Задачи психологического сопровождения специалистов в процессе служебно-экстремальной деятельности

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТОВ И ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ГРУПП В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ

 

 

1.Психологическая адаптация и дезадаптация специалистов в экстремальных условиях:

Адаптация ассоциируется с понятиями «приспособление», «за­щита», «акклиматизация», «устойчивость», «выносливость», «ком­пенсация» и т.д.

Этимологически термин «адаптация» буквально означает «при­лаживание», «приноровление», «пригнанность», «вписанность» в систему.

Таким образом, можно сказать, что адаптация — способность к приспособлению и выживанию для обеспечения жизни на всех уров­нях сложности. Это основа поддержания постоянства внутренней среды и сопротивления стрессу. Как писал Г. Селье, есть два спо­соба выживания: борьба и адаптация, но к успеху чаще всего ве­дет адаптация.

Согласно концепции Г. Селье общий адаптационный синдром (ОАС) имеет фазы, которые в своей совокупной содержательной интерпретации представляют основное содержание адаптации че­ловека.

Первая фаза — реакция тревоги («аларм» — реак­ция) является сигналом о каком-либо неблагоприятном воздей­ствии, вызывая своеобразную мобилизацию резервов организ­ма, необходимых для перестройки его деятельности в соответ­ствии с новыми внешними требованиями. Возникают эмоции тре­воги, состояния возбуждения, психического напряжения, явля­ющиеся естественными и необходимыми в данной ситуации.

Сле­дующая фаза — фаза сопротивления (резистентно­сти) как закономерное следствие реакции тревоги, когда орга­низм адаптировался к стрессовому воздействию и функциониру­ет в относительно сбалансированном режиме за счет мобилизо­ванных ресурсов в соответствии с предъявляемыми ему требова­ниями. Тем не менее при достаточно длительном воздействии стресс-факторов фаза сопротивления, использующая ресурсы с определенным энергетическим лимитом, переходит в следую­щую фазу — фазу истощения, которая вызывает наруше­ния функций систем организма и состояния дезадаптации.

Трехфазовая схема адаптации организма позволяет вести речь как минимум о двух явлениях, непосредственно дополняющих об­щую картину адаптации. Это наличие запасов адаптационных ре­сурсов организма, или адаптационной энергии, расходуемой при предъявлении организму какого-либо специфического требова­ния стресс-факторов с помощью фазы тревоги общего адаптаци­онного синдрома (как пускового механизма). И второе — наличие двух уровней адаптационной энергии — поверхностной и глубо­кой.

Первая (поверхностная энергия) доступна по первому требо­ванию, именно она расходуется на фазе тревоги, обеспечивая из­менение характеристик организма и первичную адаптацию к стрес-сорному воздействию. Глубокая адаптационная энергия собствен­но и составляет резерв, который мобилизуется фазой тревоги и вступает в действие на фазе резистентности, обеспечивая сопро­тивление неблагоприятному внешнему воздействию, т.е. саму адап­тацию к сложившейся ситуации.

В рамках теории психической адаптации важное значение для понимания психологической сущности адаптационного процесса имеют категории: «устойчивая психическая адаптация», «переадап­тация», «дезадаптация» и «реадаптация». Содержательная интер­претация данных понятий позволяет более глубоко раскрыть сущ­ность адаптационных реакций личности, действие механизма общего адаптационного синдрома.

Под устойчивой психической адаптацией понимаются ре гуляторные реакции, психическая деятельность, система отношений и т.д., которые возникли в процессе онтогенеза в конкретных экологических и социальных условиях и функционирование кото­рых в границах оптимума не требует значительного нервно-пси­хического напряжения.

Дезадаптация определяется как психические состояния личности, обусловленные воздействием психогенных факторов, при которых пси­хофизиологические и социально-психологические механизмы, исчерпав резервные возможности, более не могут обеспечить адекватное от­ражение и регуляторную деятельность человека.

Различие между поня­тиями «стресс-факторы» и «психогенные факторы» состоит в том, что первые являются пусковым условием процесса адаптации, а вторые — условием развития состояний дезадаптации.

Входящий в концепцию адаптации личности в экстремальных условиях жизнедеятельности термин «переадаптация» может быть истолкован в двух значениях:

1) как процесс формирования психических реакций лично­сти, системы отношений, адекватных предъявляемым средой жиз­недеятельности требованиям и обеспечивающих эффективное вза­имодействие с данной средой при реализации целей и задач дея­тельности, осуществляемой в данных условиях;

2) как конечный результат данного процесса, имеющий ус­пешное для личности значение в ходе реализации целей деятель­ности в заданных условиях.

Не менее важным элементом концепции адаптации личности в экстремальных условиях является понятие «реадаптация», по­нимаемая как восстановление регуляторных психических реакций и психической деятельности, соответствующих требованиям обыч­ных условий жизнедеятельности на основе реструктуризации сфор­мированного под воздействием психогенных факторов неадекват­ного восприятия экстремальных условий. Сюда же следует отнес­ти реструктуризацию сформированной под воздействием стресс-факторов на уровне навыка привычки адекватного профессиональ­ного восприятия экстремальных условий (требует специально раз­работанных социально ориентированных методов и приемов). В на­стоящее время широко используется термин «психологическая ре­абилитация», который отражает суть реадаптации, имея в виду использование ряда специальных мероприятий и психологиче­ского обеспечения реализации содержания данного понятия (ре­адаптации).

Существуют разные формы адаптации; безразличие к ситуа­ции, использование индивидуальных возможностей (внутренних резервов психики) и сотрудничество. Сотрудничество более выиг­рышно, так как дает возможность приобретения сторонников, которые могли бы оказать помощь в процессе адаптации. Именно сотрудничество формирует стрессоустойчивость и повышает со­противляемость стрессу у руководителей и специалистов.

Стрессоустойчивость — психофизиологическое состояние че­ловека, обеспечивающее оптимальную адаптацию к экстремаль­ным условиям, позволяющее решать возложенные на него задачи без потерь (физиологических и психологических), т.е. в состоя­нии психофизиологического равновесия.

На снижение стрессоустойчивости негативно влияют такие факторы как:

- недостатки выучки и натренированности для работы в экст­ремальных условиях;

- среда жизнедеятельности;

- высокий уровень нервного напряжения;

- отсутствие бытовых условий (неблагоустроенные помещения, антисанитария, отсутствие воды, возможности ухода за телом, несвоевременное и несбалансированное питание, недостаток ак­тивного и пассивного отдыха, длительное отсутствие смены на­тельного и постельного белья, верхней одежды, недостаток эки­пировки, загазованность, плохая освещенность, отсутствие ото­пления, шум, вибрация и т.п.);

- недостаток информации и перебои в системе связи;

- несвойственная работа или работа по необходимости, при­нуждению (отсутствие мотива в работе);

- отсутствие психологического обеспечения; недостатки в пси­хологической восстановительной работе. Отсутствие памяток по личной безопасности;

- отсутствие или недостаток материально-технического обес­печения, вооружения, боеприпасов, экипировки, оборудования и инструментов для работы;

- ослабление контроля за своим поведением и поведением под­чиненных со стороны руководителей; некачественный подбор ру­ководителей;

- отсутствие дисциплины и самодисциплины; пьянство.

Многие исследователи считают, что для обеспечения стрессо­устойчивости руководителей и специалистов в экстремальных ус­ловиях требуется улучшить условия их профессиональной деятель­ности.

Основополагающим фактором, влияющим на повышение не только стрессоустойчивости, но и готовности персонала к эф­фективной работе в экстремальных условиях, является мотивационная сфера личности, а в мотивационной сфере — гуманисти­ческая ориентация. Как правило, специалисты экстремального профиля — это люди с устойчивыми мотивами достижения цели

Адекватное восприятие специалистами экстремальных условий проявляется через:

- осмысление и оценку происходящих событий и/или ощуще­ние личной причастности к ним;

- понимание своей ответ­ственности за успех или ошибки в решениях, которые могли по­влечь человеческие жертвы, привести к травмам, ранениям;

- оценку своего труда и труда своих товарищей;

- самоконтроль за своими действиями и действиями окружаю­щих;

- быстроту оценки ситуации, энергичность и решительность реагирования на нее;

- понимание повышенной необходимости действовать совмес­тно, оказывать взаимную выручку.

Неадекватное восприятие экстремальных условий проявляется в широком диапазоне в зависимости от отторжения самих условий и ухода в фантазии до ее восприятия в искаженном виде (от неболь­шого искажения до полной противоположности действительности).

Неадекватное восприятие экстремальных условий специалис­тами может стать для них личностным экстремальным фактором психогенного риска. К ним следует отнести восприятие;

- экстремальных условий деятельности как не опасных или не значимых;

- экстремальных условий деятельности как имеющих иное ин­формационное наполнение (непонимание или плохая ориента­ция в обстановке), следствием чего является игнорирование об­становки или неадекватное реагирование;

- себя как случайно попавшего в экстремальные условия и ни за что не отвечающего;

- своего труда и труда ближайшего окружения как никчемно­го, пустого или даже вредного;

- своего некритичного или безвольного поведения как прием­лемого;

- изолированности от коллектива как предвзятого к себе отно­шения со стороны окружающих.

Типы с выраженными формами характерного поведе­ния в экстремальных условиях в зависимости от успешности (не­успешности) их адаптации к ситуации:

- 1. Дезадаптивный тип. Проявляют реакции по данному типу чаше всего специалисты с астеническими и ригидно-агрессивными чер­тами характера.

- Специалисты с астеническими чертами часто плохо переносят значительные физические и нервные нагрузки. У них нарушается сон, повышается тревожность, снижается аппетит, ухудшается на­строение, ослабевает внимание, способность к продуктивной де­ятельности, проявляется повышенное сосредоточение на своем здоровье, жалобы соматического плана. Они могут проявлять рас­терянность.

- Специалисты с ригидно-агрессивными чертами могут прояв­лять негативное отношение к происходящим событиям, враждеб­ность и злобность к окружающим, ощущать свою обделенность, неоцепенность, упрямство, мстительность, малообщительность, конфликтность, могут быть умеренно активны, демонстративно уклоняться от решения задач.

- Таких специалистов позволяет объединить в один тип их общее отношение к экстремальным условиям как к невыносимым и враж­дебным не только для их деятельности, но для здоровья и жизни. Они не видят для себя возможности жить и работать в подобных условиях. Например, умелый и знающий сотрудник специального подразделения проявил откровенную трусость, отказавшись про­должать проведение боевой операции после гибели товарища, или жестоко обращался с мирными жителями освобожденного от бо­евиков населенного пункта.

- 2. Демонстративный тип. Проявлять реакции по данному типу чаше всего могут эспециалисты с кспрессивными, истерическими и астеническими чертами характера.

- Специалисты с экспрессивными и истерическими чертами час­то деятельны, активны, неугомонны, но поверхностны, малопро­дуктивны, легкоотвлскаемы. Они стараются казаться опытными, бывалыми, но проявляют повышенную конфликтность, агрессив­ность, жестокость, повышенную эмоциональность, непредсказуе­мость. У них проявляется истеричность, отказ от выполнения задач.

- Специалисты с астеническими чертами часто бывают показа­тельно активны, подвижны, деятельны, бодры, оптимистичны, но внутренне тревожны, напряжены. Вспоминая ранее пережитые ими события, намеренно представляют их более тяжелыми с це­лью вытеснения собственной тревожности. У них снижена целе­направленная активность, способность к планированию, эффек­тивной деятельности. При малейшей неудаче их самооценка сни­жается. В экстремальных условиях могут проявлять нерешитель­ность, медлительность, отсутствие инициативы, иногда не спо­собны эффективно выполнять самостоятельные задания.

- Специалистов с подобными реакциями в обший тип позволяет объединить потенциальная, а часто реальная их леуспешность при выполнении поставленной задачи. Они могут допустить и часто допускают просчеты при решении профессиональных задач не в силу своей профессиональной некомпетентности, а в силу на­хождения в неблагоприятных состояниях для деятельности в экст­ремальных условиях. Например, обученный и опытный сотрудник ОВД фотографировался на фоне развалин города, находясь в зоне боевых действий, бравируя своей выдержкой и неуязвимостью, игнорируя реальную опасность быть уничтоженным снайпером из тех же развалин.

- 3.     Условно адаптивный тип. Проявлять реакции по данному типу чаще всего могут специалисты со стеническими, ригидно-агрессивными чертами характера.

- Специалисты данного типа чаще всего характеризуются как активные, целеустремленные, уверенные в себе, с гипертрофи­рованным чувством собственного достоинства. Они бывают напо­ристы, ригидны, агрессивны, не считаются с чужим мнением, обладают лидерскими способностями. Как правило, действуют в экстремальной обстановке успешно, грамотно, но легко выходят за рамки дозволенного, склонны к применению физического воз­действия к подчиненным, жестоки к врагам. Характерной особен­ностью специалистов данного типа является забота о выполнении поставленной задачи любой ценой. Например, военнослужащие, сотрудники ОВД в горячих точках приобретали за свои деньги недостающее снаряжение. Однако, как правило, они ограничены в своей деятельности уровнем своей компетенции и притязаний.

- 4. Тип поведения «мастер». Проявлять реакции по данному типу чаще всего могут специалисты со стеническими чертами характе­ра. Специалисты, отнесенные к данному типу, активны, реши­тельны, смелы, но бдительны и осторожны. Они внимательны к окружающим, считаются с чужим мнением, но поступают в со­ответствии со своими установками, имеют чувство собственного достоинства, напористость, умеренную агрессивность, обладают лидерскими способностями, подчиняются указаниям старших, но лучше действуют в обстановке, требующей личной инициативы.

- Характерной особенностью специалистов данного типа явля­ется забота о качественном выполнении возложенных на них обя­занностей. Они проявляют творческую инициативу и смекалку. Например, сотрудник специального подразделения, снайпер, ис­пользовал подручные средства для изготовления самодельной «кук­лы»—имитации человека с целью определения расположения снайпера-боевика и его уничтожения.

 

 

2.Обеспечение безопасности специалистов и функциональных групп в экстремальных условиях

 

Стремальных у с л о в и я х включает в себя две вза­имосвязанные задачи:

- физическую безопасность;

- психологическую безопасность.

К числу устойчивых противопоказаний к работе специалистов в экстремальных условиях следует отнести:

- пониженную психологическую устойчивость и склонность к психической дезадаптации;

- повышенную тревожность и страх;

- эмоциональную неуравновешенность и импульсивность в дей­ствиях, низкую устойчивость к стрессу;

- недостаточную способность к распределению и концентра­ции внимания;

- функциональные нарушения связи между сенсорным (по­знавательным) и двигательным (моторным) процессами;

- функциональные изменения в организме (сердечно-сосудис­тое заболевание, диабет и т.п.);

- недостатки органов чувств (снижение зрения и слуха);

- неумеренную склонность к риску («сдвиг к риску»);

- невыдержанность и склонность к аффективному реагирова­нию;

- замедленную реакцию и недостаточную ловкость;

- недостаточный уровень интеллектуальных способностей и малую сообразительность;

- пристрастие к алкоголю или наркотикам.

К временным факторам, ограничивающим возможность исполь­зования специалистов в экстремальных условиях, следует отнести недостаточную профессиональную подготовленность, неопыт­ность, неосторожность.

Устойчивых противопоказаний функциональных групп к рабо­те в экстремальных условиях не существует. К временным проти­вопоказаниям к работе в экстремальных условиях функциональ­ных групп относятся:

- недостаточная сплоченность, слаженность, мобилизация груп­пы;

- напряженные или конфликтные отношения между формаль­ным и неформальным лидерами, руководителем и остальными специалистами;

- неблагоприятный морально-психологический климат в функ­циональной группе.

- К числу факторов, влияющих на предрасположенность к не­счастным случаям, следует также отнести: употребление алкоголя в течение суток, предшествующих деятельности в условиях опас­ности, состояние алкогольного опьянения, отсутствие полноцен­ного ночного отдыха (сон менее 8 часов), болезненное состояние и плохое самочувствие.

- Необходимо также выделить нередко встречающиеся виктимные качества специалистов: излишнюю доверчивость, неосторож­ность, легкомыслие, вспыльчивость, агрессивность, нечестность, алчность, жадность, жестокость, внушаемость, конформизм, не­дисциплинированность, самонадеянность и др.

А. И. Папкин выделяет общие правила обеспечения личной без­опасности специалиста в экстремальных условиях.

• Ожидай неожиданного.

• Руководствуйся здравым смыслом.

• Не «разжигай» противника, а «гаси» его.

• Владей: собой, информацией, орудиями труда, ситуацией.

• Необычное может стать сигналом опасности.

• Ключ к успеху — подготовка.

• В критической ситуации ты будешь действовать так, как на­учился.

• Прежде чем войти — знай, где выход.

• Имей план, особенно на худший вариант.

• Знай, что о тебе знают.

• Избегай шаблона, будь непредсказуем.

• Не «замерзай» — действуй.

• Ищи ложку меда в бочке дегтя: используй свою неудачу.

• Сделай стресс своим союзником.

• Не расслабляйся слишком быстро.

• Избегай «тоннельного» видения.

• Плохо переоценить противника, хуже недооценить.

• Верь себе, но работай в команде. Погибают в одиночку.

• Удача любит умелых.

Важными условиями обеспечения личной психологической безопасности (особенно в ситуации риска) являются:

- знания о психофизиологических процессах, происходящих в организме человека в ситуации опасности;

- усвоение определенной «модели поведения» в ситуации опасности, позволяющей выполнить профессиональную задачу и не пострадать лично;

- владение приемами психологической саморегуляции, при­менимыми непосредственно перед ситуацией опасности, во вре­мя и после нее.

К психологическим качествам специалистов и характеристи­кам функциональных групп, наиболее важным для обеспечения физической безопасности специалистов в ситуации риска для жизни и организационной безопасности функциональной груп­пы, следует отнести:

- понимание цели деятельности (знание, ради чего риск);

- определение стратегии и тактики деятельности группы;

- профессиональная подготовленность специалистов и групп;

- устойчивость к стрессу (программы, решение задач в крити­ческих ситуациях);

- доверие к самому себе при выполнении задачи (уверенность в себе);

- доверие к орудиям труда (умелое владение);

- доверие к своей группе и ее руководителю;

- решительность (способность быстрого реагирования на ситу­ацию и принятие решения);

- эффективность в ситуации (способность мысленно видеть победу и прогнозировать ее);

- эмоциональную устойчивость;

- физическую подготовленность (имеется физическая возмож­ность сделать все необходимое);

- способность к совместным действиям (работа в группе);

- знание своей роли и роли каждого в группе, готовность к взаимодействию, взаимопомощи и взаимозаменяемости;

- уровень управления (приемы, методы, формы, стиль) функ­циональной группой в экстремальных условиях.

В ряде зарубежных стран, в частности в США, обучение менедж­менту безопасности стало обязательной частью обучения целого ряда профессий, в том числе даже банкиров. Существуют специ­альные курсы, такие как «Воля к выживанию», «Выживание на улице».

Установка на выживание — это готовность и предрасположен­ность работника к целенаправленной, надежной и характеризую­щейся достаточным уровнем самозащиты деятельности.

Формирование устойчивой установки на выживание в экстре­мальной ситуации представляет собой одновременно воспитание разумного и мотивированного риска, преодоление чувства стра­ха, развитие осмотрительности и бдительности. Такая работа — гарантия эффективных и надежных действий в опасных для жиз­ни и здоровья условиях. Сформировать и развить у себя установку на выживание способен любой работник, действующий в экстре­мальных условиях.

Обязательство остаться в живых, или обязательство о выжива­нии, включает в себя ФИО, должность, специальное звание (если есть). Текст направлен на осознание экстремальности и опасности ситуации, в которую будет вовлечен кандидат на работу в экст­ремальных условиях. Как правило, он состоит из таких оборотов: «Я осознаю, что вовлечение меня в ситуацию, связанную с воо­руженным конфликтом или применением оружия является ре­альной угрозой для моей жизни и здоровья. Я буду постоянно при­держиваться моего обязательства избегать того, чтобы стать жерт­вой в такой ситуации. И поэтому буду (далее следует набор про­фессионально-психологических требований, характерных для кон­кретной профессии. Например, следить за руками подозреваемых и правонарушителей, держать дистанцию, опускаться в завал толь­ко со страховочным снаряжением и под контролем напарника, использовать защитную каску и т.д.).

В конце обязательства следует жизнеутверждающая фраза: «Я буду способен выжить в опасной ситуации и одержу победу в любой схватке или при преодолении любых препятствий и посто­янно буду придерживаться этого обязательства». Ставятся число и подпись.

Кроме оформления обязательства по выживанию для форми­рования безопасного поведения специалистов и функциональных групп в экстремальных условиях, преодоления чувства страха и иных фобий психологами, как правило, предлагаются и исполь­зуются в процессе предварительной и непосредственных этапов профессиональной экстремально-психологической подготовки сле­дующие направления психологической работы.

1.Формирование веры в собственную неуязвимость и развитие установки на выживание в опасных условиях деятельности.

2.Развитие профессионализма и укрепление убежденности в безопасности собственных действий в кризисных ситуациях.

3.Постепенное замещение состояния тревожности состоянием повышенного внимания в процессе развития мотивационной сфе­ры в течение 2 — 3 лет.

4.Обретение навыков в саморегуляционной и трансрегуляци­онной подготовке.

5.Культивирование приятных эмоций и переживаний после рискованных действий в служебных ситуациях, завершившихся успешным результатом.

6.Реальное или мысленное моделирование опасных ситуаций, сопровождаемое переживанием сильного страха и успешное его преодоление за счет использования элементов саморегуляции.

7.Планирование и прогнозирование успешной деятельности функциональной группы в составе других групп, при взаимодей­ствии или изолированно.

8.Получение навыков формирования групповой установки на успешную и безопасную деятельность.

9.Обучение и закрепление навыков формирования и поддер­жания боевых (мобилизующих) психических состояний функцио­нальной группы.

10.Формирование и поддержание благоприятного психологи­ческого климата в функциональной группе.

11.Формирование сплоченности и мобилизованности группы перед началом конкретных профессиональных действий в экстре­мальных условиях.

12.    Формирование надситуативной активности группы.

Применяемые психотехнические приемы позволяют снимать отрицательные переживания и создавать особые мыслительные, ментальные состояния (состояния осознанного самоконтроля, мобилизованности, «включенности» в ситуацию).

Для формирования, поддержания, развития личной и группо­вой безопасности специалистов и функциональных групп можно применять следующий набор методик.

1.«Парадоксальная интенция» (Б.Франкл), основанная на уве­личении импульса того, чего боишься.

2.«Мысленное переживание умирания — неуязвимости», ос­нованное на противоположности смерти и жизненности как не­уязвимости.

3.«Составление перечня собственных страхов на бумаге», ос­нованное на рационализации страхов на сознательном уровне, что снижает уровень страха.

 

4.Упражнения по регуляции дыхания.

5.Моделирование спокойствия в любой ситуации.

6. Управление страхом по Т. Майнгарду, основанное на осознан-
ном регулировании страха с помощью дыхательных упражнений.

7. Психогигиеническая гимнастика.

8.Рациональный тренинг, основанный на осознании степени опасности.

9.Упражнение «Опасности, встречающиеся в профессиональ­ной деятельности сотрудников спецподразделений», предназна­ченные для оценки и ранжирования.

10.Преодоление страха и других фобий посредством методик
НЛП.

 

Задачи психологического сопровождения специалистов в процессе служебно-экстремальной деятельности

 

Задачами психологического сопровождения специалистов в процессе служебно-экстремальной деятельности являются:

- обеспечение мобилизованности персонала и его адаптация в течение выполнения профессиональных задач;

- оказание помощи в преодолении возникающих по ходу дей­ствий психологических трудностей, особенно тем, кто не выдер­живает нагрузок и начинает проявлять слабость;

- поддержание и повышение морально-психологических воз­можностей специалистов на основе накапливающегося опыта дей­ствий.

В соответствии с поставленными задачами психолог обязан:

- осуществлять контроль психологического состояния и рабо­тоспособности специалистов;

- в процессе контроля выявлять оперативные показания к ин­дивидуальной психокоррекционной работе. При этом особое вни­мание уделять таким расстройствам и состояниям, как психичес­кая демобилизация, реактивные состояния, аффективные реак­ции (психологические срывы), конфликтность, деморализация, злоупотребление алкоголем, острое утомление, переутомление;

- проводить мероприятия психологической коррекции, направ­ленные на снятие острых проявлений психического стресса, нор­мализацию сна, восстановление работоспособности;

- выявлять нужды, запросы, настроения персонала, негатив­ные факторы, влияющие на психологическое состояние, небла­гоприятные межличностные отношения в коллективах;

- содействовать руководству подразделений в работе с персо­налом.

Как известно, запас сил человека связан с таким его каче­ством, как работоспособность. Уже через 2 — 3 часа очень напря­женной работы может начинаться спад работоспособности под влиянием вначале скрытого, а потом явно развивающегося утом­ления, которое может отражаться и на качестве действий. Работ­ник, овладевший методами регуляции состояний, может отсро­чить момент наступления утомления. Однако полностью его пред­отвратить невозможно. Поэтому очень важно, чтобы специалист умел почувствовать момент наступления утомления и вовремя принять необходимые меры для его профилактики или обратить­ся за помощью к психологу.

Психолог должен помнить, что формы и методы решения пси­хологических задач в экстремальных условиях должны соответство­вать их возможностям, не мешать, а помогать работе персонала, а их морально-психологическая нацеленность должна быть проду­манна и продуктивна.

В экстремальной ситуации важно контролировать себя и свои эмоции. Для этого рекомендуется чаще прибегать к взгляду на себя со стороны. Следует наблюдать за выражением своего лица, за­ставлять себя улыбаться, даже когда этого не хочется: это приво­дит к расслаблению мышц. При этом целесообразно проговари­вать формулу: «Спокойно, лицо расслабленное, я улыбаюсь». За­тем целесообразно сделать 2 — 3 глубоких вдоха, перейти на успо­каивающий вариант брюшного дыхания и глубокое связное дыха­ние. Произнести формулу: «Дыхание глубокое, ровное, тело рас­слаблено, теплое».

В ситуациях сильного психического напряжения рекомендует­ся проводить следующие упражнения.

1.Осуществить контроль за своим состоянием (например, с помощью трансрегуляционного психотренинга), расслабить мыш­цы, напряжение которых в данный момент не обязательно (на­пример, в положении стоя перенести центр тяжести на одну ногу, вторую ногу расслабить, то же с руками, плечевым поясом и т.д.).

2.Осуществлять внимательное наблюдение за потоком своих мыслей и своей деятельностью.

3.При передвижении (ходьба, бег) расслабить мышцы лица, рук, плечевого пояса, функциональные мышцы, когда это воз­можно.

4.Применить поверхностное, грудное дыхание («собачье»), по­сле чего перейти на ровное, глубокое связное дыхание.

5.Использовать словесный самоприказ: «Я владею собой, уве­рен в своих силах, дышу спокойно и свободно».

6.Использовать самовнушение о неизбежности профессиональ­ного успеха (победы).

7.Использовать прием самоподкрепления: самоодобрение дей­ствий, обращение к внешнему эталону, образцу для подражания.

Психологическая работа со специалистами в экстремальных условиях требует ответа на следующие вопросы.

1.Какой продолжительности и интенсивности нужен специа­листам отдых?

2.Не проявляются ли у кого-либо из специалистов психичес­кие расстройства или нет ли проявлений дезалаптивного поведе­ния?

3.Нужно ли психологическое восстановление кого-либо из груп­пы и в какой степени?

 

4.Кого следует освободить от работы сроком до 3 суток?

5.Есть ли необходимость в эвакуации кого-либо из группы?

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: