Тема 4. Субъекты международного права

Тема 4. СУБЪЕКТЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА.

 

Понятие и виды субъектов международного права.

Государства как основные субъекты международного права.

Международная правосубъектность наций и народов.

Международные организации.

Государствоподобные образования.

Иные субъекты международного права.

 

1. Субъект международного права - носитель международных прав и обязанностей, возникающих в соответствии с нормами международного права либо международно-правовыми предписаниями. В настоящее время существуют два подхода к понятию субъекта международного права и, следовательно, к характеристике конкретных категорий субъектов. Первый — традиционный и более распространенный и в наши дни (изложен выше). Второй, представлен более скромными попытками распространить на международное право понимание субъекта права, принятое в общей теории права, т. е. идентифицировать понятие субъекта международного права с юридической возможностью участия в правоотношениях, регулируемых международно-правовыми нормами, и обладания необходимыми для этого правами и обязанностями. Принято деление традиционных субъектов МП на две основные категории — основные (первичные) и производные (вторичные).

 

Первичные (суверенные) субъекты международного права - государства (в некоторых случаях народы и нации), которые в силу присущего им национального суверенитета и признаются носителями международно-правовых прав и обязанностей. Производные (несуверенные) субъекты международного права - государствоподобные образования, создаваемые первичными субъектами межправительственные организации. В эту категорию входят преимущественно международные межправительственные организации и государствоподобные образования. Специфика их юридической природы выражается, в том, что они порождены волеизъявлением государств, зафиксировавших свое решение в учредительном акте, и в том, что содержание и объем их правового статуса определены в учредительном акте в точном соответствии с предназначением и функциями каждой организации (таким образом, их правосубъектность является функциональной, индивидуализированной).

 

Имеется достаточно оснований для разграничения в международно-правовой системе правосоздающих субъектов и правоприменяющих субъектов. Если говорить точнее, то разграничиваются: 1) субъекты правосоздающие и вместе с тем правоприменяющие, ибо тот, кто участвует в нормотворческом процессе, не может быть в стороне от практики применения норм, и 2) субъекты только правоприменяющие, но не обладающие нормотворческой способностью. К первой категории относятся государства, международные организации, в меньшей мере — государствоподобные образования и борющиеся нации; ко второй — индивиды, хозяйствующие субъекты и другие юридические лица, международные хозяйственные объединения и неправительственные организации.

 

2. Являясь творцами международных прав и обязанностей, государства выступают как основные субъекты международного права. В этом качестве они обладают исключительным и неотъемлемым свойством, базирующимся на политической организации власти— государственным суверенитетом. Суверенитет государство осуществляет в рамках международного права, с учетом уважения суверенитета и интересов других государств. Из этого вытекает, что государство как субъект международного права не может осуществлять своей власти в отношении другого государства (par in parem nоn habet imperium — равный не имеет власти над равным). В частности, это выражается в неподчинении одного государства законодательству другого: действия государства определяются собственными законами и нормами международного права. Иммунитет государства также охватывает его неподсудность судебным органам другого государства. Привлечение его к суду другого государства может осуществляться только с его согласия.

 

Унитарное государство. Субъектом международного права является государство в целом. Считается, что если речь идет об унитарном государстве, то вопроса о международной правосубъектности его частей вообще не существует. Вместе с тем провинции, области унитарных государств поддерживают все более активные связи с аналогичными образованиями других государств. Конфедерация — буквально союз государств. От международно-правового союза она отличается тем, что является государственным образованием со своим внутренним правом. Центральные органы обладают определенной властью над государствами-членами. Но, в отличие от федерации, эта власть не распространяется непосредственно на физических и юридических лиц. Сохраняя суверенитет, государства-члены являются субъектами международного права. Федерация (союзное государство) — государственное образование, в котором субъекты обладают значительной самостоятельностью во внутренних делах, а внешние сношения сосредоточены в руках центральной власти. В Межамериканской конвенции о правах и обязанностях государств 1933 г. соответствующая норма сформулирована так: “Федеративное государство составляет только одно лицо перед международным правом” (ст. 2). Международная практика подтверждает эту норму.

 

Существует несколько федераций, субъекты которых обладают правом заключать международные соглашения по весьма ограниченному кругу вопросов (пограничные, культурные, полицейские, экономические связи) под контролем федерального правительства. К ним относятся ФРГ, Швейцария, Австрия и в какой-то мере США и Канада. Известны две федерации, субъекты которых были по конституции суверенны и могли претендовать на статус субъектов международного права. Ими были Союз ССР и Югославская Федерация. Правосубъектность двух советских республик — Украины и Белоруссии — получила международное признание благодаря их членству в ООН. Однако на деле эта правосубъектность в значительной мере носила формальный характер.

 

Опыт показывает, что ни сами федерации, ни их иностранные партнеры, за редким исключением, не готовы на деле признать за членами федерации статус субъектов международного права даже в ограниченном виде. Непосредственное участие членов федерации в международно-правовых отношениях осложняет их. Иностранные государства предпочитают иметь дело с центральной властью. 3. Право народов (наций) на самоопределение применительно к каждому народу раскрывается через его национальный суверенитет, означающий, что каждый народ имеет суверенное право на самостоятельность в достижении государственности и независимое государственное существование, на свободный выбор путей развития. Исторически правосубъектность народа (нации) ярко проявилась в период крушения колониализма после окончания Второй мировой войны. В современный период абсолютное большинство бывших колониальных народов добилось независимости. Значение принципа самоопределения подчеркивается правом каждого построившего свою государственность народа определять внутренний и внешний политический статус без вмешательства извне и осуществлять по своему усмотрению политическое, экономическое, социальное и культурное развитие.

 

Реализация самоопределения одним народом в рамках многонационального суверенного государства не должна вести к нарушению прав других его народов. Следовательно, необходимо различать самоопределение народов (наций), не имеющих какой-либо государственности, от самоопределения народов (наций), уже достигших государственности. Если в первом случае национальный суверенитет народа еще не обеспечен государственным суверенитетом, то во втором случае народ уже реализовал свое право на самоопределение, и его национальный суверенитет находит защиту со стороны государства — самостоятельного субъекта международного права.

 

Народ (нация) в процессе борьбы за создание независимого государства способен участвовать в международных отношениях лишь по вопросам, касающимся реализации права на самоопределение. В связи с этим народ (нация) имеет основные права, в том числе право заключать с государствами, международными организациями, с другими реализующими свой национальный суверенитет народами международные договоры, присоединяться к многосторонним международным соглашениям. От имени народа при заключении международных договоров или при присоединении к ним выступают представляющие народ органы, сложившиеся в ходе борьбы за независимость: фронт национального освобождения, временное правительство, руководство политической партии, пользующиеся поддержкой большинства населения.

 

4. Международные организации являются субъектами международного права особого рода. Их правосубъектность не идентична правосубъектности государств, так как не проистекает из суверенитета. Международная организация, не обладая суверенитетом, источником своих прав и обязанностей в сфере реализации своей компетенции, имеет международный договор, заключенный между заинтересованными государствами. Поэтому международные организации как субъекты международного права вторичны, производны по отношению к государствам.

 

Организация становится субъектом, если государства-учредители наделяют организацию международными правами и обязанностями. Ее компетенция имеет специфический характер в том смысле, что права и обязанности международной организации отличаются от прав и обязанностей государства. Правосубъектность организации определена теми конкретными задачами и целями, которые установлены государствами в учредительном акте, создающем организацию. В связи с этим каждая международная организация имеет свой, присущий только ей, круг прав и обязанностей. Однако, несмотря на различия в характере и объеме прав и обязанностей, организации функционируют в рамках международного права и имеют признаки, обеспечивающие правосубъектность международной организации. Каждой международной организации присуща договорная правоспособность, специфика и объем которой определяются ее уставом. В ряде случаев осуществляется правопреемство международных организаций, при котором с целью поддержания непрерывности функций передаются определенные правомочия от прекратившей свое существование организации вновь учрежденной государствами организации. Так, ООН была преемником прав и обязанностей Лиги Наций по ряду международных договоров.

stify"> Международное право признает ответственность международных организаций в случае нарушения ими общепризнанных международно-правовых принципов и норм и заключенных ими международных договоров, положений учредительных актов.

5. К категории производных субъектов международного права принято относить особые политико-религиозные или политико-территориальные единицы, которые на основе международного акта или международного признания имеют относительно самостоятельный международно-правовой статус.

 

Исторически известны вольные города, включая города Ганзейского союза в эпоху средневековья, затем Краков, который согласно Венскому трактату 1815 г. был провозглашен вольным, независимым и нейтральным городом под покровительством России, Австрии и Пруссии (до 1846 г.). Версальский мирный договор 1919 г. установил особый статус для Данцига (Гданьска), именовавшегося “вольным городом” (до 1939 г)

 

Единственный в своем роде международно-правовой статус имел Западный Берлин в соответствии с Четырехсторонним соглашением СССР, Великобритании, США и Франции от 3 сентября 1971 г. В связи с объединением Германии, оформленным Договором об окончательном урегулировании в отношении Германии от 12 сентября 1990 г., действие прав и ответственности четырех держав в отношении Западного Берлина было прекращено, поскольку он стал частью объединенной Федеративной Республики Германии.

 

В настоящее время государствоподобными образованиями со специальным международно-правовым статусом являются Ватикан (Святейший престол) как официальный центр Римско-католической церкви и Мальтийский орден как официальное религиозное формирование с международно-признанными благотворительными функциями. Их административные резиденции находятся в Риме. Ватикан и Мальтийский орден поддерживают дипломатические отношения со многими государствами мира, обмениваясь соответствующими представительствами.

 

6. Особый интерес вызывает сегодня оценка международно-правового статуса индивидов (физических лиц.) Нельзя признать убедительными ссылки тех, кто отрицает международно-правовой статус индивидов, опираясь на небольшое, по сравнению с государством, влияние международно-правовых норм в отношении индивидов. В принципе, важна сама юридическая способность иметь и осуществлять права и обязанности, а количественный показатель характеризует уже фактическое состояние, но не правовую способность.

 

Нынешнее состояние МП позволяет констатировать прямое включение в договоры норм, ориентированных на индивида. Они касаются как устанавливаемых договорами прав человека, так и его обязанностей и ответственности. Утвержденный в мае 1993 г. Советом Безопасности ООН Устав (Статут) Международного трибунала уже применяется при рассмотрении конкретных правонарушений, связанных с судебным преследованием лиц, ответственных за серьезные нарушения международного гуманитарного права на территории бывшей Югославии.

 

Значительную роль в регламентации правоотношений с участием индивидов-правонарушителей играют международные конвенции о предотвращении и наказании преступлений международного характера.

 

Непосредственные правовые отношения с участием индивидов на международном уровне предусмотрены в договорных актах, закрепляющих и регламентирующих право обращения индивида в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека (Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах, Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод с Протоколом № 11 и ряд других). Аналогичные права зафиксированы в ч. 3 ст. 46 Конституции РФ.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: