Анализ лирического произведения

Исходя из этого определяем цели анализа лирического в старших классах:

1. Определение направленности творчества автора.

2. Установление источников (литературных, жизненных), повлиявших на становление творческой манеры автора.

3. Формирование представлений об эволюции творчества.

4. Установление связи творчества поэта с историей литературы, поэтической традицией.

Предпочтительным путём анализа является сопоставление стихотворения с творчеством поэта и поэтическим миром его предшественников и наследников.

В ходе анализа лирического произведения учащиеся должны продемонстрировать следующие умения и навыки:

1. Понимание настроения и замысла автора.

2. Умение уловить субъективные настроения, переживания, эмоции, заключённые в лирическом произведении.

3. Умение определить общечеловеческое значение переживания, описанного в произведении, показать, как созданное по конкретному случаю стихотворение становится обращением не только к конкретному лицу, современникам поэта, но и к читателям многих последующих поколений.

4. Выявление особенностей характера лирического героя, раскрывающегося не через действия и поступки, взаимоотношения с другими персонажами, а через его внутреннее состояние, эмоции и размышления.

5. Определение характерных черт личности Поэта, прообраза лирического героя, прототипа образа поэта.

6. Определение роли лирических персонажей (собеседников поэта, сподвижников, адресатов его стихов), их самодостаточности как фигур, равновеликих лирическому герою и находящихся с ним в сложных динамичных отношениях или подчиненности.

7. Определение особенности стихотворной формы, музыкального строя речи (образность поэтической речи, поэтический синтаксис и стихосложение (ритмические особенности стиха). Необходимо не только называть понятия, но и говорить о функции, которую они выполняют в стиховой конструкции. Следует обратить внимание на следующие особенности: границы строки в пространстве художественном и графическом; место поэтического слова в стиховой конструкции или структуре.

8. Выявление темы и основной мысли поэтического текста (анализ уровней морфологического, фонетического, лексического, синтаксического и т.д.; сопоставление сильных позиций текста, сопоставление первой и последней строфы, обнаружение сопоставительных и противопоставительных отношений элементов текста на разных его уровнях, выявление функций метра, рифмы и ритма в целом; поиск повтора).

9. Определение авторского замысла через выявление закономерности в композиции поэтического текста (выявление мотивов и образов в первой строфе и наблюдение за их развитием в последующих строфах).

Важно помнить:

Лингвостилистический анализ не должен стать самоцелью и должен сопрягаться с рассмотрением литературоведческих проблем.

Не следует ограничиваться в работе сугубо лингвистической четкостью, неким формализмом подхода к тексту.

Освоение теоретических знаний о стихе. Для того чтобы осознанно и полноценно воспринимать поэзию, нужно обладать некоторыми теоретико-литературными знаниями. Они должны охватить три основных раздела:

1) образность поэтической речи (и вообще язык поэзии),

2) поэтический синтаксис и

3) стихосложение (ритмические особенности стиха).

Освоение этих знаний всегда идет, как бы, по двум линиям, при чтении лирических произведений обращается внимание на образные возможности поэтической речи и интонационно-ритмическую ее выразительность. Параллельно с этим в каждом классе систематизируются отдельные наблюдения учащихся, затем обобщаются и формируются понятия по тому или иному кругу вопросов, связанных со стихом.

В целом система теоретико-литературных знаний и понятий о поэзии оформляется и приобретает определенную завершенность к концу школьного обучения литературе.

Процесс изучения лирического произведения в школе состоит из ряда этапов


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: