ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТОВ И ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ГРУПП В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ
1.Психологическая адаптация и дезадаптация специалистов в экстремальных условиях:
Адаптация ассоциируется с понятиями «приспособление», «защита», «акклиматизация», «устойчивость», «выносливость», «компенсация» и т.д.
Этимологически термин «адаптация» буквально означает «прилаживание», «приноровление», «пригнанность», «вписанность» в систему.
Таким образом, можно сказать, что адаптация — способность к приспособлению и выживанию для обеспечения жизни на всех уровнях сложности. Это основа поддержания постоянства внутренней среды и сопротивления стрессу. Как писал Г. Селье, есть два способа выживания: борьба и адаптация, но к успеху чаще всего ведет адаптация.
Согласно концепции Г. Селье общий адаптационный синдром (ОАС) имеет фазы, которые в своей совокупной содержательной интерпретации представляют основное содержание адаптации человека.
Первая фаза — реакция тревоги («аларм» — реакция) является сигналом о каком-либо неблагоприятном воздействии, вызывая своеобразную мобилизацию резервов организма, необходимых для перестройки его деятельности в соответствии с новыми внешними требованиями. Возникают эмоции тревоги, состояния возбуждения, психического напряжения, являющиеся естественными и необходимыми в данной ситуации.
Следующая фаза — фаза сопротивления (резистентности) как закономерное следствие реакции тревоги, когда организм адаптировался к стрессовому воздействию и функционирует в относительно сбалансированном режиме за счет мобилизованных ресурсов в соответствии с предъявляемыми ему требованиями. Тем не менее при достаточно длительном воздействии стресс-факторов фаза сопротивления, использующая ресурсы с определенным энергетическим лимитом, переходит в следующую фазу — фазу истощения, которая вызывает нарушения функций систем организма и состояния дезадаптации.
Трехфазовая схема адаптации организма позволяет вести речь как минимум о двух явлениях, непосредственно дополняющих общую картину адаптации. Это наличие запасов адаптационных ресурсов организма, или адаптационной энергии, расходуемой при предъявлении организму какого-либо специфического требования стресс-факторов с помощью фазы тревоги общего адаптационного синдрома (как пускового механизма). И второе — наличие двух уровней адаптационной энергии — поверхностной и глубокой.
Первая (поверхностная энергия) доступна по первому требованию, именно она расходуется на фазе тревоги, обеспечивая изменение характеристик организма и первичную адаптацию к стрес-сорному воздействию. Глубокая адаптационная энергия собственно и составляет резерв, который мобилизуется фазой тревоги и вступает в действие на фазе резистентности, обеспечивая сопротивление неблагоприятному внешнему воздействию, т.е. саму адаптацию к сложившейся ситуации.
В рамках теории психической адаптации важное значение для понимания психологической сущности адаптационного процесса имеют категории: «устойчивая психическая адаптация», «переадаптация», «дезадаптация» и «реадаптация». Содержательная интерпретация данных понятий позволяет более глубоко раскрыть сущность адаптационных реакций личности, действие механизма общего адаптационного синдрома.
Под устойчивой психической адаптацией понимаются ре гуляторные реакции, психическая деятельность, система отношений и т.д., которые возникли в процессе онтогенеза в конкретных экологических и социальных условиях и функционирование которых в границах оптимума не требует значительного нервно-психического напряжения.
Дезадаптация определяется как психические состояния личности, обусловленные воздействием психогенных факторов, при которых психофизиологические и социально-психологические механизмы, исчерпав резервные возможности, более не могут обеспечить адекватное отражение и регуляторную деятельность человека.
Различие между понятиями «стресс-факторы» и «психогенные факторы» состоит в том, что первые являются пусковым условием процесса адаптации, а вторые — условием развития состояний дезадаптации.
Входящий в концепцию адаптации личности в экстремальных условиях жизнедеятельности термин «переадаптация» может быть истолкован в двух значениях:
1) как процесс формирования психических реакций личности, системы отношений, адекватных предъявляемым средой жизнедеятельности требованиям и обеспечивающих эффективное взаимодействие с данной средой при реализации целей и задач деятельности, осуществляемой в данных условиях;
2) как конечный результат данного процесса, имеющий успешное для личности значение в ходе реализации целей деятельности в заданных условиях.
Не менее важным элементом концепции адаптации личности в экстремальных условиях является понятие «реадаптация», понимаемая как восстановление регуляторных психических реакций и психической деятельности, соответствующих требованиям обычных условий жизнедеятельности на основе реструктуризации сформированного под воздействием психогенных факторов неадекватного восприятия экстремальных условий. Сюда же следует отнести реструктуризацию сформированной под воздействием стресс-факторов на уровне навыка привычки адекватного профессионального восприятия экстремальных условий (требует специально разработанных социально ориентированных методов и приемов). В настоящее время широко используется термин «психологическая реабилитация», который отражает суть реадаптации, имея в виду использование ряда специальных мероприятий и психологического обеспечения реализации содержания данного понятия (реадаптации).
Существуют разные формы адаптации; безразличие к ситуации, использование индивидуальных возможностей (внутренних резервов психики) и сотрудничество. Сотрудничество более выигрышно, так как дает возможность приобретения сторонников, которые могли бы оказать помощь в процессе адаптации. Именно сотрудничество формирует стрессоустойчивость и повышает сопротивляемость стрессу у руководителей и специалистов.
Стрессоустойчивость — психофизиологическое состояние человека, обеспечивающее оптимальную адаптацию к экстремальным условиям, позволяющее решать возложенные на него задачи без потерь (физиологических и психологических), т.е. в состоянии психофизиологического равновесия.
На снижение стрессоустойчивости негативно влияют такие факторы как:
- недостатки выучки и натренированности для работы в экстремальных условиях;
- среда жизнедеятельности;
- высокий уровень нервного напряжения;
- отсутствие бытовых условий (неблагоустроенные помещения, антисанитария, отсутствие воды, возможности ухода за телом, несвоевременное и несбалансированное питание, недостаток активного и пассивного отдыха, длительное отсутствие смены нательного и постельного белья, верхней одежды, недостаток экипировки, загазованность, плохая освещенность, отсутствие отопления, шум, вибрация и т.п.);
- недостаток информации и перебои в системе связи;
- несвойственная работа или работа по необходимости, принуждению (отсутствие мотива в работе);
- отсутствие психологического обеспечения; недостатки в психологической восстановительной работе. Отсутствие памяток по личной безопасности;
- отсутствие или недостаток материально-технического обеспечения, вооружения, боеприпасов, экипировки, оборудования и инструментов для работы;
- ослабление контроля за своим поведением и поведением подчиненных со стороны руководителей; некачественный подбор руководителей;
- отсутствие дисциплины и самодисциплины; пьянство.
Многие исследователи считают, что для обеспечения стрессоустойчивости руководителей и специалистов в экстремальных условиях требуется улучшить условия их профессиональной деятельности.
Основополагающим фактором, влияющим на повышение не только стрессоустойчивости, но и готовности персонала к эффективной работе в экстремальных условиях, является мотивационная сфера личности, а в мотивационной сфере — гуманистическая ориентация. Как правило, специалисты экстремального профиля — это люди с устойчивыми мотивами достижения цели
Адекватное восприятие специалистами экстремальных условий проявляется через:
- осмысление и оценку происходящих событий и/или ощущение личной причастности к ним;
- понимание своей ответственности за успех или ошибки в решениях, которые могли повлечь человеческие жертвы, привести к травмам, ранениям;
- оценку своего труда и труда своих товарищей;
- самоконтроль за своими действиями и действиями окружающих;
- быстроту оценки ситуации, энергичность и решительность реагирования на нее;
- понимание повышенной необходимости действовать совместно, оказывать взаимную выручку.
Неадекватное восприятие экстремальных условий проявляется в широком диапазоне в зависимости от отторжения самих условий и ухода в фантазии до ее восприятия в искаженном виде (от небольшого искажения до полной противоположности действительности).
Неадекватное восприятие экстремальных условий специалистами может стать для них личностным экстремальным фактором психогенного риска. К ним следует отнести восприятие;
- экстремальных условий деятельности как не опасных или не значимых;
- экстремальных условий деятельности как имеющих иное информационное наполнение (непонимание или плохая ориентация в обстановке), следствием чего является игнорирование обстановки или неадекватное реагирование;
- себя как случайно попавшего в экстремальные условия и ни за что не отвечающего;
- своего труда и труда ближайшего окружения как никчемного, пустого или даже вредного;
- своего некритичного или безвольного поведения как приемлемого;
- изолированности от коллектива как предвзятого к себе отношения со стороны окружающих.
Типы с выраженными формами характерного поведения в экстремальных условиях в зависимости от успешности (неуспешности) их адаптации к ситуации:
- 1. Дезадаптивный тип. Проявляют реакции по данному типу чаше всего специалисты с астеническими и ригидно-агрессивными чертами характера.
- Специалисты с астеническими чертами часто плохо переносят значительные физические и нервные нагрузки. У них нарушается сон, повышается тревожность, снижается аппетит, ухудшается настроение, ослабевает внимание, способность к продуктивной деятельности, проявляется повышенное сосредоточение на своем здоровье, жалобы соматического плана. Они могут проявлять растерянность.
- Специалисты с ригидно-агрессивными чертами могут проявлять негативное отношение к происходящим событиям, враждебность и злобность к окружающим, ощущать свою обделенность, неоцепенность, упрямство, мстительность, малообщительность, конфликтность, могут быть умеренно активны, демонстративно уклоняться от решения задач.
- Таких специалистов позволяет объединить в один тип их общее отношение к экстремальным условиям как к невыносимым и враждебным не только для их деятельности, но для здоровья и жизни. Они не видят для себя возможности жить и работать в подобных условиях. Например, умелый и знающий сотрудник специального подразделения проявил откровенную трусость, отказавшись продолжать проведение боевой операции после гибели товарища, или жестоко обращался с мирными жителями освобожденного от боевиков населенного пункта.
- 2. Демонстративный тип. Проявлять реакции по данному типу чаше всего могут эспециалисты с кспрессивными, истерическими и астеническими чертами характера.
- Специалисты с экспрессивными и истерическими чертами часто деятельны, активны, неугомонны, но поверхностны, малопродуктивны, легкоотвлскаемы. Они стараются казаться опытными, бывалыми, но проявляют повышенную конфликтность, агрессивность, жестокость, повышенную эмоциональность, непредсказуемость. У них проявляется истеричность, отказ от выполнения задач.
- Специалисты с астеническими чертами часто бывают показательно активны, подвижны, деятельны, бодры, оптимистичны, но внутренне тревожны, напряжены. Вспоминая ранее пережитые ими события, намеренно представляют их более тяжелыми с целью вытеснения собственной тревожности. У них снижена целенаправленная активность, способность к планированию, эффективной деятельности. При малейшей неудаче их самооценка снижается. В экстремальных условиях могут проявлять нерешительность, медлительность, отсутствие инициативы, иногда не способны эффективно выполнять самостоятельные задания.
- Специалистов с подобными реакциями в обший тип позволяет объединить потенциальная, а часто реальная их леуспешность при выполнении поставленной задачи. Они могут допустить и часто допускают просчеты при решении профессиональных задач не в силу своей профессиональной некомпетентности, а в силу нахождения в неблагоприятных состояниях для деятельности в экстремальных условиях. Например, обученный и опытный сотрудник ОВД фотографировался на фоне развалин города, находясь в зоне боевых действий, бравируя своей выдержкой и неуязвимостью, игнорируя реальную опасность быть уничтоженным снайпером из тех же развалин.
- 3. Условно адаптивный тип. Проявлять реакции по данному типу чаще всего могут специалисты со стеническими, ригидно-агрессивными чертами характера.
- Специалисты данного типа чаще всего характеризуются как активные, целеустремленные, уверенные в себе, с гипертрофированным чувством собственного достоинства. Они бывают напористы, ригидны, агрессивны, не считаются с чужим мнением, обладают лидерскими способностями. Как правило, действуют в экстремальной обстановке успешно, грамотно, но легко выходят за рамки дозволенного, склонны к применению физического воздействия к подчиненным, жестоки к врагам. Характерной особенностью специалистов данного типа является забота о выполнении поставленной задачи любой ценой. Например, военнослужащие, сотрудники ОВД в горячих точках приобретали за свои деньги недостающее снаряжение. Однако, как правило, они ограничены в своей деятельности уровнем своей компетенции и притязаний.
- 4. Тип поведения «мастер». Проявлять реакции по данному типу чаще всего могут специалисты со стеническими чертами характера. Специалисты, отнесенные к данному типу, активны, решительны, смелы, но бдительны и осторожны. Они внимательны к окружающим, считаются с чужим мнением, но поступают в соответствии со своими установками, имеют чувство собственного достоинства, напористость, умеренную агрессивность, обладают лидерскими способностями, подчиняются указаниям старших, но лучше действуют в обстановке, требующей личной инициативы.
- Характерной особенностью специалистов данного типа является забота о качественном выполнении возложенных на них обязанностей. Они проявляют творческую инициативу и смекалку. Например, сотрудник специального подразделения, снайпер, использовал подручные средства для изготовления самодельной «куклы»—имитации человека с целью определения расположения снайпера-боевика и его уничтожения.
2.Обеспечение безопасности специалистов и функциональных групп в экстремальных условиях
Стремальных у с л о в и я х включает в себя две взаимосвязанные задачи:
- физическую безопасность;
- психологическую безопасность.
К числу устойчивых противопоказаний к работе специалистов в экстремальных условиях следует отнести:
- пониженную психологическую устойчивость и склонность к психической дезадаптации;
- повышенную тревожность и страх;
- эмоциональную неуравновешенность и импульсивность в действиях, низкую устойчивость к стрессу;
- недостаточную способность к распределению и концентрации внимания;
- функциональные нарушения связи между сенсорным (познавательным) и двигательным (моторным) процессами;
- функциональные изменения в организме (сердечно-сосудистое заболевание, диабет и т.п.);
- недостатки органов чувств (снижение зрения и слуха);
- неумеренную склонность к риску («сдвиг к риску»);
- невыдержанность и склонность к аффективному реагированию;
- замедленную реакцию и недостаточную ловкость;
- недостаточный уровень интеллектуальных способностей и малую сообразительность;
- пристрастие к алкоголю или наркотикам.
К временным факторам, ограничивающим возможность использования специалистов в экстремальных условиях, следует отнести недостаточную профессиональную подготовленность, неопытность, неосторожность.
Устойчивых противопоказаний функциональных групп к работе в экстремальных условиях не существует. К временным противопоказаниям к работе в экстремальных условиях функциональных групп относятся:
- недостаточная сплоченность, слаженность, мобилизация группы;
- напряженные или конфликтные отношения между формальным и неформальным лидерами, руководителем и остальными специалистами;
- неблагоприятный морально-психологический климат в функциональной группе.
- К числу факторов, влияющих на предрасположенность к несчастным случаям, следует также отнести: употребление алкоголя в течение суток, предшествующих деятельности в условиях опасности, состояние алкогольного опьянения, отсутствие полноценного ночного отдыха (сон менее 8 часов), болезненное состояние и плохое самочувствие.
- Необходимо также выделить нередко встречающиеся виктимные качества специалистов: излишнюю доверчивость, неосторожность, легкомыслие, вспыльчивость, агрессивность, нечестность, алчность, жадность, жестокость, внушаемость, конформизм, недисциплинированность, самонадеянность и др.
А. И. Папкин выделяет общие правила обеспечения личной безопасности специалиста в экстремальных условиях.
• Ожидай неожиданного.
• Руководствуйся здравым смыслом.
• Не «разжигай» противника, а «гаси» его.
• Владей: собой, информацией, орудиями труда, ситуацией.
• Необычное может стать сигналом опасности.
• Ключ к успеху — подготовка.
• В критической ситуации ты будешь действовать так, как научился.
• Прежде чем войти — знай, где выход.
• Имей план, особенно на худший вариант.
• Знай, что о тебе знают.
• Избегай шаблона, будь непредсказуем.
• Не «замерзай» — действуй.
• Ищи ложку меда в бочке дегтя: используй свою неудачу.
• Сделай стресс своим союзником.
• Не расслабляйся слишком быстро.
• Избегай «тоннельного» видения.
• Плохо переоценить противника, хуже недооценить.
• Верь себе, но работай в команде. Погибают в одиночку.
• Удача любит умелых.
Важными условиями обеспечения личной психологической безопасности (особенно в ситуации риска) являются:
- знания о психофизиологических процессах, происходящих в организме человека в ситуации опасности;
- усвоение определенной «модели поведения» в ситуации опасности, позволяющей выполнить профессиональную задачу и не пострадать лично;
- владение приемами психологической саморегуляции, применимыми непосредственно перед ситуацией опасности, во время и после нее.
К психологическим качествам специалистов и характеристикам функциональных групп, наиболее важным для обеспечения физической безопасности специалистов в ситуации риска для жизни и организационной безопасности функциональной группы, следует отнести:
- понимание цели деятельности (знание, ради чего риск);
- определение стратегии и тактики деятельности группы;
- профессиональная подготовленность специалистов и групп;
- устойчивость к стрессу (программы, решение задач в критических ситуациях);
- доверие к самому себе при выполнении задачи (уверенность в себе);
- доверие к орудиям труда (умелое владение);
- доверие к своей группе и ее руководителю;
- решительность (способность быстрого реагирования на ситуацию и принятие решения);
- эффективность в ситуации (способность мысленно видеть победу и прогнозировать ее);
- эмоциональную устойчивость;
- физическую подготовленность (имеется физическая возможность сделать все необходимое);
- способность к совместным действиям (работа в группе);
- знание своей роли и роли каждого в группе, готовность к взаимодействию, взаимопомощи и взаимозаменяемости;
- уровень управления (приемы, методы, формы, стиль) функциональной группой в экстремальных условиях.
В ряде зарубежных стран, в частности в США, обучение менеджменту безопасности стало обязательной частью обучения целого ряда профессий, в том числе даже банкиров. Существуют специальные курсы, такие как «Воля к выживанию», «Выживание на улице».
Установка на выживание — это готовность и предрасположенность работника к целенаправленной, надежной и характеризующейся достаточным уровнем самозащиты деятельности.
Формирование устойчивой установки на выживание в экстремальной ситуации представляет собой одновременно воспитание разумного и мотивированного риска, преодоление чувства страха, развитие осмотрительности и бдительности. Такая работа — гарантия эффективных и надежных действий в опасных для жизни и здоровья условиях. Сформировать и развить у себя установку на выживание способен любой работник, действующий в экстремальных условиях.
Обязательство остаться в живых, или обязательство о выживании, включает в себя ФИО, должность, специальное звание (если есть). Текст направлен на осознание экстремальности и опасности ситуации, в которую будет вовлечен кандидат на работу в экстремальных условиях. Как правило, он состоит из таких оборотов: «Я осознаю, что вовлечение меня в ситуацию, связанную с вооруженным конфликтом или применением оружия является реальной угрозой для моей жизни и здоровья. Я буду постоянно придерживаться моего обязательства избегать того, чтобы стать жертвой в такой ситуации. И поэтому буду (далее следует набор профессионально-психологических требований, характерных для конкретной профессии. Например, следить за руками подозреваемых и правонарушителей, держать дистанцию, опускаться в завал только со страховочным снаряжением и под контролем напарника, использовать защитную каску и т.д.).
В конце обязательства следует жизнеутверждающая фраза: «Я буду способен выжить в опасной ситуации и одержу победу в любой схватке или при преодолении любых препятствий и постоянно буду придерживаться этого обязательства». Ставятся число и подпись.
Кроме оформления обязательства по выживанию для формирования безопасного поведения специалистов и функциональных групп в экстремальных условиях, преодоления чувства страха и иных фобий психологами, как правило, предлагаются и используются в процессе предварительной и непосредственных этапов профессиональной экстремально-психологической подготовки следующие направления психологической работы.
1.Формирование веры в собственную неуязвимость и развитие установки на выживание в опасных условиях деятельности.
2.Развитие профессионализма и укрепление убежденности в безопасности собственных действий в кризисных ситуациях.
3.Постепенное замещение состояния тревожности состоянием повышенного внимания в процессе развития мотивационной сферы в течение 2 — 3 лет.
4.Обретение навыков в саморегуляционной и трансрегуляционной подготовке.
5.Культивирование приятных эмоций и переживаний после рискованных действий в служебных ситуациях, завершившихся успешным результатом.
6.Реальное или мысленное моделирование опасных ситуаций, сопровождаемое переживанием сильного страха и успешное его преодоление за счет использования элементов саморегуляции.
7.Планирование и прогнозирование успешной деятельности функциональной группы в составе других групп, при взаимодействии или изолированно.
8.Получение навыков формирования групповой установки на успешную и безопасную деятельность.
9.Обучение и закрепление навыков формирования и поддержания боевых (мобилизующих) психических состояний функциональной группы.
10.Формирование и поддержание благоприятного психологического климата в функциональной группе.
11.Формирование сплоченности и мобилизованности группы перед началом конкретных профессиональных действий в экстремальных условиях.
12. Формирование надситуативной активности группы.
Применяемые психотехнические приемы позволяют снимать отрицательные переживания и создавать особые мыслительные, ментальные состояния (состояния осознанного самоконтроля, мобилизованности, «включенности» в ситуацию).
Для формирования, поддержания, развития личной и групповой безопасности специалистов и функциональных групп можно применять следующий набор методик.
1.«Парадоксальная интенция» (Б.Франкл), основанная на увеличении импульса того, чего боишься.
2.«Мысленное переживание умирания — неуязвимости», основанное на противоположности смерти и жизненности как неуязвимости.
3.«Составление перечня собственных страхов на бумаге», основанное на рационализации страхов на сознательном уровне, что снижает уровень страха.
4.Упражнения по регуляции дыхания.
5.Моделирование спокойствия в любой ситуации.
6. Управление страхом по Т. Майнгарду, основанное на осознан-
ном регулировании страха с помощью дыхательных упражнений.
7. Психогигиеническая гимнастика.
8.Рациональный тренинг, основанный на осознании степени опасности.
9.Упражнение «Опасности, встречающиеся в профессиональной деятельности сотрудников спецподразделений», предназначенные для оценки и ранжирования.
10.Преодоление страха и других фобий посредством методик
НЛП.
Задачи психологического сопровождения специалистов в процессе служебно-экстремальной деятельности
Задачами психологического сопровождения специалистов в процессе служебно-экстремальной деятельности являются:
- обеспечение мобилизованности персонала и его адаптация в течение выполнения профессиональных задач;
- оказание помощи в преодолении возникающих по ходу действий психологических трудностей, особенно тем, кто не выдерживает нагрузок и начинает проявлять слабость;
- поддержание и повышение морально-психологических возможностей специалистов на основе накапливающегося опыта действий.
В соответствии с поставленными задачами психолог обязан:
- осуществлять контроль психологического состояния и работоспособности специалистов;
- в процессе контроля выявлять оперативные показания к индивидуальной психокоррекционной работе. При этом особое внимание уделять таким расстройствам и состояниям, как психическая демобилизация, реактивные состояния, аффективные реакции (психологические срывы), конфликтность, деморализация, злоупотребление алкоголем, острое утомление, переутомление;
- проводить мероприятия психологической коррекции, направленные на снятие острых проявлений психического стресса, нормализацию сна, восстановление работоспособности;
- выявлять нужды, запросы, настроения персонала, негативные факторы, влияющие на психологическое состояние, неблагоприятные межличностные отношения в коллективах;
- содействовать руководству подразделений в работе с персоналом.
Как известно, запас сил человека связан с таким его качеством, как работоспособность. Уже через 2 — 3 часа очень напряженной работы может начинаться спад работоспособности под влиянием вначале скрытого, а потом явно развивающегося утомления, которое может отражаться и на качестве действий. Работник, овладевший методами регуляции состояний, может отсрочить момент наступления утомления. Однако полностью его предотвратить невозможно. Поэтому очень важно, чтобы специалист умел почувствовать момент наступления утомления и вовремя принять необходимые меры для его профилактики или обратиться за помощью к психологу.
Психолог должен помнить, что формы и методы решения психологических задач в экстремальных условиях должны соответствовать их возможностям, не мешать, а помогать работе персонала, а их морально-психологическая нацеленность должна быть продуманна и продуктивна.
В экстремальной ситуации важно контролировать себя и свои эмоции. Для этого рекомендуется чаще прибегать к взгляду на себя со стороны. Следует наблюдать за выражением своего лица, заставлять себя улыбаться, даже когда этого не хочется: это приводит к расслаблению мышц. При этом целесообразно проговаривать формулу: «Спокойно, лицо расслабленное, я улыбаюсь». Затем целесообразно сделать 2 — 3 глубоких вдоха, перейти на успокаивающий вариант брюшного дыхания и глубокое связное дыхание. Произнести формулу: «Дыхание глубокое, ровное, тело расслаблено, теплое».
В ситуациях сильного психического напряжения рекомендуется проводить следующие упражнения.
1.Осуществить контроль за своим состоянием (например, с помощью трансрегуляционного психотренинга), расслабить мышцы, напряжение которых в данный момент не обязательно (например, в положении стоя перенести центр тяжести на одну ногу, вторую ногу расслабить, то же с руками, плечевым поясом и т.д.).
2.Осуществлять внимательное наблюдение за потоком своих мыслей и своей деятельностью.
3.При передвижении (ходьба, бег) расслабить мышцы лица, рук, плечевого пояса, функциональные мышцы, когда это возможно.
4.Применить поверхностное, грудное дыхание («собачье»), после чего перейти на ровное, глубокое связное дыхание.
5.Использовать словесный самоприказ: «Я владею собой, уверен в своих силах, дышу спокойно и свободно».
6.Использовать самовнушение о неизбежности профессионального успеха (победы).
7.Использовать прием самоподкрепления: самоодобрение действий, обращение к внешнему эталону, образцу для подражания.
Психологическая работа со специалистами в экстремальных условиях требует ответа на следующие вопросы.
1.Какой продолжительности и интенсивности нужен специалистам отдых?
2.Не проявляются ли у кого-либо из специалистов психические расстройства или нет ли проявлений дезалаптивного поведения?
3.Нужно ли психологическое восстановление кого-либо из группы и в какой степени?
4.Кого следует освободить от работы сроком до 3 суток?
5.Есть ли необходимость в эвакуации кого-либо из группы?