовляется подошва. Иногда лодыжка перехватывается шнурком. Шов, проходящий по ноговице, скрепляется пуговицами или коротким ремешком.

 

Образец №17 (ф.97) встречается в коллекциях по Зуньи. Он изготовляется из мягкой дубленой кожи (передок) и сыромятки (подошва). Подошва загибается вверх на 1\2 -3 дюйма. В точке «а» передок сначала прикрепляется к подошве ниже  и чуть впереди лодыжки с внешней стороны и стопы, а затем огибает с внутренней стороны пятку, носок и возвращается на исходное место; при этом та часть его, которая отмечена буквой «в», перекрывает часть «а». Кожа подошвы на носке и пятке сборивается стежками, которые делаются с внешней стороны. (с.148) Треугольный кусок «с» пришивается к передку в точке «в», захватывая заднюю половину мокасина, где закрепляется пуговицей.

 

Образец №18 (ф.98) сходен с предыдущим. Носочная часть (а) выкраивается отдельно от остального передка (в) из куска мягкой дубленой кожи. Подошва изготовляется из сыромытки и загибается по всей окружности. Когда носок пришит, та часть передка, которая отмечена буквами «с» и «d», пришивается к пятке; при этом «с» присоединяется к носку почти по самой середине с внутренней стороны стопы, а «d» - с противоположной стороны. (с.149) Шов проходит через подъем, примыкая на отрезке «d-с» к носку, а конец закрепляется пуговицей ниже лодыжки. Передок пришивается к подошве с внешней стороны.

 

При изготовлении подошвы  из сыромятной кожи стараются навести не общий контур, а точно соблюсти форму ноги. Правда, Команчи изготовляют подошву по-настоящему грубой формы. (ф.99) Линия внутренней стороны подошвы, если не считать изгибов на носке и пятке, прямая; она следует форме ступни на носке, проходя дальше середины, а потом, сужаясь, возвращается к пятке опять-таки в виде прямой. Мягкую кожу передка подстраивают под форму более жесткой подошвы, и в результате мокасин получается угловатым.

 

Чаще всего встречается 1 стандартный тип шнуровки, когда ремешок пропускается через дырочки по всей окружности пятки (ф.100). Если мокасины низкие, шнурок завязывается на подъеме, а если высокие, т.е. добавлен лодыжечный клапан, нога перехватывается соответствующей длины ремешком выше лодыжки. Когда такой вид шнуровки отсутствует, к краю клапана пришивается короткий ремешок; он пропускается по всей окружности ноги и выходит в том же месте. Разновидности шнуровки и клапанов, которые встречались в данном регионе, по-видимому, были распространены повсеместно. Некоторые племена, в особенности Черноногие, использовали на клапанах нечто вроде рудиментарного добавления, напоминающего болтающиеся клапана Ирокезов и др. вост. Племен.[48]

 

Единственная попытка сравнительного анализа образцов мокасин была предпринята недавно Х.Лингом Ротом.[49] Этот автор описал 4 образца, соответствующих № 3,4,8 и 12 в нашем перечне. Нужно отметить, что он встречал образец №12 у Кикапу, однако за неимением достоверного материала проверить это нам не удалось. В нашей работе мы до сих пор уделяли внимание только этим основным образцам, оставив на будущее все декоративные и второстепенные варианты.

 

Большое количество (271) мокасин, хранящихся в собрании Музея, были классифицированы на основе приведенного выше списка, а результаты занесены в таблицу.(с.150) Очевидно, что 2-составной тип мокасин распространен почти исключительно на ю-з внутриматериковой части С.А., а тип цельнокроеных – в лесной зоне востока и севера. Как явствует из таблицы, в области   Миссури и Саскачевана тип цельнокроеных мокасин получил наибольшее распространение у Черноногих и Сарси. Как уже отмечалось, зимний мокасин Черноногих относился именно к этому типу, который тж встречался у Гровантров и многих групп Дакота. Хотя мы не располагаем полной информацией представляется очевидным, что область Миссури и Саскачевана была пограничной зоной между теми племенами, которые использовали 2 типа мокасин – на летнее и зимнее время. Можно сделать вывод, что подошвенный тип пришел с ю-з и явился адаптацией принципа сандалии. Черноногие утверждают, что по традиции подошвенный тип считается позднейшей формой. В любом случае они демонстрируют как сев., так и юж. черты.

 


 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: