Глава III. Социальный строй и общественная организация

Кастовая организация и индуизм никогда не распространялись на все население Пенджаба и не оказали на него столь сильного влияния, как это было, например, в долине Ганга. Это объясняется тем, что у некоторых этнических групп Пенджаба долгое время сохранились сильные пережитки первобытнообщинной организации, в результате многочисленных завоеваний его население испытало сильное влияние иноземных пришельцев, не знавших кастовой системы, а также влиянием таких религий как буддизм, ислам и сикхизм, отрицавших кастовые различия.

Большинство каст, зарегистрированных в Пенджабе, приходится на вошедшие теперь в состав Индийской республики восточные и юго-восточные его районы, где население исповедует индуизм. Но касты имеются и среди тех, кто исповедует ислам и сикхизм, К числу крупнейших каст Пенджаба относятся: брахманы, земледельцы — арайн и ахир, ремесленники — джулаха и груша «низших» каст: чамар — кожевники и сапожники, чухра — метельщики улиц и уборщики падали, дхоби — прачки и др. Некоторые касты имеют как бы особые мусульманские ветви. Были и чисто мусульманские касты, например кассаб или касаи, профессией которых является убой скота.

Кастовая эндогамия в Пенджабе выдерживается только «высшими» индусскими кастами (брахманы, банья, кшатри). Браки между представителями разных каст составляют исключение, но все же менее редкое, нежели в центральной и южной Индии. Форма брака и условия брачного контракта различны у индусов и мусульман. У мусульман широко практикуется плата за невесту, хотя слово «калым» в Пенджабе неизвестно. Эта плата настолько велика, что в мусульманских семьях считается. выгодным иметь дочерей. Жениху, даже из средних слоев общества, приходится в течение нескольких лет копить деньги, чтобы покрыть расходы по женитьбе. Кроме платы за невесту, сторона жениха обязана сделать подарки невесте и ее родственниками, взять на себя большую часть расходов по свадьбе. Сторона невесты обычно одаривает женихову родню, но иногда эти подарки носят только символический характер. Наоборот, у индусов и сикхов сватовство начинает сторона невесты, и она же несет основные расходы по свадьбе, причем виды и размер этих расходов обычно строго обусловлены кастовыми регламентами. Как и везде в Индии, выдача замуж дочери часто сопряжена с такими расходами, в результат которых родители попадают в неоплатные долги местным ростовщикам.

В современном Пенджабе наиболее распространенной формой семьи является моногамная семья. Индусы редко берут вторую жену, только в случае бесплодия первой или вследствие того, что у нее рождаются только дочери, не имеющие права по индуистским кастовым законам наследовать имущество и поддерживать обязательный культ предков. Кастовые законы и индуизм запрещали развод, а если он фактически имел место, то разведенная женщина не могла выйти замуж. Запрещалось выходить замуж и индусским вдовам. Мусульманские законы и раньше запрещали развод и второй брак для вдов.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: