Развития государственного устройства в период династий Юань и Мин в конце XIII в. - середине XVII в

2.2 Развития государственного устройства в период династий Юань и Мин в конце XIII в. - середине XVII в

 

После распада монгольской империи образовывается новая династия у китайского государства, берущая власть в стране: «Аппарат управления империи Мин начал складываться ещё до её провозглашения, в повстанческом лагере Чжу Юаньчжана. История становления новой власти показывает, что народное движение, основную силу которого составляло крестьянство и которому поэтому наряду с антимонгольской направленностью были присущи черты социального протеста, уже на ранней стадии оказалось под контролем верхушки вождей, стремившихся закрепить своё лидирующее положение в традиционных формах китайской государственности. Ещё в 1356 г. в Нанкине создаются местные Секретариат (син-чжуншушэн) и Военный Совет (син-шумиюань), а также Шесть Ведомств - высшие исполнительные органы, существовавшие только в центральном правительственном аппарате. Для контроля над сельским хозяйством подчинённых Чжу ЮаньЧжану районов учреждается специальное Управление (интяньсы).»[5, с. 528].

Новое минское правительство организовывает государство по старой модели: «в первые годы после провозглашения империи Мин её административный аппарат копировал танско-сунские образцы VII-XII вв., а также некоторые юаньские порядки.»[5, с. 158]. Затем уже идёт централизации власти под предводительством монарха, желающего больших полномочий: «Первой была реформирована местная администрация. В 1376 г. вместо местных секретариатов были созданы Провинциальные правления (бучжэнсы). Помимо того, в каждой провинции учреждались Управление проверки (аньчасы), исполнявшее судебные и контрольные функции, и местное Военное командование (дучжихуйсы). Все эти три органа (саньсы) были независимы друг от друга и подчинялись непосредственно центральному правительству. Тем самым власть на местах была раздроблена и в большей, чем прежде, степени подчинена центру.»[5, с. 529]. Из этого следует, что все проводимые процедуры были направленны на укрепление государственной власти, которая была ещё слабой после отступления монголо-татар. То есть всё стремилось к поддержанию порядка, что и приводила к тревожной централизации власти и увеличению контроля центральных властей.

Однако затем, уже после стабилизации обстановки, проводится ряд реформ, и «Основным среди реформ было преобразование центрального управления.»[5, с. 529]. Происходит постепенная эволюция в сфере государственного управления. «Помимо того, Чжу Юаньчжан пытался создать своеобразную альтернативу традиционному административному аппарату в лице удельных властителей, которыми становились многочисленные сыновья императора.»[5, с. 529].

Эволюция госаппарата происходит в силу необходимости ведения больших документационных дел. То есть эволюция заключалась в том, что началось создание администрации императора. «Были назначены несколько специальных секретарей - дасюэши. Первоначально они лишь реферировали содержание дел не первостепенной важности. Но постепенно они получали всё большие полномочия: готовили решения, проекты указов и распоряжений и т.п. В начале XV в. Они были объединены во Внутридворцовый секретариат. Со временем новый Секретариат всё больше подменял собой императора и становился фактически высшим административным органом, аналогичным прежнему Дворцовому секретариату, возглавлявшемуся канцлерами. Единовластие императора, достигшее своего апогея в конце XIV в., постепенно снова вошло в рамки тех юридически не оформлявшихся ограничений, которые были выработаны китайской политической традицией»[5, с. 529].

Контроль власти, однако, не всегда удавался. Это усиливало деспотизм государственного главы. Так это видно на примере одного из императоров: «Не желая мириться с нараставшим сепаратизмом удельных властителей, правительство Чжу Ди (1402-1424) предприняло ряд шагов для обуздания их силы.»[5, с. 530]. Что свидетельствует о крепкой императорской власти.

Император в Китае, в отличие от Японии, был реальным главой государства, так «форму законоустановлений носили, как и прежде, многие указы и манифесты минских императоров.»[5, с. 532].

Социальное деление население остаётся таким же, как и при Танской династии. «По-прежнему официальная схема социального деления исходила из разделения всех на чиновников и народ, среди которых выделялись имевшие престижное положение и некоторые привилегии.»[5, с. 540]. Однако здесь, по аналогии с японской аристократией, происходит возвышение отдельных приближённых родов: «Наряду со значительным усилением единодержавия императора характерной чертой было укрепление самостоятельных позиций чисто аристократических прослоек.»[5, с. 540].

В процессе реформирования государственных и правовых институтов удалось достичь определённых успехов: «В конце XIV в. были ликвидированы наиболее одиозные порядки, существовавшие при монгольском господстве, и заложены принципиальные основы политической и хозяйственной системы, во многом отвечавшей традиционным китайским представлениям об идеальной государственной организации.»[5, с. 545].

В XVII в. в Китай начинают вторгаться Маньчжурские племена, которые начинают свирепствовать в стране. Императору даже приходится издавать специальные указы для ограничения убийства рабов. В итоге династия Мин была сломлена, а на неё место воцарилась новая маньчжурская династия Цин.

Раздел 2.3.Развития государственного устройства в период Маньчжурской династии Цин в середине XVII века - и в конце XIX вв.

Маньчжурское нашествие привело к тому, что «Большие пространства захваченных полей были превращены в императорские поместья. Число таких личных владений богдыхана (императора) быстро возрастало и к середине XVIII в. достигло 700. Большинство этих владений находилось на севере Китая и Маньчжурии.»[8, с. 167]. Кроме того «в годы правления маньчжурской династии система надзора и контроля за городским населением была более строгой и тщательно разработанной, чем в любой период средневековья.»[8, с. 171].

При этом моньчжуры эффективно апробировали китайские институты власти, однако, со своей спецификой, как отмечает Симоновская: «Маньчжурские феодалы полностью переняли китайский опыт социального и государственного устройства. При новом правлении система гнёта и бесправия была дополнена режимом национального угнетения, произошло ещё большее дробление классов на мелкие социальные группы. Вся страна была разделена на обособленные территрии. Эти мероприятия имели цель упрочить и сохранить власть группы иноземцев и огромной империи.»[8, с. 175].

В общем же «государственный строй Цинской империи копировал образцы прежних китайских феодальных держав. Император (богдыхан) был неограниченным владыкой страны. Высшими органами при нём считались Государственная канцелярия, Государственный совет, Военный совет. Исполнительная власть согласно давней китайской традиции осуществлялась шестью ведомтсвами: чинов, нлогоа, обрядов, военными, судебными и ведомтсвом работ. Маньчжуры не ликвидировали палаты инспекторов, но лишили её сколько-нибудь серьёзных значений.

Цины сохранили прежнее административное усройство империи, территория которой делилась на провинции (во Внутреннем Китае их было 18), на округи и уезда. Создание крупных наместничеств, объединявших две-три провинции, должно было усилить экономическую и политическую раздробленность в стране. Возведение внутренних барьеров могло воспрепятствовать совместному выступлению китайцев. Наместниками до середины XIX в. назначали только маньчжуров.»[8, с. 177]. Можно утверждать, что в Китае была установлена манчжурская диктитура.

Это же правительсво создавала строгое репрессивное уголовное законодательсво. Так «цинскими властями был издан свод законов в виде подробного перечня преступлений и наказаний.»[8, с. 178].

Что же касается идеологической поддержки, то она, как и прежде, основывалась на буддизме: «Манчжурские князья, которые были в прошлом шаманистами, став властителями Китая, признав китайские религии и использовали их в своих интересах. Наиболее распространённой религией оставался буддизм…»[8, с. 178].

О сословно-классовом строение общества известно, что «на вершине социальной лестницы в империи находились маньчжуры: феодалы, чиновники, военачальники, солдаты с их семьями.»[8, с. 176]. При этом маньчжуры «были неподсудны общим судам; без специальной санкции власти не могли арестовать маньчжура. В стране существовали особые законы, правила и особые тюрмы для маньчжуров.»[8, с. 176].

Новое маньчжурское правительство проводила жёсткую по отношению к китайскому населению политику. Таким образом «на землях императорских поместий и маньчжурской знати вначале трудились военнопленные китайцы-рабы. Постепенно они превратились в крепостных держателей земле (чжуадин). Обрабатывая небольшой участок, эти землепашцы обязаны были отдавать значительную часть урожая в положенные сроки и в определённом количестве.»[8, с. 169].

На локальном уровне, в городах, жизнь регулировалась «Указом 1708 г. об укреплении и расширении круговой поруки в городах, как и в деревне, во главе десятидворок власти ставили старшин (баотоу, чэньтоу) из зажиточных ремесленников и торговцев. С их помощью осуществлялся сбор налогов и контроль за городским населением. «Если одна семья совершит проступок, девять других семей привлекаются за соучастие» - такая надпись была выбита на одной из сучжоуских каменных стел XVIII в. Каждый горожанин был занесён в специальные книги, приписан к своей улице и кварталу, обязан был дважды в месяц ходить на специальные проверки в управу.»[8, с. 171]. Подобно системе «пятидворок» в Японии, существовала порука и в Китае. Только здесь это приобретает деспотический характер, что в итоге и погубила династию наряду с оккупацией англичан.Что как следствие вылилось в Тайпинское восстание.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: