Тема 2. Источники и нормы международного права

Тема 2. ИСТОЧНИКИ И НОРМЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА.

 

Нормы международного права.

Источники международного права.

 

1. Нормы международного права — это общеобязательные правила деятельности и взаимоотношений государств или иных субъектов. Для норм МП, так же как и для других правовых норм, характерно то, что это правила поведения общего характера, рассчитанные на неоднократное применение и обеспечиваемые в процессе реализации соответствующими принудительными мерами.

 

Международно-правовые нормы неоднородны по содержанию и форме. Их можно классифицировать по различным основаниям. По форме нормы международного права делятся на два вида: документально закрепленные и существующие без фиксации в каком-либо правовом документе (акте).

 

Документально закрепленные нормы представляют собой установленные и зафиксированные (словесно оформленные) в определенном акте правила. К ним относятся договорные нормы и нормы, содержащиеся в актах международных конференций и международных организаций. К нормам, документально не закрепленным, относятся обычные международно-правовые нормы. Они формируются и подтверждаются (признаются обязательными) практикой субъектов и существуют в практике.

 

В зависимости от предмета регулирования различаются, например, нормы: 1) относительно порядка заключения, реализации и исполнения международных договоров — право международных договоров; 2) нормы, определяющие правовое положение космического пространства, Луны и других небесных тел, — космическое право; 3) нормы, предусматривающие меры по обеспечению международного мира и безопасности, — право международной безопасности и т. д.

 

По субъектно-территориальной сфере действия нормы международного права можно разделить на универсальные и локальные.

 

Универсальные нормы — это нормы, регулирующие отношения, объект которых представляет всеобщий интерес, и признанные подавляющим большинством государств или всеми государствами. Универсальные нормы МП составляют его основу, регулируя важнейшие сферы международных отношений. Среди универсальных норм особое место занимают нормы jus cogens неоспоримого права - нормы общего международного права, применяемые и признаваемые международным сообществом государств в целом как нормы, отклонение от которых недопустимо; они обладают внешней юридической силой, и договор считается ничтожным, если в момент заключения он противоречит этим нормам. Локальные нормы — это нормы, регулирующие отношения в рамках определенной группы государств, а также между двумя или несколькими государствами.

 

В зависимости от функционального назначения нормы международного права делятся на регулятивные и охранительные (обеспечительные). Регулятивные нормы устанавливают конкретные права и обязанности субъектов (например, обязательства государств — участников ОБСЕ уведомлять о военных учениях и приглашать на них наблюдателей, право государств обмениваться дипломатическими представительствами). Охранительные (обеспечительные) нормы призваны гарантировать реализацию регулятивных норм (нормы ст. 41 и 42 Устава ООН о принудительных мерах, применяемых по решению Совета Безопасности ООН).

 

По характеру субъективных прав и обязанностей различаются обязывающие нормы, фиксирующие обязательство совершить указанные действия (например, оповестить о ядерной аварии); запрещающие — предписывающие воздерживаться от признанных противоправными действий (например, не производить бактериологическое оружие), управомочивающие (например, признание права каждого государства на исследование и использование космического пространства).

 

Как и в общей теории права, принято разграничивать императивные нормы, содержащие категорические предписания (таковы помимо известных норм jus cogens договорные положения о нераспространении ядерного оружия, о сотрудничестве в борьбе с преступлениями международного характера и т. д.), и диспозитивные, представляющие собой правила, применимые при отсутствии иной договоренности (например, положение ст. 15 Конвенции ООН по морскому праву о срединной линии при делимитации территориального моря, если между государствами нет соглашений об ином).

 

Наконец, применяется деление норм на материальные, устанавливающие права и обязанности участников правоотношений, и процессуальные, регламентирующие организационно-процедурные аспекты реализации материальных норм (например, порядок деятельности международных органов, судебных учреждений, согласительных комиссий и т. п.).

 

2. Источники международного права представляют собой установленные государствами в процессе правотворчества формы воплощения согласованных решений, формы существования международно-правовых норм.

 

Традиционно сложились и на протяжении веков применялись два основных источника международного права — международный договор и международный обычай. Их широчайшее распространение в практике международных отношений — с учетом, естественно, того уже отмеченного обстоятельства, что кодификация и прогрессивное развитие международного права сопровождаются вытеснением обычая из большинства сфер регулирования и его заменой договором, — породило представление о том, что только они являются и способны быть источниками международного права.

 

При рассмотрении вопроса об источниках международного права существенное значение имеет ст. 38 Статута Международного Суда ООН, согласно которой Суд при решении споров “на основании международного права” применяет международные конвенции (т. е. договоры), международные обычаи, так называемые общие принципы права, признанные цивилизованными нациями, а также “судебные решения и доктрины, наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву различных наций в качестве вспомогательного средства для определения правовых норм”. Толкование формулировки об “общих принципах” в литературе неоднозначно: одни ученые понимают их как традиционные юридические постулаты, известные еще римскому праву (например, закон не имеет обратной силы, специальный закон имеет преимущество перед общим законом, договоры должны соблюдаться и т. д.); другие склоняются к отождествлению общих принципов с основными принципами международного права. Таким образом, наряду с источниками МП упомянуты судебные решения и научные концепции, которые нормативными документами не являются. Не случайно в самом тексте статьи они именуются вспомогательным средством для определения правовых норм, т. е. ориентиром при толковании, но не средством (или формой) закрепления норм.

 

Применительно к современному состоянию международного правового регулирования можно констатировать, таким образом, существование четырех разновидностей источников международного права: международные договоры, международные обычаи, акты международных конференций, акты международных организаций и международных органов. В систему международно-правового регулирования наряду с источниками, т. е. нормативными юридическими актами и обычаями, входят правоприменителъные акты, исходящие от самих государств и международных организаций, а также от международных и национальных судебных учреждений, иных организаций и органов, в том числе на уровне отдельных государств.

 

Внутригосударственные законы не рассматриваются как источники международного права, поскольку они выражают интересы отдельного государства, принимаются и действуют в пределах его внутренней компетенции. Однако их содержание не безразлично для международно-правового регулирования.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: