Застройка территории и ее своеобразие. Объекты культурного наследия

3. Застройка территории и ее своеобразие. Объекты культурного наследия

В этом разделе размещаются систематические описания и фотофиксация каждого здания по отдельности, которые включают в себя:

1. Исторические сведения, заимствованные из библиографических источников о владельцах/ жильцах домов и квартир; о событиях, происходивших в зданиях. При этом выявляется историко-культурный контекст существования объекта. Если здание современное, то в этом пункте надо изложить историю проектирования и строительства, привести сведения о том, что находилось на этом месте ранее.

2. Описание архитектурных решений и стилевых особенностей каждого здания. Описание архитектурного решения фасада позволяет студенту показать такой базовый навык, как умение свободно пользоваться архитектурными терминами. При определении стиля здания надо ориентироваться не только на данные из библиографических источников, но и на его внешний облик, даты постройки (перестройки) объекта (см. приложение 1). Из литературы по теории архитектуры приводятся характеристики выявленного стиля. При описании каждого здания надо уметь применить эти теоретические знания для проверки и уточнения данных, полученных из библиографических источников. В описании необходимо перечислить, какие именно элементы планировочной организации здания и декоративного оформления фасадов указывают на его принадлежность к определенному стилю.

К тексту, который описывает архитектурный облик фасада, обязательно надо приложить следующие иконографические материалы:

а) современные фотографии объекта, сделанные самостоятельно при обследовании улицы

Надо постараться зафиксировать облик здания так, чтобы его легко было описать, поэтому кроме общего вида главного фасада, рекомендуется сделать фотографии деталей архитектурного убранства, а также фотографии дворов, интерьеров лестничных клеток и т.п. Не рекомендуется делать фотографии в сильном ракурсе. 

б) исторические фотографии здания

 При описании фасада надо сравнить облик здания на исторической фотографии и на современной, выявить различия. Сформулировать какие элементы были утрачены или добавлены; оценить в какой период у здания более цельный и гармоничный облик.

в) проектные чертежи здания (планы, фасады, разрезы),

Эти материалы дают представление о замысле автора проекта. При описании надо сравнить современный облик здания и проектное предложение. По возможности выяснить, насколько точно построенное здание соответствовало проекту. Определить, какие изменения произошли в оформлении фасадов, планировке здания за время его существования.

2. Описание композиционной роли здания, взаимодействие с окружающей застройкой. В этой части работы можно сформулировать ответы на следующие вопросы: является ли здание доминантой, акцентом или фоном; согласовано ли здание с окружением или является диссонирующим объектом; если здание гармонично воспринимается рядом с соседними зданиями, то за счет каких архитектурных приемов это достигнуто (например: согласованные горизонтальные тяги, близкие по размеру членения фасада, оконные проемы, одинаковые архитектурные детали, одинаковые строительные и отделочные материалы, единый архитектурный стиль); формируются ли с помощью здания композиционные оси (например: здание-доминанта замыкает перспективу).

3. Выводы. Надо сформулировать самостоятельно краткие выводы (1-3 предложения) по каждому зданию, которые подводят итог его исследования. Краткие выводы характеризуют значение здания: архитектурную ценность (объект культурного наследия/не является объектом культурного наследия, пример творчества выдающегося/второстепенного архитектора, уникальное архитектурное решение, новаторское конструктивное решение для своего времени, интересное объемно-простанственное решение, типичный образец стиля, архитектурный облик сильно искажен и т.п.), композиционную роль здания (доминанта, важный элемент композиционный структуры: замыкает перспективу улицы, акцентирует перекресток, является элементом панорамы набережной, воспринимаемой с далеких точек, является элементом ансамбля и т.д.), историко-культурную ценность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: