Потребительская социализация - это процесс, при котором дети учатся быть потребителями. Этот процесс представляет собой наиболее важный вклад домохозяйства в маркетинг. В последние годы дети чаще занимаются покупками, чем раньше. Процесс потребительской социализации протекает сегодня намного быстрее, чем раньше.
Процесс потребительской социализации происходит несколькими методами. По критерию степени самостоятельности детей выделяют методы наблюдения, совместного шоппинга, прямого опыта.
По критерию - характер участия родителей и старших родственников выделяют методы потребительской социализации: инструментальный тренинг, моделирование, посредничество.
Потребительская социализация происходит не только под влиянием родителей. Увеличивается влияние сверстников и растет значение информационных источников.
Специалисты по маркетингу, разрабатывая стратегии коммуникации должны учитывать распределение ролей в домохозяйстве, в том числе влияние детей на процесс принятия решения. Розничные торговцы могут выигрывать, понимая роль детей в процессе покупки.
5.2. Особенности маркетинговых исследования принятия решений в до- мохозяйствах:
Основные методы покупательских решений в домохозяйствах схожи с методами, применяемыми при исследовании других объектов. При этом в маркетинговых исследованиях процессов принятия решений домохозяйства- ми выделяют ряд отличительных характеристик:
- временные рамки процесса принятия решения потребителями. Покупка рассматривается как кратковременное действие, а не процесс;
- роли и влияние членов домохозяйства меняются в зависимости от стадии процесса принятия решения. Поэтому вопросы необходимо задавать по каждой стадии в отдельности;
- продукт или услуга определяют структуру ролей, которая будет исследоваться;
- отбор респондентов. Результаты опроса в значительной степени зависят от того, у кого берут интервью.
Контрольные вопросы:
1. Опишите сущность понятий «семья» и «домохозяйство».
2. Укажите отличия понятий «семья» и «домохозяйство».
3. Опишите классификацию семей.
4. Укажите отличия традиционной, неотрадиционной и эгалитарной семей.
5. Охарактеризуйте понятие «жизненный цикл домохозяйства».
6. Охарактеризуйте переменные, используемые в модифицированной матрице жизненного цикла домохозяйства.
7. Охарактеризуйте социологические переменные, с помощью которых можно описать поведение семьи.
8. Опишите методы потребительской социализации по критерию степени самостоятельности детей.
9. Охарактеризуйте методы потребительской социализации по критерию характера участия родителей и старших родственников.
10. Укажите особенности маркетинговых исследований принятия решений домохозяйствами.
Список литературы:
1. Ассэль Г. Маркетинг: принципы и стратегия: учебник для вузов / Г. Ассэль. М.: ИНФРА-М, 2001.
2. Алешина, И.В. Поведение потребителей: учебник / И.В. Алешина. М.: Эко- номистъ, 2006.
3. Беккер Г. С. Человеческое поведение: экономический подход. Избранные труды по экономической теории /Г. С. Беккер: пер. с англ. М.: ГУ-ВШЭ, 2003.
4. Драганчук, Л.С. Поведение потребителей: учеб. - метод. комплекс / Л.С. Драганчук. Красноярск: Издат. Центр ИЕ и ГН СФУ, 2007.
5. Майерс Д. Социальная психология. 7-е изд. / Д. Майерс. СПб.: Питер, 2005.
6. Соломон, М.Р. Поведение потребителя. Искусство и наука побеждать на рынке / М.Р. Соломон: пер. с англ. СПб.: ООО «ДиаСофтЮП», 2003.
7. Энджел, Дж. Ф. Поведение потребителей. 10 - е изд. /Дж. Ф. Энджел, Р.Д. Блэкуэлл, П.У. Миниард: пер. с англ. СПб.: Питер Ком, 2007.
8. Hawkins D. I., Best R. J., Coney K. A. Consumer behavior: Implications for marketing strategy. The McGraw-Hill Companies, Inc., 2004.






