Анализ стихотворения в контексте творчества самого автора

Анализ стихотворения в контексте творчества самого автора

Цель анализа: определение идеи лирического произведения (обобщающей, эмоциональной, образной мысли, выраженной средствами языка, определяемой личностью автора и окружающей его действительностью, передаваемой посредством отбора и организации словесного материала).

· Найти произведения с аналогичными мотивами или образами.

· Выявить сходство и различия, объяснить их (изменением взглядов автора, обстоятельствами его биографии, разницей художественных задач и т.п.).

· Уточнить, углубить интерпретацию данного стихотворения.

В контексте национального литературного процесса

· Найти у русских поэтов, живших одновременно с автором или в другое время, аналогичные по содержанию или образному воплощению произведения.

· Сопоставить их с анализируемым текстом.

· Сделать выводы о сходстве и различиях, о движении общего художественного мотива или образа во времени.

В контексте мирового литературного процесса

· Найти в зарубежной литературе произведения, созвучные анализируемому. Сопоставить их по смысловым или художественным параметрам. 

· Выявить не только индивидуальные, но и национальные особенности решения автором тех или иных художественных проблем.

· Установить степень участия автора и всей русской литературы в диалоге культур мира.

Этап 4. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП РАБОТЫ НАД ЛИРИЧЕСКИМ ПРОИЗВЕДЕНИЕМ

На заключительном этапе анализа лирического произведения происходит обобщение всего сказанного. На данном уроке можно организовать конкурс чтецов, коллективное составление сценария литературно-музыкальной композиции.

Таким образом, на первом этапе происходит подготовка к восприятию лирического произведения; на втором этапе – создание первичной интерпретации, её корректировка, выявление авторской позиции ; на третьем этапе – обобщение, подведение итогов, проверка степени усвоения материала.

Если за основу принять только что указанную последовательность работы, то урок, на котором учащиеся читают басню, будет иметь следующую структуру:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: