Тема 7. Население в международном праве

Тема 7. НАСЕЛЕНИЕ В МЕЖДУНАРОДНОМ ПРАВЕ.

1. Международно-правовые вопросы гражданства.

 

2. Институт двойного гражданства в международном праве.

 

3. Международно-правовой статус апатридов.

 

4. Правовой статус иностранных лиц.

 

5. Беженцы и вынужденные переселенцы.

1. Гражданство - устойчивая правовая связь физического лица с государством, выражающаяся в совокупности взаимных прав и обязанностей.

 

Гражданство приобретается по рождению — филиация (основной способ, от лат. “filius” — сын), путем натурализации, реинтеграции (восстановление в прежнем гражданстве), пожалования или на основе международного договора. Приобретение гражданства по рождению может основываться на принципе “права крови” (по лат. “jus sanguinis”), в соответствии с которым, гражданство ребенка определяется гражданством его родителей (или одного из них) и не зависит от места рождения ребенка. Существует другой принцип - “права почвы” (по лат. “jus soli”), согласно которому ребенок приобретает гражданство государства, на территории которого он родился, независимо от гражданской принадлежности его родителей.

 

Приобретение гражданства в порядке натурализации осуществляется либо по ходатайству соискателя, либо при вступлении в брак с иностранцем, либо при усыновлении ребенка-апатрида или имеющего гражданство иностранного государства. Реинтеграция – восстановление первоначального гражданства, осуществляемое в упрощенном порядке, применяется к лицам, лишившимся ранее своего гражданства в связи с эмиграцией, вступлением в брак с иностранцем и т. д. Пожалование гражданства означает предоставление такового иностранцу или апатриду за особые заслуги, предполагающее дачу этим лицом согласия на применение к нему соответствующей процедуры.

 

Приобретение гражданства на основе международного договора:

 

- оптации, то есть добровольного выбора гражданства физическими лицами путем подачи ими индивидуальных заявлений с выражением своего волеизъявления на этот счет;

 

- трансферта — автоматического изменения гражданства всего или части населения при переходе территории к другому государству независимо от желания (нежелания) индивидов.

 

Утрата гражданства или экспатриация может быть результатом выхода из гражданства по добровольному заявлению индивида, при натурализации, оптации, трансферте. В отдельных государствах предусматривается возможность лишения физических лиц их гражданства, что противоречит предписаниям международного права. При натурализации, при рождении ребенка на территории государства, применяющего принцип “права почвы”, у родителей—граждан страны, где действует принцип “права крови”, а также в случаях, предусматриваемых законодательством той или другой страны, может складываться ситуация, когда индивид оказывается гражданином двух или более государств - бипатридом (лицом с двойным гражданством). В таких случаях для определения реального юридического статуса данного физического лица применяется принцип “эффективного гражданства”, согласно которому на это лицо распространяется юрисдикция той страны, на территории которой оно проживает, имеет жилище, работу, имущество и пользуется политическими, гражданскими и другими правами человека и гражданина.

 

Гражданство как правовая категория является институтом государственного (конституционного) права. Соответствующие нормы содержатся в конституциях и в специальных законах о гражданстве.

 

Основу именно такого подхода составляет положение Международного пакта о гражданских и политических правах: “Каждый человек, где бы он ни находился, имеет право на признание его правосубъектности” (ст. 16). Отдельные государства заключают двусторонние договоры относительно упрощенного порядка приобретения гражданства. Таково, например, Соглашение между Российской Федерацией и Республикой.

 

2. В силу различия между национальными законами о гражданстве человек уже при рождении может обрести гражданство двух и более государств. Второе и третье гражданство может быть получено и путем натурализации. Лица с двойным или множественным гражданством именуются бипатридами.

 

Общепризнанна норма, согласно которой лицо, обладающее гражданством нескольких государств, рассматривается каждым из этих государств как обладающее только его гражданством (ст. 3 Гаагской конвенции о некоторых вопросах, относящихся к коллизии законов о гражданстве 1930 г.). Из этого следует, что если лицо находится на территории одного из государств, гражданством которого оно обладает, то другие государства не вправе оказывать ему дипломатическую защиту. Находящееся на территории третьего государства, т. е. государства, гражданином которого оно не является, лицо, обладающее несколькими гражданствами, рассматривается как имеющее только одно из них. Третье государство руководствуется правилом эффективного гражданства, в соответствии с которым принимается во внимание гражданство того государства, в котором лицо постоянно проживает. Если это установить трудно, то признается гражданство государства, с которым лицо фактически наиболее связано (ст. 5 той же Конвенции).

 

Для бипатридов особое значение имеет решение проблемы воинской обязанности. Этому посвящен Гаагский протокол о воинской обязанности в некоторых случаях двойного гражданства 1930 г. Соответствующие положения имеются и в Европейской конвенции о сокращении случаев многогражданства и воинской обязанности 1963 г. Воинская служба обязательна для прохождения только в государстве обычного проживания или эффективной связи.

 

Статус двойного гражданства предполагает определенные правовые последствия. Согласно ч. 2 ст. 62 Конституции РФ, наличие у гражданина Российской Федерации гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации (см. также ч. 3 ст. 3 Закона о гражданстве РФ. В Европейской конвенции об ограничении случаев многогражданства и о воинской обязанности 1963 г. говорилось, что случаи многогражданства порождают трудности, а их всемерное ограничение соответствует целям Совета Европы. Соответственно устанавливалось жесткое правило: граждане одного государства, приобретающие гражданство другого государства, утрачивают свое прежнее гражданство (ст.1).

 

3.Безгражданство — юридическое состояние, при котором лицо не обладает гражданством какого бы то ни было государства. Такие лица называют апатридами. Апатриды - лица без гражданства, т.е. лица не имеющие гражданства какого-либо государства. Их правовое положение определяется законодательством государства пребывания. Лицо может оказаться в таком состоянии уже при рождении, если закон места рождения и закон страны гражданства родителей основаны на принципе права почвы. Гражданство может быть утрачено и впоследствии. В прошлом такие лица находились в бесправном состоянии. Да и сегодня безгражданство отрицательно сказывается на правах человека.

 

Современное международное право в целом отрицательно относится к безгражданству, направлено на сокращение случаев такого состояния и преследует цель всемерного сокращения такого рода случаев. Этому посвящена Конвенция о сокращении случаев безгражданства 1961 г. Она обязывает государство предоставлять гражданство любому лицу, родившемуся на его территории, которое иначе стало бы апатридом. В таких случаях гражданство предоставляется либо при рождении в соответствии с законом, либо по ходатайству соответствующего лица или его представителя.

 

Конвенция о статусе апатридов 1954 г. обязывает уравнять этот статус со статусом иностранцев. Речь идет о статусе по внутригосударственному праву. Это еще не означает права на дипломатическую защиту со стороны отечественного государства, которым обладают иностранцы, а также прав, предусмотренных договорами с их страной. Однако и в этом отношении наблюдается тенденция к признанию права государства на дипломатическую защиту постоянно проживающих в нем лиц без гражданства.

 

4. Иностранец - физическое лицо, не являющееся гражданином страны пребывания и имеющее доказательства принадлежности и гражданство иностранного государства. В Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, в Международном пакте о гражданских и политических правах, в различных конвенциях широко употребляются универсальные формулировки: “каждый человек имеет право...”, “каждому принадлежит право...”, “все лица имеют право...”, “никто не должен...” и т. п. Таким образом, здесь в равной мере определяются права и собственных, и иностранных граждан, а также лиц без гражданства. В названных актах есть нормы, адресованные именно иностранным гражданам. Таково, например, положение ст. 13 Пакта о гражданских и политических правах, об основаниях высылки иностранца, законно находящегося на территории какого-либо государства.

Режим иностранцев - совокупность прав и обязанностей иностранцев на территории данного государства. Традиционно существуют различные правовые режимы, устанавливаемые для иностранных граждан. В обобщенном виде можно выделить национальный и специальный режимы. Национальный режим означает в принципе равное с местными гражданами положение иностранных граждан.

 

Специальный режим в современных условиях означает допущение некоторых преимуществ в какой-либо сфере деятельности применительно к иностранным гражданам отдельных государств. Такой специфический по сравнению с национальным режим означает в принципе преимущества прав одних иностранных граждан в сравнении с другими иностранными гражданами, но не по отношению к собственным гражданам. Он устанавливается, как правило, двусторонними договорами между заинтересованными государствами и касается таких, в частности, вопросов, как упрощенный порядок перехода границы, безвизовый порядок въезда в страну и т. п. Существенные взаимные преимущества оговорены в документах СНГ для граждан входящих в Содружество государств, в отношении въезда и пребывания, образования, социальной политики.

 

5. Беженцы - лица, покинувшие страну, в которой они постоянно проживали, в результате преследований. Таким образом, беженцы находятся вне страны своего гражданства и не могут или не хотят пользоваться защитой этой страны. Это же относится и к лицам без гражданства, которые, находясь вне страны своего прежнего проживания в результате указанных событий, не могут или не хотят вернуться в нее вследствие разного рода опасений. Из этого видно, что к указанной категории не относятся так называемые экономические беженцы, которые покидают свою страну по экономическим соображениям. Не может претендовать на статус беженца лицо, совершившее преступление против мира, военное преступление или преступление против человечности, совершившее ранее тяжкое преступление неполитического характера.

 

Согласно Конвенции 1951 г. (ст. 12), личный статус беженца определяется законами страны его домициля (имеется в виду юридически оформленное место пребывания) или, если у него такового не имеется, законами страны его проживания. Каждый беженец имеет право свободного обращения в суды на территории всех государств — участников Конвенции. Что касается государства, в котором находится его обычное местожительство, то на этой территории беженец пользуется в отношении права обращения в суд тем же положением, что и граждане (ст. 16). В Конвенции затрагиваются вопросы образования, социального обеспечения, свободы передвижения беженцев и т. д.

 

Государства договорились “по возможности облегчать ассимиляцию и натурализацию беженцев” (ст. 34), т. е. решать вопрос об их гражданстве. В Российской Федерации в 1993 г. были приняты два закона: “О беженцах” и “О вынужденных переселенцах”. В принципе государство обязано предоставить беженцам статус, которым пользуются иностранцы вообще. Что же касается правительственной помощи, то беженцы в этом случае приравниваются к местным гражданам. Запрещено налагать взыскание на беженца за незаконный въезд. Государства по возможности облегчают ассимиляцию беженцев. Особое значение имеет правило о недопустимости высылки беженцев в страну, в которой их жизни или свободе угрожает опасность.

 

Контроль за соблюдением прав беженцев осуществляется Управлением Верховного комиссара ООН по делам беженцев, Устав которого был утвержден Генеральной Ассамблеей ООН в 1950 г.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: