double arrow

СВЯТОЙ ПРЕПОДОБНЫЙ АНДРЕЙ РУБЛЕВ.

1

Урок 24

 

О жизни прославленного русского иконописца почти не сохранилось сведений. Исследователи предполагают, что родился великий художник в 1360 году. Имя, нареченное ему при рождении, нам неизвестно, ведь имя Андрей он получил при постриге, вероятнее всего, в Троице-Сергиевом монастыре. Прозвище «Рублев» может свидетельствовать о принадлежности его предков к артели, изготавливающей рубели (инструменты для накатки ножей), а может о том, что отец его был сборщиком рублевой пошлины. Точно установлена дата смерти художника по сохранившейся могильной плите – 1430 год.

 

Писание святых икон было главным послушанием инока Андрея. Иконопись считалась ремеслом. Но никакому другому ремесленнику не предписывалось поститься перед работой и приступать к ней с благословением и молитвой.

 

Как изображать невидимый духовный мир?

На небе красота иная, чем на земле.

Попробуем представить, как обучался мастерству начинающий иконописец Рублев. Мастер учит выбирать доски для иконы, чтоб была ровная, гладкая. Маленький сучок все равно, что предатель; через несколько лет разорвет икону, раскрошит живопись. С особой любовью выдалбливает Андрей в свежей, пахнущей липой доске углубление – ковчег. Кажется ему, что делает колыбель для иконы. В ковчег кладет грунт. Название у него красивое – левкас, и готовит его, как праздничное блюдо: перемешивает мел с рыбьим клеем; потом приклеивает кусок чистого холста – паволоку, а сверху, как начинку для пирога, накладывает левкас в несколько слоев. Когда подсохнет, высушенной травой – полевым хвощом – полирует до полного блеска. Нравится Андрею и золочение. Выбеленные доски густо натирает чесноком, а сверху плотно укладывает тонкие листики золотой бумаги. Лучше любого клея держит чеснок. Краски готовит из растертых в порошок минералов и смешивает их с желтком или хлебным квасом.

 

Будто весь мир участвует в сотворении иконы. Минеральное царство дает глину и разноцветные камни; растительное – травы и доски; животное – клей осетровый и яичный желток.

Однако, сила иконы не в этом, а в Духе Божием, Которым она созидается. Вот и молится Андрей вместе с другими иконниками: «Царю Небесный, Утешителю, Душе истины,...прииди и вселися в ны...».

 

Когда доска и краски готовы, переводится рисунок из книги с образцами «Лицевого подлинника». Называется это – знаменить. Потом приступает изограф к золочению фона и нимбов и только после этого берется за краски и начинает писать «доличное» - одежды, деревья, скалы, то есть все, кроме ликов.

И завершающий этап – написание лика. Лик для ученика - «выпускной экзамен», проверка на мастерство.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  


1

Сейчас читают про: