Министерство просвещения Российской Федерации

Министерство просвещения Российской Федерации

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

 высшего образования

«Оренбургский государственный педагогический университет»

 

 

Филологический факультет

Кафедра русского языка и методики преподавания русского языка

 

 

РЕФЕРАТ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ: ЭТНОЛОГИЯ СТРАН АЗИИ И АФРИКИ

НАРОДЫ АЗИИ ПАНЖАБЦЫ (ПЕНДЖАБЦЫ)

 

      Выполнил обучающийся: Осьминина Анастасия Алексеевна 5 курс, группа ОБ-РИ-51
  Преподаватель: Евгеньев Андрей Александрович, кандидат исторических наук, доцент кафедры История России
  ____________      (оценка)                        
   

Оренбург, 2021 г.                                 

Содержание

 

Глава I. Этногенез и этническая история………………………………………..3

Глава II. Хозяйство. Материальная культура…………………………………...8

Глава III. Социальный строй и общественная организация…………………..14

Глава IV. Духовная культура……………………………………………………16

Список литературы………………………….……………………………….......19

        

ГЛАВА I. ЭТНОГЕНЕЗ И ЭТНИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ

 

Пенджаб значит «пять вод», т.е. бассейн пяти наикрупнейших рек северно-западной Индии: Джелама, Ченаба, Рави, Биаса и Сатледжа -, которые, сливаясь вместе, образуют единый поток Панджнад, впадающий в Инд. Среднее течение самого Инда также приходится на территорию Пенджаба. Река Инд является его естественной западной границей. При разделе Индии в 1947 г. на два государства Панджаб также был к части: восточную, отошедшую к Индийской республике, и западную — к Пакистану. В естественно-географическом отношении, Панджаб всегда был единой областью северной Индии.

Территория Пенджаба входила в область распространения древнейшей культуры Индии. Именно здесь за две-три тысячи лет до нашей эры процветала культура Хараппы, составлявшая вместе с лежащим на нижнем Инде Мохенджо-Даро и другими поселениями так называемую культуру древнего Инда. Арийскио племена оказали существенное влияние на этнический состав и культурное развитие Пенджаба. Именно здесь осела и перешла к земледелию основная масса пришельцев; здесь происходил процесс смешения завоевателей с местным населением. В условиях тесного соприкосновения культур, под влиянием имущественного и социального расслоения распадались родоплеменные связи, возникали классы и создавались раннегосударственные образования. Одним из таких древних «царств» была Такшашила (Таксила), объединявшая значительную часть северо-западного Пенджаба. Существование ее прослеживается с первой половины I тысячелетия до н.э. Население государства Такшашила находилось на той стадии общественного развития, что и население современных ей государств Магадхи и Кошалы, расположенных в долине Ганга.

В этническом и языковом отношении Пенджаб был тесно связан с западными соседями — Ираном и Средней Азией. В конце VI начале V вв до н.э. он входил в персидскую империю, составляя двенадцатую, индийскую сатрашию Дария. Первые сведения персов и греков. об Индии и индийцах относятся преимущественно к Пенджабу и его населению. Панджабцы входили в армию Ксеркса и принимали участие в войнах с греками. С того же времени и греки стали проникать в Индию. В 327 г. до н. э. в Панджаб вторгся со своими войсками Александр Македонский и встретил здесь сопротивление со стороны нескольких государств:  крупнейшими из них были Такшашила и государство Пора. Уходя из завоеванного Пенджаба, Александр основал несколько укрепленных пунктов и оставил в них греческие гарнизоны. Часть греков из состава этих гарнизонов так и осталась в Пенджабе, даже после развала империи Александра, и вскоре была ассимилирована местным населением.

Начиная с похода Александра Македонского, в течение восьми веков на территорию Пенджаба вторгались чужеземные завоевательные армии и поселялись целые народы. В эпоху Маурья (322—185 до и. 2.) Пенджаб стал одной из провинций большой централизованной империи с центром в Паталипутре. Во II в. до н. э. Пенджаб попал под власть греко-бактрийских династий. В первой половине I в. до н. э. Панджаб подвергся массовому вторжению шаков (саков) из Средней Азии. К началу нашей эры в Пенджаб проникло много парфянских элементов, вытесненных из Парфии теми же шаками.

В первые века нашей эры Пенджаб входил в состав Кушанского царства. Кушанская империя поддерживала связи с Римом и была передником в торговле шелком между Китаем и Римской империей. Население Пенджаба было втянуто в торговые и культурные связи со многими соседними народами. В кушанский период высокого развития достигло искусство народов Пенджаба, получившее название искусства Гандхары, по области наибольшего числа находок. Несмотря на несомненные следы греческого влияния, это искусство по существу своему было индийским, отражало индийскую жизнь и создавалось индийцами, преимущественно панджабскими мастерами резьбы по камню и дереву.

Таким образом, па этническое развитие народов Пенджаба сильное воздействие оказали иноземные, особенно среднеазиатские этнические элементы. Вторжения среднеазиатских и других народов и расширение международных культурных связей, особенно в кушанскую эпоху, способствовали развитию и обогащению культуры Индии вообще, Панджаба в особенности.

С VI в. массовые иноземные вторжения прекратились; до ХI в. Пенджаб не подвергался завоеваниям. За это время прежние завоеватели окончательно слились с местным населением. Индийские и арабские источники тех времен упоминают обычно три родственные между собой этнические группы: джат, гуджаров и раджпут. Вопрос о происхождении джатов, гуджаров и раджпутов, составляющий важную часть проблемы этногенеза основной массы населения Пенджаба, до сих пор недостаточно изучен.

Уже в VIII –X вв. часть джатов обитала в центральном Пенджабе, жила оседло на берегах рек Ченаб, Рави, Сатледж и занималась земледелием. Однако основным занятием джатов, населявших западные и юго- западные районы Пенджаба, было скотоводство, они вели полукочевой образ жизии и сохраняли родо-пломенную организацию.

Гуджары в те времена были расселены по Пенджабу шире, чем теперь. Земледелием они не занимались, не жили в городах. Говорили на своем языке, отличном от языка джатов.

Третью крупную этническую труппу Пенджаба составляли раджпуты. Раджпутами тогда называли основное население Раджпутаны. Однако  уже VIII —Х вв. они вышли далеко за ее пределы. Некоторые этнические подразделения раджпутов населили южные и юто-восточные районы Пенджаба. Из раджпутов состояла феодальная знать Пенджаба, все военные дружины, а также часть панджабского городского населения.

Пенджаб всегда играл крупную роль в истории Индии. В период политического господства мусульман из его правителей вышла не одна династия делийских султанов. Еще более возросла его роль при Моголах. При Акбаре (1556—1605) Пенджаб стал одной из пятнадцати провинций (суба) его империи. Относительный покой сохранялся в Пенджабе до второй половины XVII в., точное — до времени правления падишаха Аурангаеба. Его щедрые земельные пожалования мусульманам и образование множества новых феодальных владений, усиление налогового гнета и религиозные преследования не мусульман вызывали недовольство населения и приводили к восстаниям. В большинство случаев это были разрозненные местные возмущения. Совсем иной характер носило крестьянское движение в центральных и юго-восточных районах Пенджаба в конце XVII -первой половине XVIIIв. Это было организованное антифеодальное движение, охватившее значительную территорию и создавшее на этой территории свои органы власти. По религиозной общине, к которой принадлежали вожди и большинство участников, его называют движением сикхов. Язык пандажбцев в это время постепенно становился не только разговорным, но и литературным языком населения большей части населения Пенджаба.

Развитие промышленности в Пенджабе началось со строительства железных дорог. С 60- х гг. XIX в. районы экспортных культур (пшеницы и хлопка) были соединены железными магистралями с морскими портами Индии. По тем же путям шел в Пенджаб поток английской промышленной продукции.

Развивающаяся местная промышленная буржуазия стала вкладывать свои капиталы в предприятия по первичной обработке хлопка, в текстильную и пищевую промышленность. Будучи слабой численно и организационно, промышленная буржуазия с первых же шагов почувствовала противоречие между своими интересами и интересами английского торгово-промышленного капитала. Отсюда ее оппозиционность английской колониальной политике и ее национализм. Еще более оппозиционной была та часть молодой буржуазии, которая была представлена владельцами кустарных мастерских и многочисленными ремесленниками. Многие отрасли кустарного и ремесленного производства, были разорены вторжением па панджабский рынок дешевых изделий английской фабричной промышленности.

Малочисленный, территориально разобщенный и неорганизованный "рабочий класс Пенджаба еще не мог принять активного участия в общественно-политическом движении в конце ХIХ – начале ХХ в. В этот период ведущая роль принадлежала буржуазии и молодой панджабской интеллигенции. Но уже крестьянское движение 1907 т. было активно поддержано городским населением и прежде всего рабочими — железнодорожниками. После Октябрьской революции в России народные волнения усилились.  С образованием в 20-х годах ХХ в. Всеиндийского конгресса профсоюзов и других демократических организаций освободительная борьба в Пенджабе становится все более организованной, и рабочий класс играет в ней все более активную роль.

Во время второй мировой войны и после нее английские власти взяли курс на обострение в Индии внутренних противоречий и прежде всего па разжигание межрелигиозной вражды. Пенджаб представлял для них особенно удобное поле деятельности. Так как население его делилось на три крупные религиозные общины: мусульман, индусов и сикхов.

Раздел Пенджаба в 1947 г. между двумя государствами прошел необычайно болезненно для населения. Государственная граница была проведена в нарушение национальной, языковой, экономической и культурно-исторической общности народа. Панджабцы, говорящие на одном языке и составляющие одну народность, были разделены; многие промышленные предприятия были оторваны от источников сырья и топлива. Раздел сопровождался массовым переселением миллионов людей в том и другом направлении. Реакционные элементы воспользовались обстановкой для провоцирования индомусульманских столкновений среди отсталых слоев сельского и городского населения. По Восточному Пенджабу прокатилась волна антимусульманских погромов, а в Западном Пенджабе кровавые расправы были учинены над сикхами и индусами. Все это стоило народам Панджаба бесчисленных жертв.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: