Можно выделить несколько «уровней» усвоения творчества и личности литературного предшественника

Можно выделить несколько «уровней» усвоения творчества и личности литературного предшественника:

1) традиционная ориентированность на автора, закрепляемая иллюзиями, цитациями, реминисценциями, предпосылкой эпиграфов, посвящениями. Так или иначе, эта связь с Лермонтовым присутствует в творчестве всех крупнейших поэтов рассматриваемого периода;

2) стилистического и идейно-тематического влияние, развитие основных тем, мотивов, образов;

3)психологические и биографические параллели.

К 11 классу школьники подходят, уже изучив основные критические работы XIX в., а также высказывания и статьи критиков рубежа XIX – XX вв. На занятиях по обзорной теме целесообразно эти представления обобщить, показав, какими факторами определяются их литературно-эстетические позиции, чем вызван интерес к осмыслению творчества отдельных писателей прошлого и современности, как эти позиции связаны с проблемами, поднятыми в собственно литературном творчестве.

Так, в 11 классе можно организовать урок «М.Ю.Лермонтов и «серебряный век». Необходимо объяснить мотивы обращения к творчеству Лермонтова в данный исторический период. Творческое наследие деятелей русской культуры рубежа ХIХ-ХХ вв. представляет собой богатейший опыт разностороннего усвоения личности Лермонтова и духа его поэзии. Проблема Лермонтова носилась в воздухе эпохи. Ощущение особости Лермонтова испытывали многие. Охлаждение к памяти поэта в 60-70-е гг. XIX в. сменилось горячим интересом к личности и творчеству Лермонтова. Поворот начался с 90-х гг. XIX в., он был стимулирован столетним юбилеем писателя. В статье «Педант о поэте» А.Блокзаявил о необходимости оказать «новое слово о старом поэте». Со своими концепциями Лермонтова как поэтического явления выступили известнейшие литераторы. Однако лермонтовский юбилей совпал с началом первой мировой войны. Некоторые работы, посвященные Лермонтову, были напечатаны со значительным опозданием.

Главной чертой, роднящей творчество М.Лермонтова с поэзией «серебряного века», является индивидуализм, на котором базируются все модернистские течения. Именно сосредоточенность на своем внутреннем мире, противопоставление себя внешнему миру сближает Лермонтова с поэтами «серебряного века» и с символистами особенно. Выразителями полярных, крайних точек зрения на поэта стали Д.Мережковский и В.Соловьев. Камнем преткновения в полемике о писателе стал вопрос о "сверх человечестве" Лермонтова.

В статье В.Соловьева "Лермонтов"(1899) выносится безжалостный и предвзятый приговор поэту. В 1908 г. в полемику вступил Д.Мережковский. Его очерк «Лермонтов — поэт сверх человечества" послужил как бы прологом к общему, повальному возвращению к Лермонтову поколения 90– 900-х гг. Для обоих творчество Лермонтова —ярчайшее выражение ницшеанства задолго до Ницше. Если для Соловьева оно -предел духовного ничтожества, то Соловьев осуждает Лермонтова, «не пошедшего по пути истинного сверх человечества», обвиняет художника в эгоизме, индивидуализме, презрении к человеку, идеализации зла.

Мысли, родственные интерпретации Лермонтова Мережковским, находим вочерке Вяч. Иванова «Лермонтов» (1947), статьях А.Белого «О теургии» (1903).«Священные цвета" (1903). Вяч. Иванов мистически истолковывает некоторые произведения поэта и говорит о «раннем, еще неопределенном и колеблющемся интуитивном прозрении» поэтом «того космического начала, которое... стали называть Вечной Женственностью». Критик говорит о перекличке лермонтовской поэзии и поэзии В.Соловьева. Именно в поэзии Лермонтова видел истоки «соловьевского» сюжета поиска Вечной Женственности и Мережковский. Свою законченную историко-литературную характеристику творчества Лермонтова дал В.Брюсов (статьи «М.Ю.Лермонтов» (1911), «Оклеветанный стих» (1903),«Священная жертва» (1905)). В Лермонтове В.Брюсовценит прежде всего мятежность, вечную неудовлетворенность всякой данностью, постоянное страстное кипение чувства. «Серебряному веку» с его боязнью банальности, с отношением к творчеству как к жизнетворчеству, свойственен повышенный интерес к судьбам великих.

Бунтарский дух, масштаб переживаний, яркая биография Лермонтова привлекали многих. Психологические и биографические параллели между собой и Лермонтовым находили И.Гумилев, А.Блок, В.Маяковский, О.Мандельштам,В.Хлебников. В эпоху, когда требовалась хотя бы «одна видимость полета, свободы» (А.Блок), устремленный к сверхземному идеалу, великий предшественник стал «самым современным поэтом» (Иванов-Разумник). В полемике 90-900-х гг. высказывались ультра модернистские точки зрения, к нему сводили все мотивы современной поэзии, его провозглашали родоначальником различных явлений модернизма.

Несмотря на общность многих черт, поэзия Лермонтова существенно разнится от поэзии «серебряного века». «Сверх человечество» Лермонтова имеет, скорее, психологическую, чем философскую базу. Из него вытекает и лермонтовский демонизм. Индивидуализм поэтов «серебряного века» значительно разнится от лермонтовского. В нем нет бездонного чувства, жгучих страстей и страданий, жара души. Одиночество тяготило поэта, он никогда не стремился, как это делали, например, Ф.Сологуб, В.Брюсов, к одиночеству и смерти. Самое существенное отличие поэзии Лермонтова – жажда действия.




double arrow
Сейчас читают про: