Никколо Паганини. Творческий портрет

МУЗЫКАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА 6 класс (8-летнее обучение).
2-я четверть, (суббота 14.22-15.35) преподаватель Прокашева Л.В.

13 ноября.

Выполните задания:

1. Прочитайте текст и сделайте краткие записи в тетради:

Н. ПАГАНИНИ (1782-1840). ТВОРЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ

 

Никколо Паганини – выдающийся итальянский скрипач-виртуоз и гитарист, композитор I половины ХІХ ст. Его легендарное имя стало символом непревзойденного мастерства и артистического вдохновения, воплощением эпохи блестящего расцвета виртуозно-романтического искусства.

27 октября 1782 г. в небогатом квартале

Э. Делакруа. Портрет Паганини, 1832 Генуи в семье мелкого торговца и любителя музыки Антонио Паганини родился сын. Мальчик был болезненным. Словно компенсируя физическую слабость ребенка, природа щедро одарила его идеальным, чувствительным слухом.

Детство Паганини проходило в изнурительных занятиях: с 5 лет учился у отца игре на мандолине, с 6 – на скрипке. Некоторое время занимался у Дж. Серветто, Ф. Ньекко, а позже у первого скрипача собора Сан-Лоренцо Дж. Коста.

Паганини рано стал сочинять – уже в 8-летнем возрасте написал скрипичную сонату и ряд трудных вариаций. В возрасте 11 лет выступил с сольным концертом в Генуе, в программу которого были включены собственные вариации на французскую революционную песню «Карманьола». В своих импровизациях он стремился передать героику и напряженный драматизм эпохи. Слава о юном виртуозе распространилась по всему городу.

Творческое наследие составляют сонаты для скрипки с аккомпанементом гитары, камерно-инструментальные ансамбли (Концертное трио для альта, виолончели и гитары, струнные квартеты с гитарой), 5 концертов для скрипки с оркестром, около 200 пьес для гитары. Большое место занимают вариации на оперные, балетные и народные темы. Среди самых знаменитых сочинений Паганини – «Вечное движение», «Кампанелла» (финал скрипичного концерта № 2), соната «Наполеон» на струне Соль, написанная ко дню рождения императора, «Любовная сцена» на струнах Ля и Ми, посвященная сестре Наполеона Элизе Бачокки, «Ведьмы» – вариации на тему балета Ф. Зюсмайера «Орех Беневенто» для скрипки с оркестром

С 1808 г. Паганини всецело посвятил себя концертной деятельности. Выступления в Австрии, Чехии, Германии, Франции, Англии утвердили за ним славу непревзойденного виртуоза и вызвали восторженные оценки передовых деятелей искусства, таких как Ф. Лист, Р. Шуман, Г. Гейне. Скрипач И. Иоахим говорил: «…он достигал потрясающих эффектов и производил чарующее впечатление на своих современников. Это впечатление не оказалось бы столь ярким и необыкновенным, не будь Паганини личностью поистине гениальной и исключительно музыкальной…». Если Шуман провозгласил, что «Паганини – это поворотный пункт виртуозности», то большинство музыкантов, примыкавших к классической школе, «не приняли» его искусство.

Исполнительское творчество Паганини

одно из ярких проявлений музыкального романтизма. Он увлекал слушателей пафосом исполнения, яркостью образов, драмати-ческими контрастами, необы-чайным виртуозным разма-хом игры в стиле итальянской народной импровизации.     Единственный дегерротип и скрипка Паганини

В чем же сущность революции, произведенной Паганини?

Он расширил и углубил круг музыкальных образов, свойственных скрипичному искусству. Смело вводя новые технические приемы, обогащая выразительные средства инструмента, Паганини пришел к новой колористической трактовке скрипки, основанной на полнозвучном использовании всего ее диапазона, самых высоких регистров, разнообразных видов двойных нот, аккордов, флажолетов, pizzicato (игра щипком), игры на одной перестроенной струне Соль, ударных отскакивающих и летучих штрихов, глиссандо (скольжение), вибрации, хроматических пассажей. Его приемы получили законченное воплощение в цикле «24 каприса для скрипки соло»

«24 каприса» – блестящие, оригинальные миниатюры, созданные в 1801-1806 гг., уникальное явление музыкального искусства, энциклопедия романтической инструментальной техники. Они рассчитаны на зрелых музыкантов, мастеров скрипичного искусства. Об этом гласит подзаголовок на титульном листе первого издания: «Посвящается артистам».

«…Каприччи – шедевр, подлинный памятник скрипичной школы», – так высоко оценил Ш. Данкля непревзойденное творение Паганини.

Одним из самых популярных является Каприс ля минор № 24. Это своеобразный цикл из 11 миниатюрных вариаций на тему, подобную стремительной тарантелле:

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: