Тема 6. Территория в международном праве

Тема 6. ТЕРРИТОРИЯ В МЕЖДУНАРОДНОМ ПРАВЕ.

Понятие и виды территории в международном праве.

Государственная территория.

Государственные границы.

Международные пространства как объекты общего пользования.

Правовой режим Арктики.

 

 

1. Понятие территории в международном праве подразумевает не только сухопутные пространства (от лат. “terra” — земля, суша, твердь) и их недра, но также и водные и воздушные пространства планеты Земля, космическое пространство, окружающее ее, Луну и другие небесные тела. При этом все перечисленные пространственные сферы имеют существенные различия в их юридическом статусе и режиме пользования. Таким образом, территория - пространство земного шара с его сухопутной и водной поверхностью, недра, воздушное пространство, космическое пространство и находящиеся в нем небесные тела. Три типа территорий (по основным видам правового режима): – 1) государственная территория (находящаяся под суверенитетом определенной страны); 2) территория с международным режимом (лежащие за пределами государственной территории земные пространства, находящиеся в общем пользовании всех стран в соответствии с МП); 3) территория со смешанным режимом (континентальный шельф, экономическая зона).

 

Международная территория — это пространство с международным режимом, на которое не распространяется суверенитет какого-либо государства и которое открыто для использования всеми государствами в соответствии с международно-правовыми нормами. Такой режим имеют открытое море, воздушное пространство над ним, а также над исключительной экономической зоной, дно морей и океанов за пределами национальной юрисдикции, космическое пространство, включая Луну и другие небесные тела, Антарктика и воздушное пространство над ней.

 

Территория со смешанным правовым режимом – континентальный шельф (материковый склон и часть морского дна) и экономическая зона (морская акватория на расстоянии до 200 морских миль) имеют существенные особенности: прибрежные государства наделены суверенными правами по разведке и разработке ресурсов в пределах этих пространств при сохранении за всеми другими государствами свободы судоходства и ряда других прав в соответствии с международными нормами и правилами прибрежных государств. К этим пространствам относятся исключительная экономическая зона и континентальный шельф.

 

2. Государственная территория - суша и воды с находящимися под ними недрами и лежащее над сушей и водами воздушное пространство, в пределах которого государство осуществляет верховную власть (суверенитет). Таким образом, верховная власть государства, его территориальное верховенство — отличительная черта государственной территории. В соответствии с Конституцией (ч. 1 ст. 67) территория Российской Федерации включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними.

 

Иногда применяется термин “условная территория”, к которой относят расположенные вне пределов государственной территории объекты: воздушные, морские, речные суда, космические корабли, станции и другие космические объекты, искусственные острова и сооружения в море, на его дне, в Антарктике, помещения дипломатических и консульских представительств.

 

Государственная территория должна использоваться в соответствии с нормами и принципами международного права и таким образом, чтобы не причинять ущерб другим государствам. Изменение государственной территории также может быть произведено на основе определенно выраженного согласия государств и в соответствии с нормами и принципами международного права. Правовым основанием такого изменения становится межгосударственный договор о передаче определенной части территории или об обмене ее участками. Пространство, на которое распространяется власть государства в ограниченных, четко очерченных пределах, не является государственным. Оно может быть отнесено к территориям, на которые распространяется национальная юрисдикция.

 

3. Государственная граница — это линия и проходящая по ней вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства). Границы между сопредельными государствами обычно определяются двусторонними договорами между ними и впоследствии принятыми национальными законами.

 

В России это Закон “О Государственной границе Российской Федерации” от 1 апреля 1993 г. с изменениями и дополнениями. Он характеризует государственную границу как “пространственный предел действия государственного суверенитета Российской Федерации”. Государственные границы на суше устанавливаются по линиям рельефа или явно видимым ориентирам. На реках государственные границы обычно проводятся либо по середине главного фарватера или по тальвегу (по линии наибольших глубин), если река судоходная, либо по середине русла, если река несудоходная. На озерах она представляет собой линию, соединяющую выходы сухопутной границы к берегам озера. Линия внешнего предела территориального моря является государственной границей на море. Она устанавливается государством с учетом требований норм международного права (о ширине территориального моря, об определении линии разграничения между смежными или расположенными друг против друга государствами).

 

Процесс установления границы включает две стадии: делимитацию и демаркацию. Делимитация — это определение в договоре общего направления прохождения границы (словесное описание с указанием характерных мест ее прохождения — рек, озер, хребтов и т. д.) и нанесение ее на карту (графическое изображение). Демаркация — это обозначение линии границы на “местности посредством установления специальных пограничных знаков. Она осуществляется специально создаваемыми комиссиями из представителей сопредельных государств. При демаркации составляются демаркационные документы: протоколы — описания государственной границы, протоколы пограничных знаков (с характеристикой их положения, формы, размеров, материала, номера и т. д.).

 

Режим государственной границы определяется совокупностью международно-правовых и внутригосударственных норм. Международные договоры, касающиеся режима государственной границы Российской Федерации, разнообразны: о прохождении государственной границы, о системе обозначения линии границы, об уточнении ее прохождения на определенных участках, о режиме границы в целом или об отдельных элементах режима, в том числе об уходе за пограничными знаками, об использовании приграничной территории (например, пограничных вод), об охране границы и обеспечении стабильного положения на ней.

 

Пограничной зоной Российской Федерации является полоса местности шириной до 5 километров вдоль государственной границы на суше, морского побережья РФ, российских берегов пограничных рек, озер и иных водоемов, а также острова на указанных водоемах.

4. Существуют международные пространства как объекты общего пользования, т.е. территории с международным режимом—пространственные сферы, на которые власть государств не распространяется. Это воды открытого моря, расположенная под ними (но за пределами континентального шельфа) часть дна Мирового океана, именуемая Международным районом морского дна, воздушное пространство над открытым морем, Антарктика и Космос. Их правовой статус и режим совместного использования определяется многосторонними соглашениями. Антарктика как пространство с особым международно-правовым режимом — это район южнее 60-й параллели южной широты, включающий материк Антарктида, шельфовые ледники и прилегающие воды. Режим этого района регулируется Договором об Антарктике от 1 декабря 1959 г. Договор об Антарктике не признает суверенитета какого-либо государства в каком-либо районе Антарктики. Вместе с тем договор не отрицает территориальных претензий; он их “заморозил”. Любая страна, независимо от ее участия в Договоре, вправе проводить исследовательские работы в Антарктике. Правительства, организации и граждане всех стран осуществляют на этом континенте научные исследования на равных основаниях. Координация такой деятельности осуществляется Специальным комитетом координации научных исследований в Антарктике (СКАР).

 

Конвенция о сохранении тюленей в Антарктике 1972 г. обязывает не забивать и не отлавливать в этом районе определенные виды тюленей, за исключением строго оговоренных в Конвенции случаев. Конвенция по регулированию освоения минеральных ресурсов Антарктики 1988 г. обусловила соответствующую деятельность государств вынесением заключений, оценивающих возможное воздействие освоения на антарктическую окружающую среду, на региональный и глобальный климат и констатирующих достаточный уровень технологии и процедур обеспечения безопасности. Оператор (государство, орган или учреждение государства, юридическое лицо, совместное предприятие этих субъектов), проводящий освоение минеральных ресурсов, предпринимает все необходимые меры для предотвращения нанесения ущерба окружающей среде, а в случае нанесения такового несет материальную ответственность.

 

Статья V Договора запрещает проведение в Антарктике ядерных взрывов и удаление в этот район радиоактивных материалов. Первое Консультативное совещание государств — участников Договора рекомендовало правительствам своих стран обмениваться информацией относительно применения ядерного оборудования и техники в указанном районе.

 

5. Юридический статус пространств арктического региона, под которым понимается северная полярная область земного шара, ограниченная с юга северным полярным кругом, подразделяется на две категории. Материковые и островные образования подчинены суверенитету того или другого из сопредельных с Северным Ледовитым океаном государств — России, Дании (о.Гренландия), Канады, Норвегии или США. Такое правовое положение сухопутных частей региона, сложившееся на базе традиций, первоначального завладения и длительного пользования ими (“эффективная оккупация”), договорного оформления либо приобретения, с течением времени получило закрепление во внутригосударственных нормативных актах, принимавшихся некоторыми из поименованных государств.

 

Положения Правил базируются на нормах Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., ст. 234 которой наделила государства, имеющие исключительные экономические зоны в высоких широтах (в приполярных районах), правом “принимать и обеспечивать соблюдение недискриминационных законов и правил по предотвращению, сокращению и сохранению под контролем загрязнения морской среды с судов в покрытых льдами районах в пределах исключительной экономической зоны, где особо суровые климатические условия и наличие льдов, покрывающих такие районы в течение большей части года, создают препятствия либо повышенную опасность для судоходства, а загрязнение морской среды могло бы нанести тяжелый вред экологическому равновесию или необратимо нарушить его. В таких законах и правилах должным образом принимаются во внимание судоходство и защита и сохранение морской среды на основе имеющихся наиболее достоверных научных данных”.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: